Перевозка лекарственных препаратов
Нормативная документация и основные требования
Статья в формате видеолекции здесь.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы:
– кто имеет право осуществлять перевозку лекарственных препаратов;
– какой нормативной документацией регламентирован данный процесс;
– какие существуют основные требования к порядку перевозки лекарственных препаратов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №61-ФЗ перевозка лекарственных препаратов включена в определение термина «обращение лекарственных средств» (это разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств) и в понятие «фармацевтическая деятельность» (деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов).
Обращаем внимание, что в Положение о лицензировании №1081 в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих фарм. деятельность, также входит перевозка лекарственных средств и лекарственных препаратов.
Кроме Федерального закона №61-ФЗ организация перевозки также регламентирована приказом 646н. Следует обратить внимание, что на момент вступления в силу Положения о лицензировании №1081, приказа 646н (с требованиями к перевозке) еще не было, и многие организации, не осуществляющие данный вид деятельности, включали пункт перевозки лекарственных препаратов в свою лицензию.
После вступления в силу 1 марта 2017 года приказа 646н, если в лицензии есть пункт перевозки лекарственных препаратов, организация обязана выполнять установленные к данному виду деятельности требования (даже если на самом деле перевозкой не занимается). Учитывая, что перевозка лекарственных препаратов входит в сферу и лицензионных требований (согласно п.п. «в» п.5 Положения о лицензировании №1081, лицензиат, осуществляющий оптовую торговлю лекарственными средствами, должен соблюдать правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов), аптечный склад, имеющий в лицензии право перевозки, в случае проведения проверки в рамках лицензионного контроля, обязательно будет проверен по приказу 646н.
То же самое касается розничной аптечной организации (согласно п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании №1081, лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами, должен соблюдать правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов), т.е. аптечная организация, имеющая в лицензии право перевозки, в случае проведения проверки в рамках лицензионного контроля, обязательно будет проверена по приказу 646н.
Что касается проведения проверок в рамках федерального государственного надзора, при наличии в лицензии пункта перевозки лекарственных препаратов, организация также будет проверена по приказу 646н (согласно п.п. «а» п.5 Положения о лицензировании №1081, государственный надзор включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения требований к перевозке).
Напоминаем, что, если речь идет о плановой проверке в рамках федерального государственного надзора, предмет проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные приложениями 10-18 приказа Росздравнадзора №9438 (тема проверочных листов (чек-листов) также освещена видеолекцией в нашем сертификационном курсе для провизоров и фармацевтов).
Таким образом, и в рамках федерального государственного надзора и в рамках лицензионного контроля проверка по перевозке осуществляется в части требований приказа 646н.
Что касается административной ответственности за допущенные нарушения, она предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (нарушение п.п. «в» и п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании №1081) – штраф от 100 до 200 тыс. рублей; частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (если нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан) – штраф от 100 тыс. рублей; и частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан) – штраф от 300 тыс. рублей.
Рассмотрим основную документацию, касающуюся перевозки лекарственных препаратов.
В случае осуществления организацией процедуры перевозки обязательно должен быть в наличии СОП «Перевозка лекарственных средств». В проверочных листах (списках контрольных вопросов) на данный момент присутствует вопрос: фиксируется ли субъектом обращения лекарственных средств информация о их перевозке? Поэтому при проведении проверки, в случае наличия в организации внутреннего приказа о фиксации информации о перевозке, необходимо в качестве подтверждения предоставить данный приказ контролирующему органу.
Согласно п. 60 приказа 646н, планирование перевозки должно осуществляться субъектом обращения лекарственных препаратов на основании проведенного анализа и оценки возможных рисков. Поэтому в случае наличия в аптечной организации внутреннего приказа об анализе и оценке возможных рисков при перевозке (длительные перевозки, транзитные остановки, ремонт оборудования и т.д.), его также необходимо в качестве подтверждения предоставить контролирующему органу.
В соответствии с п. 63 приказа 646н, руководитель субъекта обращения лекарственных препаратов обеспечивает проведение инструктажа о порядке подготовки изотермических контейнеров к перевозке лекарственных препаратов (с учетом сезонных особенностей), а также возможности повторного использования хладоэлементов. Поэтому информация о том, как проводится инструктаж и где это фиксируется, в организации также должна быть.
Субъект обращения лекарственных препаратов при подготовке к перевозке обеспечивает согласование с получателем остаточных сроков годности поставляемых лекарственных препаратов. Проверяющий орган обязательно обратит внимание, происходит ли данное согласование, каким образом и где это указано (в договоре поставки лекарственного препарата либо в других документах).
Деятельность по перевозке, переданная организацией оптовой торговли для осуществления другой (сторонней) организации определяется, согласовывается и контролируется во избежание разночтений, способных привести к неудовлетворительному качеству лекарственных препаратов или выполняемых работ.
Договор, по которому осуществляется передача деятельности на аутсорсинг, заключается с указанием обязанностей каждой из сторон, порядка действий и ответственности сторон.
В случае перевозки аптечной организацией лекарственных препаратов самостоятельно, контролирующий орган обратит внимание на наличие транспортного средства, и того факта, на каком основании данное транспортное средство организации принадлежит (аренда и т.д.) и наличие необходимого оборудования, которое должно быть в указанном транспортном средстве, чтобы обеспечить качество перевозимых лекарственных препаратов (при перевозке термолабильных лекарственных препаратов используется специализированное оборудование, обеспечивающее поддержание требуемых температурных режимов).
Согласно п. 37 приказа 646н, к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся в том числе:
а) системы кондиционирования;
б) холодильные камеры и (или) холодильники;
в) охранная и пожарная сигнализация;
г) системы контроля доступа;
д) вентиляционная система;
е) термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.
