Заключение договора при международной перевозке грузов

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика

Обязательства перевозчика

Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

3. Какие виды договора о перевозках существуют?

Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

Вид документа

Особенности

Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

  • дату и номер;
  • реквизиты сторон;
  • наименование, количество и вес груза;
  • условия доставки;
  • данные о перевозчике;
  • подписи и печати сторон.

Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.

Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

5. Как можно расторгнуть сделку?

Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

Рекомендуем

На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.

Заключение договора при международной перевозке грузов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 259 “Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств”

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3805; 2019, N 29, ст. 3859) и подпунктом 5.2.10(7).4 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2015, N 47, ст. 6605), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2020 г.
Регистрационный № 61297

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 июля 2020 г. № 259

Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств

1. Выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом особенностей, указанных в пунктах 2-12 настоящих Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств (далее – Особенности).

Читайте также:  Мультимодальные (смешанные) перевозки

2. Подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащем иностранному перевозчику (далее – транспортное средство), к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:

а) международная товарно-транспортная накладная 1 ;

б) сертификат происхождения товара;

в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза (далее – поручение);

г) счет-фактура (инвойс);

д) ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

3. Международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств (далее – накладная), должна подтверждать:

а) при въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации – факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением данного факта является указание в накладной наименования государства погрузки транспортного средства и государства составления накладной, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства, и государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик (далее – государство перевозчика). При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица, или является его гражданином, или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, должна быть указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузоотправитель зарегистрированы в качестве юридических лиц, или являются его гражданами, или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименований государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика;

б) при выезде транспортного средства с территории Российской Федерации – разгрузку транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением разгрузки транспортного средства в государстве его регистрации является указание в накладной наименования государства разгрузки транспортного средства, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика. При этом в накладной в качестве государства погрузки транспортного средства, государства составления накладной и государства, в котором грузоотправитель зарегистрирован в качестве юридического лица, или является его гражданином, или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, должна быть указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузополучатель зарегистрированы в качестве юридических лиц, или являются его гражданами, или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименования государства разгрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика;

в) при въезде на территорию Российской Федерации транспортного средства, осуществляющего перевозку из морского порта, аэропорта или с железнодорожной станции, расположенных на территории государства-члена Европейского союза или государства-члена Европейской ассоциации свободной торговли (далее – ЕС и ЕАСТ соответственно), являющегося государством регистрации указанного транспортного средства, грузов, грузоотправители (владельцы) которых не зарегистрированы в качестве юридических лиц в государствах-членах ЕС и ЕАСТ, или не являются гражданами указанных государств, или не являются лицами без гражданства, имеющими на их территории место жительства, – факт погрузки транспортного средства в указанных морском порту, железнодорожной станции или аэропорту. Подтверждением данного факта является указание в накладной в дополнение к сведениям, указанным в подпункте “а” настоящего пункта, соответствующих морского порта, железнодорожной станции или аэропорта как места погрузки транспортного средства, номера и даты составления коносамента или иного документа морской, железнодорожной или воздушной перевозки, по которому груз был доставлен в морской порт, железнодорожную станцию или аэропорт.

4. Поручение должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью отправителя или получателя груза с указанием фамилии подписавшего, а также содержать следующую информацию:

маршрут перевозки груза;

наименование и вес груза;

информация о грузоотправителе (наименование, адрес, телефон, контактные данные лица);

полный адрес места погрузки транспортного средства.

5. Информация, содержащаяся в поручении, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной.

6. Информация о государстве происхождения товара (груза), содержащаяся в счет-фактуре (инвойсе), должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства, содержащейся в накладной. В случае если счет-фактура (инвойс) содержит информацию о месте погрузки и месте транспортного средства, государстве регистрации транспортного средства, государственном регистрационном номере транспортного средства, эта информация должна соответствовать информации о месте погрузки и месте разгрузки транспортного средства, государстве регистрации транспортного средства, государственном регистрационном номере транспортного средства, содержащейся в накладной.

7. Информация о государстве (месте) происхождении товара (груза), содержащаяся в сертификате происхождения товара, ветеринарном сертификате, фитосанитарном сертификате, документе, подтверждающем безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства и государстве регистрации транспортного средства, содержащейся в накладной.

8. В случае если с компетентным органом иностранного государства, в котором зарегистрировано транспортное средство, согласовано решение о выполнении перевозок грузов из третьих государств на основании российских разовых разрешений, которые дают право на осуществление двусторонней перевозки груза, такие разрешения должны содержать в поле “Особые отметки” отметки “Разрешается также перевозка грузов третьих государств”.

