Уезд с места ДТП
![]() |
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:
немедленно остановить транспортное средство;
не двигаться с места;
включить аварийную сигнализацию;
выставить на дороге знак аварийной остановки;
не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.
За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Ответственность и наказание
Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:
лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;
арест на срок до 15 суток.
Срок давности составляет два месяца.
От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:
если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;
в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;
столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.
К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:
водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.
Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:
участниками ДТП стали не более двух автомобилей;
в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;
водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;
размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;
у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;
возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
необходимо было отвезти пострадавших в больницу.
Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.
Причины уезда с места ДТП
Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.
Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.
В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.
Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.
Что грозит, если уехал с места ДТП?
За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».
Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).
В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:
был признан виновником аварии;
должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.
Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.
Могут ли найти?
На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.
Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.
Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.
Размер штрафа
Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.
Что делать, если участник ДТП скрылся?
Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:
пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;
происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.
В первом случае необходимо предпринять следующие действия:
запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;
если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;
найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;
сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;
дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;
Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:
сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;
попытаться найти свидетелей произошедшего;
если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;
совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.
Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.
Наказание за оставление места ДТП в 2022 году
Водитель, скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия в 2022 году, признается нарушителем и получает наказание по КоАП РФ. Однако в нормативных актах имеются указания на ситуации, когда можно удалиться с места аварии. Важно знать, в каких случаях водителя могут лишить прав за оставление места ДТП в 2022 году, чтобы не совершать ошибок в сложной ситуации.
Когда считается, что водитель оставил место ДТП?
Четкое определение термина «оставление места ДТП» в правовых документах отсутствует, есть лишь собирательное понятие. Гражданин, уехавший или ушедший с участка, где произошло столкновение, в 2022 году будет признан нарушителем, а его действия расцениваются как намерение уклониться от ответственности.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.
В суде под оставлением места аварии признают следующие ситуации:
- Не оказание помощи пострадавшим и освобождение участка дороги, где произошло ДТП — п.2.6 ст.2 ПДД (не оказание помощи пострадавшим, отсутствие звонка в скорую помощь) и ст.125 гл.16 УК РФ – оставление пострадавшего в заведомо тяжелом состоянии.
- Перемещение транспортных средств без причины, отсутствие необходимости освобождать проезжую часть – ст.12.27 КоАП РФ.
- Стороны или одна сторона не дождалась прибытия сотрудников ГИБДД. Это действие приравнивается к умышленному оставлению места аварии – ст.12.27 КоАП РФ.
Внимание
Невыполнение водителем – участником ДТП, обязанностей, предусмотренных нормами ПДД при возникновении аварии на дороге, назначается административный штраф 1000 рублей во всех случаях кроме тех, которые предусмотрены частью 2 ст.12.27 КоАП (ч.1 ст.12.27 КоАП). Если водитель, виновный или пострадавший, отсутствует на месте в момент прибытия инспектора ГИБДД, он отмечается как отсутствующий, а его действиям будет дана правовая характеристика.
Когда водителю разрешается покинуть место аварии?
В 2022 году только в отдельных случаях можно уехать с участка ДТП и не нарушить закон:
- Отступление от требований, изложенных в п.2.5 ПДД возможно в случае, когда необходимо доставить раненного в больницу. Водитель, являющийся участником аварии, отвозит пострадавшего в лечебное учреждение, если другого транспорта для этих целей не нашлось (п.2.6 ПДД). Чтобы это действие не было квалифицировано как побег, нужно заранее сообщить в ГИБДД свою фамилию и номер ТС. Доставив пострадавших в приемный покой необходимо вернуться назад.
- Необходимо освободить трассу для проезда других машин. Убедившись, что машины, участвующие в аварии, мешают проезду транспорта, водители должны сделать фотографии места происшествия и отодвинуть машины к обочине(п.2.6 ПДД)
- Водители между собой решили вопрос о возмещении ущерба. В таком случае они могут разъехаться и не регистрировать происшествие в ДТП, согласно п.2.6.1 ПДД, при условии, что не был причинен вред людям и объектам городской инфраструктуры, а также, определен виновник аварии, и он согласен полностью возместить причиненный ущерб. Важно убедиться, что в аварии участвовали только два транспортных средства. Если машин больше, без регистрации ДТП покидать место аварии нельзя.