В соответствии с п. 64 приказа 646н, оборудование, установленное внутри транспортного средства или в контейнере, используемое для контроля и поддержания температурного режима в процессе перевозки, относящееся к средствам измерений, подлежит в процессе эксплуатации периодической поверке.
Согласно п.57 приказа 646н, перевозка сопровождается документами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (речь идет о договоре поставки и товарно-транспортной накладной, декларации соответствия и т.д.), и в соответствии с п. 65, лекарственные препараты доставляются по адресу, указанному в товарно-сопроводительных документах.
В процессе перевозки, независимо от ее способа, субъектом обращения лекарственных препаратов должна обеспечиваться возможность подтверждения качества, подлинности и целостности лекарственных препаратов.
Вернемся к вопросу изотермических контейнеров и хладоэлементов. В проверочных листах есть вопрос: отсутствует ли прямой контакт хладоэлементов с лекарственными препаратами в процессе перевозки?
Согласно п. 63 приказа 646н, хладоэлементы в изотермических контейнерах должны размещаться таким образом, чтобы отсутствовал прямой контакт с лекарственными препаратами. Стоит также обратить внимание, что повторное использование недостаточно охлажденных и (или) поврежденных хладоэлементов не допускается.
Кроме того, в списках контрольных вопросов есть вопрос, касающийся транспортной тары: каким образом транспортная тара влияет/не оказывает влияния на качество и безопасность лекарственных препаратов? Обеспечивает ли она надежную защиту от воздействия факторов внешней среды? Какая информация должна наноситься на транспортную тару? (согласно п. 71.приказа 646н, на транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещены лекарственные препараты, должна наноситься информация о наименовании, серии лекарственных препаратов, дате выпуска, количестве вторичных (потребительских) упаковок лекарственных препаратов, производителе лекарственных препаратов с указанием наименований и местонахождения (адрес) производителя лекарственных препаратов, а также о сроке годности лекарственных препаратов и об условиях их хранения и перевозки, необходимые предупредительные надписи и манипуляторные знаки).
Субъект обращения лекарственных препаратов перед осуществлением перевозки самостоятельно выбирает транспортную тару в рамках требований к перевозимым лекарственным препаратам, а также в зависимости от объема, необходимого для размещения лекарственных препаратов, условий окружающей среды и длительности перевозки, включая возможное промежуточное хранение.
Информация о выявленных субъектом обращения лекарственных препаратов в процессе перевозки лекарственного препарата случаях нарушения температурного режима хранения и (или) повреждения упаковки доводится субъектом обращения лекарственных препаратов до отправителя и (или) получателя лекарственных препаратов.
По запросу получателя лекарственных препаратов субъектом обращения лекарственных препаратов должны быть предоставлены сведения о соблюдении температурного режима при перевозке лекарственных препаратов.
Перевозка лекарственных средств
События последнего времени показали, какое значение в нашей жизни имеет своевременная и регламентированная доставка лекарственных средств. Иногда это действительно вопрос жизни и смерти. Перевозка медикаментов — деятельность специфичная, требующая ответственности и специального оборудования.
Выбор автомобильного транспорта обусловлен необходимостью перевозить небольшие партии в пределах одного населенного пункта, района, при этом применение других видов транспорта не оправданно. Автомобильный транспорт хорош тем, что позволяет добраться в удаленные населенные пункты.
В чем особенность и сложность перевозки лекарственных средств
Перевозка лекарственных препаратов и фармацевтических продуктов является сложным и высокотехнологичным логистическим заданием. Сложность состоит в том, что различные объекты перевозки требуют разнообразных условий перевозки:
- температурный режим;
- условия для перемещения препаратов в стеклянной таре;
- предосторожности для перевозки легковоспламеняющихся веществ;
- требования для перевозки веществ в разных агрегатных состояниях и т.д.
Сложность задачи транспортной компании может состоять в том, что необходимо доставить сборный груз из сотен наименований, нужно подобрать медикаменты со сходными условиями для транспортировки.
Нормативное регулирование транспортировки лекарственных средств
Транспортировка лекарственных средств входит в более обширный термин «обращение». Ниже приводится список нормативных документов, которые регламентируют перевозку медикаментов автомобильным транспортом.
Нужна ли лицензия для перевозки лекарственных препаратов?
В российском законодательстве прямо не прописано обязательное лицензирование перевозки лекарств. Но этот вид деятельности, согласно нормативным документам, включен в фармацевтическую деятельность. Которая подлежит обязательному лицензированию. Фармацевтические компании оформляют лицензии на деятельность и осуществляют транспортировку больших партий медикаментов собственным или арендованным транспортом.
По разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, опубликованным на сайте, для транспортных компаний, занимающихся только перевозкой лекарственных препаратов, компаний и физических лиц, планирующим транспортировку медикаментов для собственных нужд, оформлять лицензию не обязательно.
Но крупные логистические компании предпочитают оформить лицензию и перевозить лекарственные препараты и медикаменты с соблюдением всех требуемых правил.
Перевозка лекарственных средств с соблюдением температурного режима
Лекарственные препараты – это химически активные вещества, многие из которых требуют специального температурного режима хранения. Нарушение его может привести к изменению свойств лекарств, что ставит под угрозу их эффективность. Не стоит объяснять, что это может привести к угрозе человеческим жизням. Например, условия хранения и транспортировки вакцин важны для сохранения их эффективности.
Для медикаментов производители определяют определенный температурный диапазон, при котором свойства препаратов сохраняются. Нарушение режима даже на короткий срок приводит к необратимым изменениям и потере качества лекарств. Требования определяются изготовителями продукции и прописываются в сопроводительной документации и на упаковке препаратов. Приведем основные параметры для хранения и перевозки медикаментов:
Виды препаратов | Допустимый температурный диапазон |
Жидкие лекарственные средства и суспензии | +12 +15 |
Мази, кремы, ланименты | +5 +10 |
Сыворотки и вакцины | +2 +10 |
Антибиотики | +12 +15 |
Формалин | +9 +15 |
Гормональные препараты | +12 +15 |
Витамины | +12 +15 |
Ледяная уксусная кислота | +9 +15 |
Важно: нарушение температурного режима при хранении инсулина может привести к смерти пациентов, которые будут его принимать. Сохранение температуры хранения и перевозки лекарств жизненно важно.
Для обеспечения перевозки медикаментов с температурным режимом используются рефрижераторы или изотермические фургоны со специальной системой вентиляции, которые смогут поддерживать необходимые температуру и влажность во временя перевозки. Специально оборудованные транспортные средства должны иметь средство для вывода показаний температуры и влажности в кабину для водителя.
Для контроля поддержания всех заданных параметров в транспортном средстве должны использоваться приборы, которые зарегистрированы в Гос.реестре средств измерения и поверены в установленном порядке. Невыполнение требования может привести к наложению штрафных санкций.
Упаковка лекарственных средств
К упаковке лекарственных препаратов предъявляются установленные требования. Она должна обеспечивать сохранение свойств медикаментов и защиту от механических повреждений. К упаковке предъявляют требования по надежности и информативности.
Различают несколько видов упаковки лекарственных препаратов.
- Первичная. Эта упаковка содержит сам препарат, защищает его от влияния окружающих факторов. Это упаковка для таблеток, ампулы, бутылки, банки, тубы и т.д. Чаще всего эта упаковка является герметичной и предохраняет лекарство от воздействия внешней среды.
- Вторичная. Эта упаковка для идентификации препарата как единицы фармацевтического производства. На данной упаковке нанесены все необходимые данные о правилах и сроках хранения препарата, названии и действующем веществе медикамента, партии и изготовителе, другая необходимая информация. Данная упаковка должна сохранить первоначальный вид первичной упаковки на протяжении доставки к конечному потребителю.
- Групповая. Пленочная упаковка или картонная коробка, которая предназначена для контроля сохранности медикаментов и упрощения их перевозки.
- Третичная. Эта система упаковки для доставки лекарственных препаратов к месту продажи или конечного потребления (больницы, медпункты и т.д.). Она защищает лекарства от механических повреждений. Чаще всего используются бумажные и тканевые мешки, картонные коробки, ящики из фанеры, бочки, емкости. По требованиям ГОСТа 17527-2014для амортизации внутри упаковки заполняются стружкой, картоном, бумагой, специальными вспененными полимерными материалами и т.д.
По степени жесткости различают следующие виды упаковочных материалов:
- мягкие (бумага, полимерная упаковка);
- средней жесткости (картон, полимеры, комбинированные материалы);
- жесткие (стекло, металл, пластик).
Вид материала подбирается исходя из физических и химических свойств медикаментов, и тщательно контролируется на стадии производства.
Правила перевозки лекарств
Для обеспечения безопасной транспортировки лекарственных препаратов нужно придерживаться следующих правил.
- Подготовка и защита. Автомобили перед загрузкой тщательно очищаются и дезинфицируются. Грузовой отсек должен быть сухим, защищенным от проникновения влаги и ветра и прямых солнечных лучей.
- Упаковка в транспортировочную тару должна осуществляться до погрузки, каждое погрузочное место обязательно маркируется.
- Загрузка осуществляется с учетом степени хрупкости. Которая должна быть указана на упаковке. Товар размещается предельно плотно, без промежутков между упаковками. Более хрупкий груз должен располагаться сверху и быть закреплен без угрозы падения с высоты.
- Лекарственные препараты с различными физическими свойствами и в различных состояниях (таблетки, жидкости, суспензии) должны транспортироваться различными рейсами.
- Перевозка растительных препаратов разрешается только при наличии маркировки с указанием группы.
- При перемещении медикаментов с сильным резким запахом обязательно используется герметичный грузовой отсек автомобиля.
- Перевозка фармацевтической продукции должна проходить при наличии стандартного пакета сопроводительных документов, включающего в себя: товарно-транспортная накладная и путевой лист на водителя, договор на транспортировку медикаментов, сертификаты качества на перевозимые препараты, страховку (если перевозятся ценные и дорогие лекарства и фармацевтические продукты).
Требования к транспорту
Для транспортировки медикаментов используют рефрижераторы и изотермические фургоны.
Рефрижераторы оборудованы специальными климатическими установками, обеспечивающими температуру и влажность, необходимую для хранений перевозимой продукции. Требуемые показатели сохраняются с начала погрузки и до окончания выгрузки груза. Преимущество таких автомобилей в наличии автономного генератора, который обеспечивает поддержание требуемых параметров при сбое основного оборудования. Наиболее часто встречающиеся марки используемого транспорта: зарубежные Iveco, MAN, Scania, отечественные ГАЗ и КАМАЗ.
Изотермические фургоны обеспечивают сохранность заданных параметров, наличие карантинного отсека и герметичность кузова.
В автомобилях обязательно должны быть средства контроля установленных параметров электронного или пленочного типа (термодатчики), они помогают отслеживать условия транспортировки на протяжении всего пути. Их крепят к стенкам кузова и коробкам с грузом, от них данные передаются на приемное устройство, расположенное в месте, где водитель может регулярно отслеживать обстановку.
Обязательно использование только технически исправных автомобилей, прошедших обязательный технический контроль.
Транспортировка опасных лекарств
Существуют лекарственные препараты, которые относятся к опасным веществам и к 6-му классу опасности по ДОПОГ. Перевозить данные вещества нужно в соответствии с правилами безопасности. К таким веществам относят:
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- окислители и едкие вещества;
- токсические вещества;
- наркотические и психотропные препараты.
Для перевозки подобных грузов необходимо обязательное наличие отсеков, подлежащих опломбированию. Транспорт должен пройти допуск к перевозке опасных грузов, и получить разрешение по ДОПОГ. Водитель также проходит специальное обучение и получает допуск ДОПОГ к перевозке опасных грузов. На упаковке таких грузов обязательна маркировка. Транспортное средство также обязано быть промаркировано специальными надписями и предупредительными значками.
Когда необходима охрана и специальное разрешение?
При перевозке психотропных и наркотических веществ, имуннобиологических препаратов (транспортировка вакцин и т.д.) требуется специальное разрешение и сопровождение (охрана). При этом обязательно наличие запорного механизма и средств для опломбирования.
Разрешается привлекать охрану следующих организаций:
- вневедомственной охраны, организованной при органах внутренних дел РФ;
- ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций;
- охранных агентств и юридических лиц, имеющих лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность.
Кроме стандартного пакета документов оформляется дополнительное разрешение на перевозку данного груза, в котором проставляются отметки контроля на пути следования.
Можно ли перевозить медикаменты на личном автомобиле?
Законодательство не запрещает перевозку небольших партий медикаментов на личном автотранспорте. При этом сохранение физических и химических свойств препаратов и целостности упаковки ставится в приоритет. Для поддержания нужного температурного режима и влажности используются термоконтейнеры для транспортировки лекарственных средств различной вместимости, в которых можно задавать требуемые параметры. В некоторых случаях имеют значение минуты, и использование личной машины более, чем оправданно. Например, транспортировка крови, предполагает небольшой объем, который нужно довезти до пациента быстро.
Важно: появились термоконтейнеры, которые можно подключать как к стандартным источникам питания, так и к автомобильному прикуривателю или аккумулятору. Это упрощает перевозку лекарственных препаратов на легковых автомобилях.
Почему важно соблюдать все требования по перевозке лекарств?
Лекарственные препараты спасают жизни людей и животных. Важно своевременно доставлять лекарственные препараты в пункты конечного потребления с сохранением эффективности и лечебных свойств. А это возможно только в случае, если при перевозке и хранении соблюдаются требования производителя.
Ответственность за этот вопрос лежит на перевозчике, поэтому требуется тщательно подходить к выбору транспортной компании, проверяя ее репутацию, срок работы, оснащение необходимыми автомобилями и оборудованием. Тогда лекарства будут вовремя доставлены пациентам и проблем с качеством лекарств не возникнет.
Ниже представлено видео, посмотрев которое, вы можете ознакомиться с основными правила и особенностями перевозки лекарственных средств.
Правила авиаперевозок лекарственных препаратов
К сожалению, в современном мире общество столкнулось с проблемой прогрессии болезней, оттого большое число людей вынуждено регулярно принимать медикаменты, чтобы сохранить жизнь. Поэтому, отправляясь в поездку, они берут с собой все необходимые препараты. Иногда желание взять в самолет лекарства также возникает и у здоровых людей.
В каждом самолете всегда в наличии есть аптечка. Конечно, авиапассажиры тоже могут взять с собой лекарственные препараты, но есть ряд условий. Если перелет происходит по территории России, то ограничений мало. Требования же ужесточаются, когда пассажир летит заграницу.
Правила авиаперевозок по территории РФ
В багажном отделении разрешается провозить лекарства различной структуры. Относительно ручной клади – брать в салон можно таблетки и медикаменты в виде порошка.
С недавних пор требования относительно перевозки жидкой формы лекарств изменились. Если раньше можно было брать с собой в салон медикаменты объемом до 100 мл, то сейчас авиапассажиры обязаны все перевозимые жидкости сдавать в багаж.
Исключение возможно, если прием жидкого лекарства приходится дает на время полета. В этом случае разрешено к проносу в салон будет его ограниченное количество, но с наличием справки от врача.
Дополнительные требования
Однако не все лекарства в виде порошка или таблетки разрешается брать с собой в полет без ограничений.
Для ряда препаратов есть дополнительные особенности транспортировки во время авиаперелета:
1. Медикаменты первой помощи, которые легко купить в аптеке без рецепта разрешается перевозить в малых объемах. Рекомендуется их улаживать в прозрачную тару или отдельную косметичку. К этим медикаментам относят: средства от аллергии, тошноты, запоров, диареи; антисептические, болеутоляющие и противоожоговые препараты.
2. Необходимые пассажиру во время перелета лекарства в любой форме, которые можно купить только по рецепту доктора, разрешается перевозить ручной кладью. На них нужны дополнительные документы, а также декларирование в письменной форме. Если такие медикаменты требуют особых температурных условий хранения, то авиапассажир имеет право пользоваться своей термосумкой.
3. Медикаменты, которые относятся к наркосодержащим или психотропным препаратам, имеют седативное и психостимулирующее действие, антидепрессанты и транквилизаторы запрещается перевозить без рецепта, справки от врача, документов, которые будут являться подтверждением их происхождения. Такие препараты обязательно нужно декларировать. Иначе лекарство конфискуется, а человеку может грозить уголовная ответственность.
4. На медикаментах должен быть указан срок годности. Разрешается перевозить препарат, изготовленный на специализированном фармацевтическом предприятии, только в оригинальной упаковке с инструкцией о составе лекарства.
Требования при полете за границу
Список запрещенных медикаментов и условия их транспортировки могут разительно отличаться в разных государствах. Поэтому, планируя перелет за границу, следует досконально изучить информацию об ограничениях, действующих в стране прибытия, а также ввозе/вывозе запрещенных медикаментов и веществ на территорию России.
Особенности международной авиаперевозки
Перевозка более пяти упаковок разрешенных лекарственных средств без рецепта врача запрещена, так как считается мелким оптом.
Таможенный устав многих государств не разрешает ввоз/вывоз психотропного и наркотического характера препаратов. До вылета следует ознакомиться с составом взятых с собой лекарств, которые планируется перевезти. Чаще всего в мочегонных, обезболивающих или успокоительных препаратах могут быть запрещенные составляющие.
Обязательным условием перевозки лекарственных препаратов в салоне является их заводская упаковка. Запрещается брать с собой таблетки, лекарства в виде порошка или жидкости в других емкостях.
Если есть возможность, то в полет лучше взять переведенные на язык страны прибытия рецепты с печатями докторов на нужные медикаменты. Это необходимо, например, когда препарат запрещен для перевозки, если объем лекарственной жидкости не соответствует правилам транспортировки или для хранения нужны особые температурные условия.
Желательно препараты в небольших дозах положить в различные места своего багажа и в ручной клади, особенно если регулярность приема лекарств напрямую связана с вашим здоровьем или жизнью.
Новые правила перевозки детей в автомобилях в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, связанных с особенностями перевозки несовершеннолетних пассажиров в автомобилях.
Во-первых, введено новое правило, запрещающее оставлять маленьких детей в автомобиле без присмотра.
Во-вторых, изменены особенности использования детских кресел в автомобилях.
Рассмотрим нововведения, вступившие в силу 12 июля 2017 года подробнее:
Запрет на оставление детей в автомобилях
Первое изменение внесено в пункт 12.8 ПДД:
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
После вступления в силу данного документа водители не имеют права оставлять детей дошкольного возраста (младше 7 лет) в автомобиле без присмотра совершеннолетних (лиц, старше 18 лет).
Обратите внимание, данный запрет относится только к стоянке транспортного средства, во время остановки (на время, не превышающее 5 минут) можно оставить ребенка и без присмотра. Различия понятий остановка и стоянка подробно рассмотрены в отдельной статье.
Штраф за оставление ребенка в автомобиле
Штраф за оставление ребенка без присмотра в транспортном средстве может быть наложен по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП:
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 – 6 настоящей статьи, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, –
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
В Москве или Санкт-Петербурге за оставление ребенка водитель получит 2 500 рублей штрафа, в остальных регионах – предупреждение или 500 рублей штрафа.
Использование детских кресел и ремней безопасности
Рассмотрим еще одно нововведение, которое также относится к перевозке несовершеннолетних пассажиров:
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX * , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
До 2017 года существовали единые правила для перевозки детей младше 12 лет в транспортных средствах. Новая редакция ПДД предусматривает разные правила для перевозки детей разных возрастов:
Перевозка детей до 7 лет
Если ребенок младше 7 лет едет в автомобиле, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности или система ISOFIX, то такой ребенок должен находится в детском кресле (или детском удерживающем устройстве другого типа).
Перевозка детей от 7 до 11 лет (включительно)
Если ребенок от 7 до 11 лет едет на переднем сиденье легкового автомобиля, оборудованного ремнями безопасности или системой ISOFIX, то он должен находиться в детском кресле или в другом удерживающем устройстве.
Если ребенок от 7 до 11 лет едет на заднем сиденье легкового автомобиля или в кабине грузовика, то он должен либо находиться в детском удерживающем устройстве, либо быть пристегнут ремнем безопасности без кресла.
Обратите внимание на фразу “включительно” рядом со словами 11 лет. Данное слово означает, что в 11-ый год ребенок все еще является ребенком и только в 12-й день рождения он переходит в разряд взрослых.
Таблица перевозки детей в транспортных средствах
Транспортное средство | от 0 до 7 лет | от 7 до 11 лет |
Легковой автомобиль (переднее сиденье) |
Удерживающее устройство | Удерживающее устройство |
Легковой автомобиль (заднее сиденье) |
Удерживающее устройство | Удерживающее устройство или ремни |
Грузовой автомобиль | Удерживающее устройство | Удерживающее устройство или ремни |
Особенности перевозки детей до 11 лет
Рассмотрим несколько важных фактов, относящихся к перевозке всех детей:
1. Если конструкцией автомобиля (или одного из его сидений) не предусмотрены ремни безопасности, то в данном автомобиле (на данном сиденье) ребенка можно перевозить без детского кресла и не пристегивать его. Однако это небезопасно.
2. Ранее ПДД требовали, чтобы в автомобиле использовались только детские удерживающие устройства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Однако современные детские кресла пристегиваются по стандарту ISOFIX, который не требует использования штатных ремней. Обновленные правила учитывают данный вопрос. Теперь водители, использующие кресла с системой ISOFIX, могут не опасаться штрафов ГИБДД.
3. Ранее в пункте 22.9 речь шла про транспортные средства, к которым относятся не только автомобили, но и, например, мопеды и трактора. Т.е. и на мопедах, и на тракторах нужно было устанавливать детские удерживающие устройства при перевозке детей. В обновленных правилах речь идет только про легковые автомобили и кабины грузовых автомобилей. В прочих транспортных средствах детские удерживающие устройства использовать необязательно.
Штраф за неправильную перевозку ребенка в автомобиле
Штраф за неправильную перевозку детей предусмотрен частью 3 статьи 12.23 КоАП:
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
Таким образом, для водителя штраф за отсутствие детского удерживающего устройства составит 3 000 рублей.
Подведем итоги данной статьи:
1. Действующая редакция ПДД запрещает оставлять детей младше 7 лет во время стоянки автомобиля без присмотра взрослых.
2. В 2017 году обновлены правила использования детских удерживающих устройств. Новая редакция позволяет однозначно понять, в каких случаях требуется детское кресло, люлька, бустер или адаптер, а в каких – нет.
Изменения правил перевозки детей в автомобиле в вопросах и ответах
Перевозка детей по ПДД
Требования ПДД к перевозке детей в 2022 году достаточно жёсткие, но, как и в других разделах, достаточно нечёткие и несколько размытые. Однако, сотрудники ГИБДД выписывают штрафы за такие нарушение очень чётко, а суммы таких санкций довольно высокие. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим все правила и требования к перевозке ребёнка на заднем и переднем сиденье легкового автомобиля, узнаем, как правильно возить детей определённого возраста, рассмотрим тонкости опознавательного знака и стажа, в каких случаях запрещено ездить с детьми и выясним правила организованного извоза.
Какие правила перевозки детей 2022 по новым законам?
Итак, первое, о чём следует знать всем водителям – это последнее изменение пункта 22.9 ПДД, отвечающего за требования к перевозке ребёнка в легковом автомобиле. В 2017 году были введены масштабные поправки в Правила, согласно которым изменился максимальный возраст детей, до которого его обязательно нужно возить в ДУУ – детском удерживающем устройстве (коим, к слову, является не только специальное автокресло или бустер).
Если ранее всех детей в возрасте до 12 лет необходимо было возить в машине исключительно в детском кресле, то в 2022 году этот лимит сократили до 7 лет. Но и для диапазона от 7 до 12 лет ввели новые требования.
Давайте сравним эти 2 редакции!
Требование | Старая редакция ПДД | Новые правила 2022 |
---|---|---|
Перевозка детей до 7 лет | Обязательно использование детских удерживающих систем как впереди, так и сзади | Ничего не изменилось – также обязательно возить только в ДУУ и на переднем, и на заднем сиденье |
Перевозка до 12 лет | Требование к использованию ДУУ также актуально и для этого возраста спереди и сзади автомобиля | Можно пристегнуть штатным ремнём безопасности, но также можно использовать ДУУ. А на переднем сиденье – только ДУУ |
Старше 12 лет | Можно ездить как взрослому – с штатным ремнём | Также детям можно садиться без автокресла, пристегнувшись ремнём безопасности |
Для всех возрастов | Были упомянуты так называемые “иные устройства” вместо автокресел, но без указания, какие именно | Такого упоминания в новых ПДД 2022 года нет. Есть только детские удерживающие устройства (системы) |
Требования к размещению ДУУ | Не было | Появилась обязанность пристёгивать ребёнка и располагать ДУУ только в соответствии с инструкцией по эксплуатации |
Изменение штрафа
Ранее мы писали о том, что действующе Кодекс наказаний ждёт большая реформа с обновлением многих штрафов ГИБДД. Не станет исключением и штраф за перевозку ребёнка без автокресла либо с нарушением правил его установки или с непристёгнутыми в ДУУ детьми.
В настоящий момент размер санкции составляет 3 000 рублей по части 3 статьи 12.23 КоАП РФ. По новому закону сумма штрафа за нарушения правил перевозки детей повышается. Если быть точнее, то его разделят на 2 нарушения:
- за общие нарушения правил перевозки детей штраф также останется в размере 3 тысячи рублей,
- а вот конкретно за нарушения в применении детских автокресел, включая перевозку без ДУУ, непристёгнутого ребёнка в нём или с нарушением правил его установки в автомобиле появится новый штраф в размере уже 5 000 рублей на водителя.
Однако, данные поправки пока не вступили в законную силу. Поэтому в 2022 году действует только одно общее наказание суммой 3 000 рублей.
Законодатели обещали, что новый КоАП вступит в силу в 2022 году, но конкретная дата пока не называется, так как проект нового закона дорабатывается.
Новый штраф за пьяное вождение с ребёнком в салоне
Ещё одно нововведение в новом Административном кодексе – это введение отдельной меры ответственности за управление в пьяном виде, а также отказ от освидетельствования в том случае, если в автомобиле присутствует ребёнок до 16 лет.
Таким образом, наказание за перевозку детей в состоянии опьянения будет строже:
- часть 2 статьи 21.8 нового КоАП будет предусматривать штраф 50 000 рублей и лишение прав на 2-3 года, за управление пьяным водителем с ребёнком до 16 лет в салоне автомобиля (против 30 000 рублей и лишения на 1,5-2 года, если в машине не было детей),
- часть 2 статьи 21.27 предусматривает ровно те же меры ответственности, но только в случае не подтверждённого алкогольного или наркотического опьянения у водителя, а в ситуации, когда он отказался от медицинского освидетельствования (напоминаем, что от “продувки” на дороге можно отказаться без последствий).
Правила перевозки детей в автокреслах в 2022 году
С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье без автокресла, как перевозить детей в общественном транспорте, какие есть исключения и штрафы — в материале “Ъ”.
Как правильно перевозить детей в автомобиле
Действующая редакция Правил дорожного движения разъясняет параметры перевозки детей для двух возрастных категорий: до 7 лет и от 7 до 11 лет включительно.
Ребенок до 7 лет обязательно должен передвигаться в машине в детском автокресле или ином фиксирующем приспособлении, подходящем под его вес и рост. Правила не запрещают ему ехать не только сзади, но и рядом с водителем.
В возрасте до одного года малыш должен сидеть спиной по направлению движения, старше года — можно лицом. Для крепления детского кресла используют ремни безопасности или технологию Isofix (металлические конструкции в автокресле, которые защелкиваются вокруг скоб в машине, расположенных между спинкой и сиденьем).
Детей от 7 до 11 лет допускается перевозить сзади не только в детских креслах, но и с использованием штатных ремней безопасности (если рост превышает 1,5 м). На переднем сиденье авто ребенок этого возраста должен обязательно находиться в кресле или другом фиксирующем устройстве.
Важно! При перевозке спереди пассажиров до 12 лет нужно отключить подушку безопасности. Если она активируется, это может нанести серьезный вред здоровью.
С 12 лет детское автокресло больше не требуется. Подушка безопасности на переднем сиденье может быть включена. Исключение составляют случаи, когда рост 12-летнего подростка ниже полутора метров, а его вес не превышает 36 кг. При таких условиях удерживающее приспособление все еще необходимо.
Какие штрафы действуют
Штраф за нарушение правил перевозки детей — 3 тыс. руб. У водителя есть 20 дней на его оплату со скидкой 50%, срок отсчитывается с даты постановления. Для должностных лиц (например, таксистов) наказание составит уже 25 тыс. руб. Для юрлиц — до 100 тыс. руб. Если ребенок тяжело пострадал или погиб, перевозчику грозит штраф 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 6 лет с аналогичным штрафом.
Что понимается под нарушением правил
а) перевозка без кресла;
б) одно кресло используется сразу для двух детей;
в) кресло неверно установлено или не закреплено по инструкции;
г) кресло явно мало или велико пассажиру.
Как выбрать автокресло для перевозки ребенка
Все сиденья для детей в России подразделяют на пять основных групп.
Основные категории автокресел
В продаже есть автокресла, которые совмещают в себе функции сразу нескольких групп. Они удобны при переходе от одной группы к другой, когда малыш из одного кресла уже вырос, а другое ему еще слишком велико. Покупка такого универсального детского сиденья экономит средства.
Важно! Правила безопасной перевозки детей требуют соответствия не возрасту, а весу и росту пассажира. Поэтому подбирать автокресло нужно, исходя из последних показателей.
Как правильно перевозить детей в общественном транспорте
При планировании поездки в такси с маленьким пассажиром нужно сообщить об этом диспетчеру или поставить отметку напротив пункта об обязательном наличии автокресла при заказе через интернет или приложение в мобильном телефоне. Также необходимо указать возраст несовершеннолетнего пассажира. За езду без сиденья для детей или его установку с нарушениями таксист заплатит штраф как должностное лицо — 25 тыс. руб.
При поездке в автобусе, в котором есть ремни безопасности, ими должны быть пристегнуты все пассажиры, включая детей. Детские кресла и другие специальные устройства в автобусах не обязательны. Сотрудники транспортных предприятий могут предоставлять их по собственной инициативе.
Мнение эксперта: где лучше всего установить детское сиденье
Самое безопасное место для детского автокресла — середина заднего сиденья машины. Так ребенок будет находиться на максимальном удалении от всех мест для потенциального удара.
«Этот вывод основан на анализе дорожно-транспортных происшествий и их последствий, в конце концов, это просто здравый смысл. Второе по безопасности — место за водителем. В аварийной ситуации водитель инстинктивно будет делать все, чтобы защитить самого себя. И если детское кресло будет расположено за его сиденьем, больше шансов, что ребенок избежит удара»,— говорит Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе.
Есть ли исключения при перевозке ребенка без автокресла
«Исключение из правил только одно — дети-инвалиды. В силу специфики заболеваний, физических или психических проблем, иногда их просто невозможно поместить в автокресло и пристегнуть ремнем. На практике сотрудники ГИБДД с пониманием, уважением и вниманием относятся к подобным ситуациям. Мы ни разу не получали от населения жалоб на штраф за непристегнутого ребенка-инвалида»,— рассказала Наталья Агре.
Правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году
Что нужно знать о перевозке детей в автомобиле
Закон о перевозке детей в автомобиле
Если вы планируете перевозить своих детей в машине, важно соблюдать требования и правила перевозки детей в автомобиле, прописанные в ПДД.
Согласно требованиям, несовершеннолетние пассажиры могут ехать только в салоне легкового либо в кабине грузового автомобиля (перевозка детей в кузове грузового автомобиля в прицепе запрещена). Также запрещена перевозка детей на заднем сидении мотоцикла. Нельзя перевозить детей на руках, поскольку в ситуациях, возникающих при столкновении, даже при небольшой скорости машины, вес маленького пассажира увеличивается в несколько раз, и удержать его на руках крайне сложно. Максимальную безопасность ребенка во время движения обеспечивает только автокресло. Поэтому не нарушайте правила, какими бы благими не казались ваши намерения
Правила дорожного движения, касающиеся особенностей перевозки детей в автомобилях, начали действовать с 12 июля 2017 года, с тех пор никаких изменений не возникло. В 2017 году ввели новые штрафы за оставление маленьких пассажиров без присмотра взрослых в машине, также изменились правила использования детских автокресел в транспортном средстве и перевозки детей до 7 и от 7 до 11 лет, появились новые штрафы за нарушения правил перевозки детей в автомобиле.
Итак, разберем все по порядку. В автомобиле, оснащенном ремнями безопасности, перевозка детей до 12-и лет возможна только при использовании специального удерживающего устройства. Это может быть специальное кресло, либо автомобильная люлька (в зависимости от возраста ребенка).
Перевозка грудных детей до 1 года
В первые месяцы жизни малыша рекомендовано использовать автолюльку. Это специальное устройство, созданное для младенцев, есть разные категории – до 10 кг, до 15, до 20. Ребенок располагается в ней полностью в горизонтальном положении. Устанавливается такое удерживающее устройство перпендикулярно ходу движения на заднем сиденье, занимая при этом два места. Ребенок пристегивается специальными внутренними ремнями. Перевозить ребенка можно и на переднем сидении – главное, спиной к движению.
Почему рекомендовано использовать именно автолюльку? Дело в том, что костно-мышечная ткань младенца еще не развита, отчего скелет достаточно гибкий и уязвимый. При этом вес головы составляет примерно 30 % от массы туловища, и недоразвитые мышцы шеи еще не способны удержать голову при резких кивках. А в положении лежа практически отсутствует нагрузка на шею и позвоночник, что делает поездку безопасной для ребенка. Даже при резком торможении ему ничего не угрожает.
Перевозка детей до 7 лет
Ребенок до 7 лет включительно должен перевозиться в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля. Их конструкциями должны быть предусмотрены ремни безопасности, либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX.
Говоря простыми словами, ребенок до 7 лет должен обязательно находиться в автокресле, либо в специальном удерживающем устройстве и пристегнутым ремнем безопасности.
Перевозка детей от 7 до 12 лет
Третий пункт – перевозка детей от 7 до 11 лет. Дети также должны перевозиться в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX.
Детей от 7 до 11 лет можно перевозить и на переднем сиденье легкового автомобиля, но только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Иначе — штраф.
Помните, что, если вы везете ребенка на переднем сиденье в автокресле, то необходимо отключить подушку безопасности, которая при ДТП может травмировать маленького пассажира.
Перевозка детей после 12 лет
С 12 лет можно уже позабыть о детском кресле, но только если ваш ребенок выше полутора метров. Если ниже, то рекомендуется использовать удерживающие приспособления и по достижении им возраста 12 лет.
Теперь ребенок может ездить на переднем сидении без удерживающих устройств, пристегнувшись лишь ремнями безопасностями для взрослых.
Применение детских кресел и ремней безопасности
Как правило, автолюлька или автомобильное кресло крепится посредством штатных автомобильных ремней или при помощи специальных скоб. В машине крепежное устройство устанавливается перпендикулярно движению автомобиля.
Специальные автомобильные удерживающие устройства подбираются в соответствии с возрастом и весом ребенка. Например, автолюлька используется для детей до 6 месяцев, от 6 месяцев до 7 лет – обязательно автокресло, от 7 до 11 – автокресло или удерживающее устройство.
При перевозке детей в автомобиле, автомобильное кресло может устанавливаться как спереди, так и сзади. Еще раз напомним, что установка кресла на переднем сидении означает, что необходимо отключение подушек безопасности, так как в случае их активации они могут травмировать ребенка.
Во время перевозки ребенка, достигшего 12-и летнего возраста (рост больше 150 см), подушка безопасности должна быть активирована.
Штрафы за перевозку детей в автомобиле
Новые правила, вступившие в силу с 2017 года, предусматривают штрафы за невыполнения требований по перевозке детей в автомобиле.
Штраф ГИБДД за отсутствие детского кресла сейчас составляет 3000 рублей на обычного водителя, 25 000 – на должностное лицо, 100 000 рублей – на юридическое. На оплату штрафа дается 70 дней с момента составления протокола. На штраф ГИБДД за отсутствие детского удерживающего устройства (кресла, бустера или накладки на ремни) распространяется скидка в размере 50%. Заметив в машине ребенка без кресла, сотрудник полиции обязательно остановит ваш автомобиль.
Оставление в автомобиле
Если сотрудники ГИБДД выявят нарушение, то водителя привлекут к административной ответственности по части 1 ст. 12.19 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Если это нарушение будет зафиксировано в Москве или Санкт-Петербурге, то штраф будет в размере 2 500 рублей.
Это создано для того, чтобы предотвратить возможности оставления детей в опасности, связанной с перегреванием, тепловым ударом, переохлаждением, испугом. Также это поможет избежать ситуации, когда транспортное средство с оставленными без присмотра детьми в салоне приходит в движение, и таким образом жизни детей подвергаются серьезной опасности.
Неправильная перевозка детей
Сотрудники ГИБДД могут оштрафовать вас не только за отсутствие детского кресла, но и за то, что оно неправильно установлено.
Детское кресло или люльку ни в коем случае нельзя устанавливать обращенным назад. Это может повлечь за собой смерть или серьезные повреждения в случае ДТП или даже резкого торможения.
Второе, что относится к неправильной перевозке детей, это перевозка детей в автомобиле на руках у взрослых. Это смертельно опасно, потому что при ударе малыш вылетит из рук родителя, что чревато трагическими последствиями.
Автокресло должно соответствовать весу и росту ребенка. Вы должны покупать его вместе с ним. Не стоит покупать удерживающее устройство «для галочки» – следует выбирать качественный продукт, подходящий вашему чаду.
Детей ни в коем случае нельзя перевозить в кузове и прицепе. Также дети до 12 лет не могут быть пассажирами мотоциклов – даже если они наденут необходимую экипировку и шлем.
Комментарий эксперта
Роман Петров адвокат:
– Зачастую автомобилисты задаются вопросом – можно ли перевозить детей на переднем сидении? Пришло время развеять миф о том, что ребенок должен находиться сзади. Несовершеннолетний может ездить впереди – это факт. Сюда можно установить автолюльку (до 6 месяцев), автокресло или удерживающее устройство. Ребенок с 12 лет тоже может ездить впереди без кресла, главное – пристегнуть его ремнями безопасности.
Оштрафовать вас могут только за то, что ребенок едет не в кресле или автолюльке. КОАП предусматривает, что штраф можно выписать за ребенка на переднем сиденье, только если он перевозится без автокресла.
Также нет определенных правил, где именно может перевозиться ребенок. Вы можете установить кресло, как за водителем, так и посередине. Где именно в машине он будет сидеть – решать вам. Но самым безопасным считается место за водителем. Однако в таком положении наблюдать за ребенком совсем неудобно. Оптимальным вариантом будет посадка юного пассажира во втором ряду по центру. Водителю будет удобно присматривать за малышом через зеркало в салоне. Если ребенок капризничает и не хочет сидеть сзади, то лучшим выходом будет установить кресло спереди, соблюдая все описанные выше правила. Самое главное – отключить подушки безопасности.