9. Информация о месте погрузки транспортного средства и наименовании груза в накладной должна совпадать с информацией о месте разгрузки транспортного средства и наименовании груза, содержащейся в международной товарно-транспортной накладной (накладных) или ее копии (их копий), оформленной (оформленных) для выполнения международной автомобильной перевозки грузов, предшествовавшей международной автомобильной перевозке грузов третьих государств (далее – накладная (накладные) предшествовавшей перевозки). Накладная (накладные) предшествовавшей перевозки должна (должны) быть заверена (заверены) печатью (при наличии) владельца склада или иного объекта, на котором груз был выгружен с одного транспортного средства и погружен на другое транспортное средство.

В случае если предшествовавшая перевозка выполнялась с одной таможенной территории на другую таможенную территорию, то в накладной предшествовавшей перевозки, оформленной для ее выполнения, должна быть проставлена отметка таможенного органа иностранного государства о пересечении таможенной границы.

10. Для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений, иностранный перевозчик предоставляет любой из следующих документов (комплектов документов):

Читайте также:  Глонасс для перевозок пассажиров

а) накладная, соответствующая положениям подпунктов “а” и “в” пункта 3 Особенностей;

б) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” (или “б”) пункта 3 Особенностей, и разрешение, соответствующее положениям и пункта 8 Особенностей;

в) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” (или “б”) пункта 3 Особенностей, и поручение, соответствующее положениям пунктов 4 и 5 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ;

г) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, и счет-фактура (инвойс), соответствующий положениям пункта 6 Особенностей;

д) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, а также сертификат происхождения товара или ветеринарный сертификат, или фитосанитарный сертификат, или документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, соответствующий положениям пункта 7 Особенностей;

е) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, и накладная (накладные) предшествовавшей перевозки, соответствующая положениям пункта 9 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ.

11. При непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 4-9 Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

12. Въезд на территорию Российской Федерации транспортных средств, осуществляющих перевозку груза в соответствии с многосторонним разрешением, предоставляющим в течение срока своего действия право на проезд транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территориям государств, участвующих в системе многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта (далее – многостороннее разрешение ЕКМТ), допускается не ранее истечения одного из следующих периодов, исчисляемых со времени предыдущего выезда транспортного средства с территории Российской Федерации по этому многостороннему разрешению ЕКМТ:

24 часа – при перевозках с территории государств, граничащих с государствами – членами Евразийского экономического союза;

72 часа – при перевозках с территории государств, не граничащих с государствами-членами Евразийского экономического союза.

13. Многостороннее разрешение ЕКМТ должно находиться на борту транспортного средства при перевозке груза между местами погрузки и разгрузки транспортного средства и в течение всего проезда негруженого транспортного средства, предшествующего рейсу с грузом или следующего за рейсом с грузом.

14. В бортовом журнале 2 должны иметься отметки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, о въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации и выезде транспортного средства с территории Российской Федерации.

15 . Иные особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств отсутствуют.

1 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (официальный сайт МИД России https://www.mid.ru), вступила в силу для СССР 1 декабря 1983 г., СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-Х “О присоединении СССР к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 32, ст. 491).

2 Руководство пользователя многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта (Официальный сайт Международного транспортного форума https://www.itf-oecd.org/, 1 января 2014 г.); является обязательным для Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1997 г. N 433 “О вступлении Российской Федерации в Европейскую конференцию министров транспорта” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 16, ст. 1905; 2009, N 19, ст. 2333); статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”.

Обзор документа

С 2021 г. будут действовать новые особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств. Ранее изданный акт по этому вопросу отменяется рамках механизма “регуляторной гильотины”.

Уточнен порядок подтверждения правомерности совершения перевозки. Усилен контроль за перевозками.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными. Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов. Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины. Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.
Читайте также:  Нормы перевозки багажа и ручной клади в самолете

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях. В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок. Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Авиаперевозки

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках – в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Читайте также:  Перевозка грузов в контейнерах морским транспортом

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка – 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
  • Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).
Читайте также:  Образец путевого листа для перевозки опасных грузов

Авиаперевозки: памятка потребителю

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителе й, грузополучателей »» (далее Правила),

Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках – в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка – 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Читайте также:  Попутные перевозки пассажиров и грузов

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

​ Органы полиции (противодействие мошенническим действиям в сфере предоставления услуг связи: смс-сообщения о выигрыше и т.д.).

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9

тел.: 8(495) 687-39-61

Часы работы: понедельник-пятн ица с 9-00 до 17-30

Воздушные перевозки пассажиров

Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2020 г. № 991
МОСКВА
Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

В соответствии со статьей 1072 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

2. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 июля 2020 г. № 991

ПОЛОЖЕНИЕоб особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее – договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Читайте также:  Перевозка производственного оборудования

Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

2. Настоящее Положение не применяется в отношении воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

3. В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:

а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

4. При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте “а” пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

5. В случаях, указанных в подпункте “б” пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

6. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

7. Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.

Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления.

8. Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (по электронной почте, оповещение по мобильному телефону, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.

9. По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ, если договор не соответствует пункту 1 настоящего Положения либо уведомление подано по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Подтверждение направляется перевозчиком способом, указанным в уведомлении пассажира, и должно содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого перевозчик обязан принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

10. Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Читайте также:  Перевозка опасных грузов авиатранспортом

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением. При подаче такого заявления в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика, пассажир предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ установленного образца, подтверждающий статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

11. Пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств, указанных в пункте 6 настоящего Положения, на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата, то такое заявление пассажира может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

12. В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Воздушные перевозки пассажиров

Приложение к приказу АО «Ижавиа»

от 21.03.2018 № 187

Договор воздушной перевозки пассажира

1. Общие положения

1.1. В настоящем договоре используются следующие термины:

билет — пассажирский билет и багажная квитанция, в том числе электронный билет, удостоверяющий настоящий договор;

договор перевозки — настоящий договор;

перевозка — воздушная перевозка пассажира и багажа;

перевозчик — все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с воздушной перевозкой;

электронный билет — билет, в котором информация представлена в электронно-цифровом формате; частями электронного билета являются маршрут/квитанция, оформляемая перевозчиком или от имени перевозчика, электронные купоны и посадочный документ (в установленных законодательством случаях);

Варшавская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12.10.1929, или указанная Конвенция с изменениями, внесенными Протоколом, подписанным в Гааге 28.09.1955, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке;

Монеральская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанная в Монреале 28.05.1999.

1.2. На международную перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила, установленные Монреальской конвенцией и/или Варшавской конвенцией, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке.

При внутренних перевозках правила перевозки регламентируются воздушным законодательством Российской Федерации.

1.3. По настоящему договору перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу, а пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку и провоз багажа (при его наличии) в соответствии с условиями применения тарифов перевозчика и установленными перевозчиком тарифами.

1.4. Перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; условиям применения тарифов перевозчика; условиям перевозки, установленным перевозчиком, и относящимся к ней правилам, с которыми можно ознакомиться на сайте перевозчика в сети Интернет.

1.5. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов.

1.6. Приобретая билет, пассажир подтверждает, что он ознакомлен со всеми существенными условиями договора перевозки, они ему понятны, и выражает свое согласие с предложенным вариантом следования.

К существенным условиям договора перевозки относятся, в том числе: пункт назначения, рейс, совершаемый воздушным судном, условие о возврате/невозврате провозной платы, норма бесплатного провоза багажа (при наличии), норма провоза ручной клади, размер провозной платы.

1.7. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверятся билетом.

1.8. Билет может быть оформлен в бумажной или электронной форме. При оформлении билета в электронной форме пассажиру выдается маршрут-квитанция.

1.9. Билет действителен для полета на воздушном судне, совершающем рейс в дату и время, указанные в билете. Перевозка по билету с открытой датой отправления осуществляется после бронирования пассажирского места и внесения перевозчиком или уполномоченным агентом в билет даты отправления и номера рейса. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, перевозчик не гарантирует перевозку на указанном рейсе.

Читайте также:  Как оформить заявку на перевозку груза железнодорожным транспортом

1.10. Перевозка пассажира осуществляется в той последовательности, в которой оформлены полетные купоны. В случае неявки пассажира на предыдущий рейс о своем желании следовать дальнейшим рейсом пассажир обязан известить перевозчика, в противном случае перевозчик оставляет за собой право аннулировать дальнейшую перевозку без предупреждения пассажира как не приступившего к перевозке (пункты 27, 75 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее — ФАП-82)).

1.11. Если билет, оформленный в бумажной форме, был пассажиром утрачен либо поврежден, то пассажир обязан обратиться по месту оформления билета или к перевозчику за выдачей дубликата билета. За выдачу дубликата билета взимается плата в размере, установленном перевозчиком.

1.12. Пассажир самостоятельно и за свой счет обязан оформить все пограничные, таможенные, иммиграционные и иные необходимые документы для соблюдения необходимых требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, в аэропортах отправления, назначения и промежуточной посадки. Перевозчик не несет ответственность перед пассажиром за возможные случаи наступления негативных последствий при нарушении данных требований.

1.13. Пассажир самостоятельно определяет возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. Об особых условиях перевозки, в том числе в связи с имеющимися у пассажира ограничениями жизнедеятельности или инвалидности (при их наличии), пассажир обязан сообщить перевозчику при бронировании или оформлении билета в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

При оформлении билета посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет пассажир сообщает перевозчику или агенту перевозчика в момент оформления билета о необходимости обеспечения особых условий перевозки путем заполнения соответствующего поля запроса на сайте (при наличии) или по телефону.