Водители могут не вызывать инспектора ГИБДД и составить Европротокол, при условии, что отсутствуют пострадавшие, не причинен вред городскому имуществу, а ответственность водителей застрахована по ОСАГО.
Перед тем, как оставить участок с транспортным средством, необходимо как можно подробнее зафиксировать начальное положение машин – сделать фото или видеосъемку. На фотографиях и видео должно быть четко видны положения машин после столкновения, государственные регистрационные номера каждого автомобиля. Также к материалам прилагается запись видеорегистратора, где зафиксирована авария.
Наказание за оставление места ДТП в 2022 году
Ранее действовавшее наказание за оставление места ДТП по Уголовному кодексу, в 2022 году не применяется. Возможны санкции по Кодексу об Административных правонарушениях:
Вид наказания | Когда устанавливается | Нормативный акт |
---|---|---|
Штраф (1000 рублей) | Во всех случаях при оставлении места ДТП | 2ч.Ст.12.27 КоАП РФ |
Лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет | По решению суда | |
Арест на срок до 15 суток | По решению суда |
Узнать о назначенных штрафах и других санкциях водитель может на портале Госуслуги, или на сайте ГИБДД. На дом высылают официальное почтовое уведомление, поэтому, даже если водитель оставил место аварии не умышленно, не зная о причиненном им вреде, через некоторое время он будет уведомлен о происшествии государственными службами.
Нормативная база
Нормативно – правовые акты, регулирующие ПДД и процесс назначения наказаний за оставление места дорожно – транспортного происшествия:
- Пункт 2.5 ПДД – описаны действия, которые необходимо предпринять водителю в случае аварии, чтобы не быть арестованным или наказанным.
- Статья 12.27 КоАП – устанавливает ответственность за оставление водителем места дорожно – транспортного происшествия. Назначается одна из санкций, избранная судом – лишение прав или арест. Применение к одному водителю сразу двух санкций за одно и то же правонарушение не допускается.
К сведению
Следует учесть, что ранее действовавшая норма ст. 265 УК РФ в 2022 году утратила свою силу и не является действительной.
Пострадавший водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия
Оставить место происшествия пострадавший может по разным причинам, например, не заметив, что его ударили. Правильное действие виновного – стоять на месте, не пытаться догнать машину.
Возможно, что через некоторое время пострадавший вернется на место ДТП и вызовет полицию, а если это произойдет, то виновным в аварии будет признан водитель, оставивший место происшествия.
Единственное, что может сделать виновный водитель в 2022 году – вызвать ГИБДД. Это нужно прежде всего для того, чтобы предотвратить возможную автоподставу – ситуацию, когда пострадавший начинает требовать компенсацию.
Если пострадавший водитель уехал с места ДТП, необходимо действовать, как в стандартной аварии:
- Вызвать ГИБДД и зафиксировать факт присутствия виновного на месте аварии.
- Самостоятельно сделать фотографии, а по возможности, видеосъемку места происшествия. Если ДТП наблюдали свидетели, рекомендуется попросить их дать показания инспектору или оставить номер телефона для связи и дальнейшего привлечения к делу.
- Указать в заявлении и протоколе факт отсутствия на месте пострадавшей стороны.
- Действовать по указаниям сотрудника ГИБДД.
ВАЖНО
Не при каких обстоятельствах не следует ехать за пострадавшим водителем. Виновный должен оставаться на месте аварии возле своей машины и дожидаться прибытия инспектора ГИБДД.
Виновный водитель уехал с места дорожно-транспортного происшествия
Не следует устремляться в погоню за виновником. Водитель, скрываясь с места аварии, нарушает нормы КоАП и рискует лишиться прав на 1,5 года. При этом не имеет значения, кто именно оставляет место происшествия, виновный или пострадавший, поэтому, отъезжая даже на небольшое расстояние, автомобилист попадает под действие той же статьи – 12.27 КоАП.
Что нужно сделать в 2022 году пострадавшему водителю, оставшемуся на месте ДТП:
- По-возможности записать или сфотографировать номера машины виновника. Это поможет быстрее найти его. Если запись аварии попала на видеорегистратор, нужно убедиться, что никто не сотрет ее. Для подстраховки следует выгрузить видео на телефон или планшет.
- Вызвать ГИБДД, сделав сообщение об отсутствии виновника аварии на месте.
- Найти свидетелей аварии и попросить их дать показания. Если граждане, которые видели ДТП, не могут остаться на месте, следует выписать их данные – ФИО и номер телефона.
Если водитель получил травму сам или должен оказать помощь пострадавшим, он может на некоторое время оставить место аварии, отправившись в лечебное учреждение. Данное действие не будет классифицировано как оставление места ДТП в 2022 году, если другой возможности оказать помощь себе или пострадавшим нет (п.2.6 ПДД).
Штраф за оставление места ДТП
За оставление места аварии при отсутствии пострадавших в 2022 году водителю грозит штраф – 1000 рублей, который назначается за невыполнение обязанностей, предусмотренных Правилами Дорожного движения (ст.12.27 КоАП).
В 2022 году крупные штрафы назначаются судом в более серьезных случаях:
- авария произошла из-за алкогольного опьянения водителя, после чего он оставил место ДТП – 30 000 рублей – ч.3 ст.12.27 КоАП;
- нарушение ПДД (перемещение авто, оставление места аварии) и правил эксплуатации, легкий вред потерпевшему – от 2 000 до 5 000 рублей – п.1. ст.12.24 КоАП;
- причинение вреда здоровью средней тяжести в результате нарушения правил ПДД – штраф до 25 000 рублей – п.2 ст.12.24 КоАП.
Виновный в аварии, в которой люди погибли или получили серьезные травмы, будет осужден по Уголовному законодательству.
Лишение прав за уезд с места аварии в 2022 году
Водитель, лишенный прав, должен передать свое водительское удостоверение в ГИБДД на тот срок, который указан в постановлении суда. Если отягчающие обстоятельства отсутствуют, водителя лишают прав на 1 год. При наличии отягчающих обстоятельств срок лишения ВУ за оставление места ДТП варьируется с 12 до 18 месяцев. После судебного заседания, виновному выдается решение с конечной датой, при наступлении которой можно подать заявку в ГИБДД и восстановить документ.
Процесс лишения водительского удостоверения за оставление места ДТП в 2022 году:
- Инспектор ГИБДД составляет протокол о правонарушении с указанием статьи КоАП.
- Проводится заседание комиссии при Государственной Автомобильной Инспекции. На заседании решают, будет ли наложен штраф на нарушителя, или дело передается в суд.
- Назначается дата рассмотрения дела в суде.
- Проводится судебное заседание. Выносится решение. Пострадавшему и виновному, если они являются участниками процесса, выдается решение в письменном виде.
- Осуществляется передача ВУ в отделение ГАИ. Водителю будет выдана справка о принятии удостоверения с указанием номера протокола и решения суда, датой принятия ВУ, датой возврата. На основании этой справки в дальнейшем будет осуществляться возврат документа.
Процесс лишения водительского удостоверения за оставление места ДТП сложен. Правильные действия водителя на каждом этапе, предоставление доказательств и наличие четкой, аргументированной позиции необходимо для смягчения или отмены приговора.
Лишить гражданина водительского удостоверения в 2022 году может только суд, после изучения материалов дела и признания вины за конкретным водителем.
Чтобы вынести приговор, судья должен убедиться, что именно указанный в протоколе водитель оставил место дорожно-транспортного происшествия. Для определения вины суд анализирует все предоставленные материалы – протокол, фотографии и видеозаписи, показания свидетелей, записи с дорожных камер.
Срок лишения ВУ
Срок лишения водительских прав за оставление места ДТП в 2022 году устанавливает суд. Минимальный период — 1 год, максимальный – 1,5 года.
При определении срока суд руководствуется несколькими аспектами:
- Наличие потерпевших и характер увечий.
- Другие правонарушения, ставшие причиной ДТП.
- Масштаб повреждений объектов городской инфраструктуры.
- Самостоятельное заявление виновником о правонарушении.
Наличие даже одного фактора может стать основанием для сокращения срока лишения водительских прав. Но, если возникло ДТП со смертельным исходом, никакие послабления не могут быть приняты.
Неумышленное оставление места ДТП
В некоторых случаях водитель неумышленно оставляет место аварии, и это важно доказать в суде.
Наказание за оставление места ДТП в 2022 году не назначается, или смягчается, если:
- Стороны ДТП самостоятельно решили спор и договорились о компенсации, ущерб возмещен добровольно.
- Правонарушение было совершено женщиной, находящейся в положении, или с ребенком на руках – ст. 4.2 КоАП.
- Повреждения авто не существенные. Водитель не догадывается о том, что им был нанесен ущерб другому транспортному средству – ст.4.2 КоАП.
- Нарушитель закона раскаялся в содеянном на стадии предварительного расследования – ст.4.2 КоАП.
- Нарушение было устранено самостоятельно, гражданин вернулся на место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД – ст.4.2 КоАП.
- Административное правонарушение совершено несовершеннолетним ребенком.
Все эти обстоятельства могут быть рассмотрены судом и приняты как значимые для дела. Водитель может избежать наказания за оставление места ДТП, если им была соблюдена процедура уведомления ГИБДД о происшествии, но сотрудники не осуществили выезд на указанное место.
Если с момента звонка прошло 3 часа, водители могут оставить место происшествия по закону, но рекомендуется сделать повторный звонок (Сроки административного задержания ТС установлены ст.27.5 КоАП.). Если во время звонка выясняется, что сотрудники инспекции все же будут на месте не скоро, то наказание за оставление места ДТП не может быть назначено.
Юридически, обязанность участников аварии оставаться на месте является административным задержанием, поскольку свобода передвижения граждан ограничена. Эта мера установлена статьей 27.5 КоАП РФ, однако, пока вина водителей не доказана, срок задержания не должен превышать 3 часа.
Рекомендуется зафиксировать время звонка в ГИБДД, сделать фотографии и видеозапись места происшествия, и после этого можно уезжать – оставление места ДТП в данном случае не будет умышленным, но позже водители будут вызваны в ГИБДД для составления протокола о происшествии..
Возврат водительского удостоверения после лишения
В 2022 году существует определенная процедура возврата изъятого водительского удостоверения:
- В выданном на руки постановлении суда указана дата, когда наказание за оставление места ДТП перестает действовать. Обращаться в инстанцию, отобравшую права, можно уже на следующий день после наступления этой даты. Но к визиту необходимо подготовиться заранее.
- Документы будут возвращены только при условии, что на руках имеются справки, подтверждающие прохождение повторных экзаменов на знание правил дорожного движения. Пройти этот экзамен можно за месяц до обращения в ГИБДД.
- Дополнительно предоставляется пакет документов: российский паспорт для подтверждения личности водителя; справка, подтверждающая передачу удостоверения в отдел ГИБДД; ксерокопия судебного постановления с конечной датой.
К сведению
Может потребоваться медицинская справка. Несмотря на то, что этот документ не является строго обязательным, при предъявлении требования инспектором его все же придется предоставить, поэтому, следует заблаговременно пройти медицинскую комиссию.
Обязательное условие для возврата водительского удостоверения – повторная проверка знаний ПДД. Экзамен необходимо сдать успешно, в противном случае получить права с первого раза не удастся. Если были допущены ошибки в ответах, назначается пересдача через 7 дней.
Нюансы
Существует несколько нюансов, о которых нужно знать водителям не только для того, чтобы не нарушать закон по незнанию, но и защитить свои права:
- Привлечь водителя к ответственности при условии отсутствия пострадавших и погибших в аварии, можно только в течение 3 месяцев (ч.1 ст.4.5 КоАП). Если в этот срок не поступило уведомление о слушании дела в суде, наказание назначено не будет.
- Неумышленное оставление места аварии может произойти по причине незнания закона или из-за страха ответственности. Наказания в этом случае избежать не удастся, но можно его смягчить, сотрудничая с правоохранительными органами и не укрываясь от сотрудников ГИБДД.
- В 2022 году наказание за оставление места ДТП может установить только суд. Нарушитель не вправе выбрать для себя штраф или арест. В большинстве нарушений применяемая мера наказания – лишение прав на срок до 1,5 лет.
Внимание
Не знание правил дорожного движения или закона не освободит водителя от ответственности и не будет расценено судом как смягчающее обстоятельство.
Если водитель по причине испуга скрылся с места аварии, рекомендуется проконсультироваться у профессионального юриста, чтобы защитить собственные права и интересы.
Штраф за оставление места ДТП
Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
- Что значит покинуть место ДТП
- Какой штраф
- Лишение прав
- Оставление места ДТП без пострадавших
- Неумышленное оставление места ДТП
- Что если другой участник скрылся
- Cрок давности
- Как избежать наказания
Что значит покинуть место ДТП
Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.
Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года.
Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:
- оставление места — машина задела другую и уехала;
- перемещение — машина задела другую и отъехала на обочину, чтобы не перекрывать дорогу.
Какой штраф за оставление места ДТП в 2022 году
Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.
Лишение прав за уезд с места аварии
Срок лишения. В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.
Происходит это так:
- участник аварии скрылся;
- инспектор на основании жалобы остальных участников ДТП составляет протокол и передает дело в суд;
- судья принимает решение о мере наказания.
Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.
Возврат водительского удостоверения после лишения. Чтобы вернуть права, придется:
- сдать теоретический экзамен в ГИБДД, когда пройдет половина срока;
- погасить все штрафы. Проверить можно на главной странице сервиса;
- пройти медкомиссию и получить справку, если лишили за нетрезвую езду;
- поехать в ГИБДД с паспортом, медсправкой, копией постановления и документом о сдаче экзамена.
Как оспорить отнятие прав и что будет, если снова сесть за управление авто после этого, читайте в другой нашей статье.
Оставление места ДТП без пострадавших
Когда разрешается уехать. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:
- в аварии не пострадали люди;
- поврежден только один автомобиль, например, водитель по невнимательности въехал в дерево.
При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.
Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам. Сделать так можно, если выполнены два условия:
- в аварии ни один человек не пострадал;
- никто из водителей не имеет претензий по поводу случившегося.
Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.
Неумышленное оставление места ДТП
Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.
Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.
Что делать, если другой участник скрылся
Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.
Найти видеозаписи. Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02
В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.
Также можно попросить у водителей проезжающих авто записи с регистратора. Запишите телефон водителя и в ближайшее время попросите отправить запись на электронную почту.
Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.
Приобщить записи к заявлению в полицию. Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.
Какой срок давности у оставления места ДТП
Срок административного привлечения. Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:
- участник ДТП уехал;
- нанес легкий вред здоровью пострадавшим и уехал;
- нанес вред средней тяжести и уехал.
Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.
Срок административного рассмотрения. Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.
Срок уголовного привлечения. Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:
- пострадавший получил тяжкие повреждения;
- пострадавший погиб;
- погибли двое и более людей.
Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.
Срок уголовного рассмотрения. В законах нет точной формулировки, есть лишь понятие «разумный срок». При расчете срока учитываются сложность материалов проверки по делу, а также что действия всех участников дела, включая судью, прокурора, адвоката и дознавателя эффективны и достаточны.
Как избежать наказания
Составить схему ДТП. Водителя не накажут, если в аварии пострадала только его машина, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.
Составить Европротокол. Это оформление ДТП для последующего сообщения в страховую без привлечения инспектора ГИБДД. Оформить такой документ можно, если выполнены условия:
- в ДТП не больше двух машин;
- у водителей есть ОСАГО;
- пострадали только машины;
- у автовладельцев нет разногласий о причине аварии.
Найти видеозаписи, если обвиняют вас. Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.
Александр Торвард, автоюрист
Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.
Виновник ДТП скрылся — как получить выплату ОСАГО
Инструкция в случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, по получению выплаты по страховке без проблем и бюрократических проволочек.
Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?
Порядок действий
Первое, что нужно сделать — максимально успокоиться и «взять себя в руки». В данной ситуации паника может только навредить. Если после аварии ваш оппонент пытается скрыться, важно вовремя среагировать и записать регистрационный номер его транспорта, марку и модель.
Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.
Что запрещают делать компании, предоставляющие услуги обязательного страхования автогражданской ответственности, если водитель виноватый в аварии скрылся с места ДТП сразу после произошедшего:
- Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
- Покидать место происшествия.
- Передвигать повреждённое транспортно средство.
Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.
Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.
Поиск свидетелей
Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.
Одно из лучших доказательств — видеозапись. Следует внимательно осмотреть прилегающую окружность, возможно, на каком-либо здании есть камера. Если свидетель найден, но у него нет времени дожидаться инспектора ГИБДД, обязательно возьмите контакты. Кроме того, можно попросить человека написать показания. Для этого достаточно обычного листа бумаги, в котором указывается:
- Ф.И.О и контакты.
- Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
- Дата и подпись с расшифровкой.
По негласным правилам ОСАГО, если виновник скрылся с места ДТП, а свидетели не найдены, можно обратиться к помощи средств массовой информации, социальных сетей или расклеить объявления рядом с местом аварии. Много информации есть на ресурсе «Ясвидетель.ру». Ещё один вариант — обращение к детективному агенту. Услуга платная, но очень действенная.
Что делать, если виновник не установлен
Если в процессе оперативно-розыскных мероприятий свидетелей найти не удалось, пострадавшему следует обратиться к страхователю. Страховой агент обязан зафиксировать ДТП и предпринять все возможные меры по устранению дефектов на повреждённом ТС. В случае отказа от выплаты ущерба потребуется:
- Написать претензию в страховую компанию.
- Зафиксировать факт её подачи.
- Дождаться ответа от руководства.
- В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.
В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.
Правила оформления протокола
Если виноватый в ДТП водитель скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне следует в обязательном порядке включить аварийные сигналы, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудника ГИБДД. Первое, что нужно сделать при звонке инспектору — сообщить все имеющиеся данные о виновнике. Это поможет найти его по «горячим следам».
После прибытия сотрудника госорганов водителю необходимо предоставить полную информацию о случившемся и привлечь свидетелей (если они найдены). Следующий этап — заполнение протокола. В нём должна присутствовать следующая информация:
- Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
- Подробное описание случившегося.
- Данные о свидетелях, их контакты и показания.
- Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
- Описание погодных условий на момент аварии.
- Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.
Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.
Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.
Уведомление страховой компании
После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.
При отсутствии какого-либо документа компания может отказать в выплате компенсации. Кроме того, сообщить о наступлении ДТП нужно в течение пяти суток с момента происшедшего. Доставить повреждённое транспортное средство клиент обязан также не позднее, чем через пять дней. Все эти вопросы регулируются статьёй 3 ФЗ № 11 «Об ОСАГО».
Действия и пакет документов — как получить выплату
Если виновник аварии скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне необходимо собрать пакет документов и обратиться в свою страховую компанию. В перечень документации входит:
- Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
- Заявление о наступлении страхового случая.
- Водительские права пострадавшего.
- Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
- Документы на транспортное средство.
- Полис ОСАГО.
- Банковские реквизиты для получения компенсации.
- Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
- Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
- Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
После подачи документов страховая компания даёт направление на осмотр транспортного средства. Это необходимо для оценки причинённого ущерба. Определение суммы компенсации проходит в два этапа — первичный осмотр и более тщательная экспертиза (при необходимости). Определённой формулы нет, но есть правила расчёта ущерба, установленные ЦБ РФ (Центробанком). При формировании суммы специалист учитывает:
- цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
- расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
- амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
- стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
- цену транспортного средства до аварии.
По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.
Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.
Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО
Отсутствие страхового полиса обязательного страхования у водителя виноватого в аварии — не редкость. Но как быть в такой ситуации? В этом случае нужно собрать пакет необходимых документов — справка из ГИБДД, паспорт владельца ТС, ПТС и протокол с места происшествия. Далее есть два варианта решения вопроса:
- Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
- Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.
Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.
В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
Так, с января по июль 2022 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2022 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.
По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.
Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.
Справедливое наказание
До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.
За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.
Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.
Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.
Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.
Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.
В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.
Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.
С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.
Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.
После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.
В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.
Предупреждение совершения преступления
Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.
С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.
С апреля 2019 г. по март 2022 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2022 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.
Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.
Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2022 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).
В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.
Обзор главных тем недели: ДТП с участием школьного автобуса и приговор Владимиру Лонскому
Сетевое издание «ВНовгороде.ру» предлагает подвести итоги недели. Сначала взглянем на материалы, набравшие больше всего просмотров.
Две аварии с участием школьных автобусов произошло на этой неделе. 8 апреля рано утром ушёл в кювет автобус, который вёз детей по маршруту от деревни Хотяж. 11-летняя девочка и 61-летняя женщина госпитализированы с сотрясением головного мозга. На следующий день в посёлке Хвойная водитель, который развозил ребят после занятий, не выбрал безопасную дистанцию и столкнулся с ВАЗ-21074. Никто не пострадал.
Песок, оставшийся после схода снега, стал поводом для визита мэра на площадку ООО «Мехуборка». Этой зимой подрядчик высыпал на улицы города 12 тонн песка. Сергей Бусурин поручил к моменту заключения следующего контракта на уборку проработать возможность перехода на смесь нового образца хотя бы в одном из районов города. Она будет с меньшим содержанием песка и менее вредной для обуви и лап животных, но и обойдётся в 4-5 раз дороже.
Заместитель гендиректора АО «СМУ-57» Юрий Пшеницын встретился с инициативной группой новгородцев. Их встревожили повреждения, полученные деревьями в ходе не так давно начавшейся реконструкции Ильиной улицы. Юрий Пшеницын извинился за действия водителя экскаватора, который на его глазах повредил одно из деревьев, но не смог объяснить, кто обрубил ветви на нескольких яблонях. Также оказалось, что три дерева всё-таки срубят.
Апрельские заморозки и наледь на дорогах вызвали множество ДТП. В одном из них пострадала депутат облдумы, первый секретарь областного комитета КПРФ Ольга Ефимова. Машину занесло, она съехала в кювет и опрокинулась.
На заседании оперштаба по борьбе с распространением коронавируса губернатор в очередной раз раскритиковал руководство торговых центров за недостаточный контроль масочного режима. Главный редактор «ВНовгороде.ру» размышляет о том, почему виноватыми в росте заболеваемости оказался бизнес – на фоне низкой мотивации граждан вакцинироваться и заполненными залами ночных клубов.
Теперь перейдём к темам, которые показались интересными и важными редакции нашего издания.
Несчастный случай произошёл на производстве по переработке вторичного сырья у одного из индивидуальных предпринимателей в Великом Новгороде. 68-летний мужчина получил травмы головы при работе на станке и скончался на месте происшествия. Проводится проверка.
В правительстве региона опровергли публикацию о якобы готовящемся закрытии роддома на улице Тихвинской. Издание «Великий Новгород.ру» со ссылкой на медиков сообщило о том, что после исключения из списка ковидных госпиталей в роддоме сократили все отделения, кроме двух. В правительстве, напротив, отмечают, что учреждение со дня на день начнёт работу, а во время масштабного ремонта и строительства перехода между роддомом на Державина и детской больницей все родовспоможения будут проходить в филиале на Тихвинской.
Начальника УГИБДД по Новгородской области признали виновным в получении взятки в крупном размере и взятки в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Владимиру Лонскому назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима и штраф более 1,5 миллионов рублей.
Министром природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области назначен Илья Маленко. Владимир Королёв, занимавший этот пост ранее, уволился 3 марта. С 2017 года Маленко был министром промышленности и торговли.
13 человек примут участие в праймериз «Единой России». Константин Харламов и Дмитрий Воронов подали документы на участие в предварительном голосовании по определению кандидатов в Государственную и Новгородскую областную Думу, остальные 11 человек – только в облдуму. Праймериз пройдут с 24 по 30 мая в онлайн-формате.
«ВНовгороде.ру» следит за развитием событий.
Фото из архива издания и из открытых источников