В случае если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки.

Стороны соглашаются, что состоянием здоровья пассажира, угрожающим безопасности самого пассажира или других лиц, создающим беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, считается, в том числе, нахождение пассажира в состоянии алкогольного опьянения, повышенный или пониженный уровень артериального давления у пассажира. В случае если у представителя перевозчика имеются основания считать, что пассажир находится в одном из указанных состояний, перевозчик вправе потребовать у пассажира пройти медицинское освидетельствование.

2. Отказ от перевозки

2.1. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки. Забронированное место при этом аннулируется и возвращается в систему продаж.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки (за исключением вынужденного отказа от перевозки) возврат провозной платы осуществляется в порядке и размере, установленных в условиях применения тарифов перевозчика.

2.2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

2.3. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

— отмены или задержки рейса, указанного в билете;

— изменения перевозчиком маршрута перевозки;

— выполнения рейса не по расписанию;

— несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

— несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

— необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

— болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете. Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры;

— непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

— неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Во всех иных случаях отказ пассажира от перевозки признается добровольным отказом от перевозки.

2.4. Вынужденный отказ возможен в течение срока годности билета, установленного перевозчиком. Срок годности билета (срок действия билета) устанавливается в условиях применения тарифов перевозчика.

2.5. При намерении пассажира отказаться от воздушной перевозки пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить АО «Ижавиа» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов:

1) личное обращение пассажира или его представителя по месту оформления билета или в кассы АО «Ижавиа» при предоставлении документов, указанных в пункте 2.6 договора;

2) через личный кабинет на официальном сайте АО «Ижавиа» (в случае оформления билетов на официальном сайте АО «Ижавиа»);

3) письменное обращение пассажира или его представителя в АО «Ижавиа» с предоставлением документов, указанных в пункте 2.6 договора. Письменное обращение может быть направлено по почте (426015, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Аэропорт) либо по электронной почте (office@izhavia.su).

В случае письменного обращения датой уведомления об отказе от перевозки является дата получения АО «Ижавиа» обращения со всеми документами.

В случае если билет был приобретен юридическим лицом, независимо от канала продажи, помимо вышеуказанных документов предоставляется доверенность на получение денежных средств за подписью руководителя юридического лица.

Читайте также:  Международные воздушные перевозки грузов

2.6. Для оформления отказа от воздушной перевозки пассажир должен предоставить АО «Ижавиа» следующие документы:

1) письменное заявление, составленное в произвольной форме;

2) билет или маршрут-квитанцию (при наличии);

3) документ, удостоверяющий личность пассажира, на основании которого был оформлен билет, или его копию;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира (при обращении представителя), или его нотариально заверенную копию;

5) документ, удостоверяющий личность представителя (при обращении представителя), или его копию.

2.7. Возврат пассажиру провозной платы за чартерную перевозку не производится.

2.8. Возврат провозной платы осуществляется по месту оформления билета.

2.9. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях:

— нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

— отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

— если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

2.10. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.

3. Ответственность перевозчика

3.1. За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года исчисление платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

3.2. В случае полной или частичной утраты, повреждении (порчи) багажа, зарегистрированного и переданного перевозчику, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

— в размере объявленной ценности в случае принятия к воздушной перевозке багажа с объявлением ценности. За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа;

— в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса в случае принятия к воздушной перевозке багажа без объявления ценности;

— в размере стоимости вещей, находящихся при пассажире, но не более чем одиннадцать тысяч рублей в случае невозможности ее установления;

— в случае международной перевозки — в размере согласно Монреальской конвенции.

3.3. В случае нарушения договора воздушной перевозки перевозчик по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика или пассажира.

3.4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира пассажир предъявляет перевозчику заявление или претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Претензия (заявление) к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.

3.5. В случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно уведомить об этом перевозчика в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа. В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

3.6. Порядок выдачи, хранения и розыска зарегистрированного багажа установлен главами 12, 13 ФАП-82.

3.7. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах услуги, предусмотренные пунктом 99 ФАП-82.

3.8. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с гражданским законодательством.

4. Заключительные положения

4.1. Во всем ином, не урегулированном данным договором, пассажир и перевозчик руководствуются законодательством Российской Федерации или международными договорами, а также правилами, установленными перевозчиком.

Обращаем внимание: опубликование информации на официальном сайте авиаперевозчика является надлежащим информированием пассажиров обо всех существенных условиях договора воздушной перевозки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: