Правила перевозки опасных грузов в цистернах
Правила перевозки опасных грузов в цистернах
Перевозка опасных грузов цистернами может осуществляться специальными автотранспортными средствами или железнодорожными составами. Для каждого вида перевозки разработаны индивидуальные правила, основанные на соответствующих нормативных документах.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
При транспортировке внутри РФ требуется руководствоваться государственными законодательными актами, а при международной транспортировке – международными. Чем отличается перевозка наливных грузов от насыпных?
Какой груз перевозится
В первую очередь требуется определить, какие грузы перевозятся цистернами. Все продукты можно условно разделить на три основные группы:
- нефть и иные нефтепродукты. Доля перевозок этой группы в общем числе транспортировок с использованием цистерн превышает показатель в 90%. Данная группа подразделяется на следующие подгруппы:
- сырая нефть. В большинстве случаев доставка осуществляется от места добычи к месту переработки;
- топливо, полученное из нефти: бензин, керосин, дизельное и авиационное топливо и так далее;
- различные масла: моторное, смазочное и так далее;
Все вещества относятся к категории легковоспламеняющихся и должны транспортироваться с особой осторожностью.
- химические вещества: кислоты, сжиженные или растворенные газы, спирты, красителя, лаки и так далее;
- товары для жизни: некоторые виды парфюмерной продукции, лекарственные препараты, масла.
Для отдельных видов продуктов используются специализированные цистерны для перевозки опасных грузов, которые подразделяются на:
- емкость, предназначенную для транспортировки при обычных условиях;
- изотермические емкости, способные сохранить температуру груза в пути следования;
- баки изотермические, дополненные паровой рубашкой;
Цистерны используются для перевозки грузов, требующих сохранения высокого температурного режима на длительные расстояния, так как паровая рубашка позволяет при необходимости производить небольшой подогрев.
- цистерны с автоподогревом;
- специализированные емкости для транспортировки химически активных веществ.
Допуск на перевозку опасных грузов в цистернах
Перевозка опасных грузов в цистернах согласно требованиям ДОПОГ возможна при соблюдении следующих условий:
- водитель транспортного средства имеет специальное разрешение на перевозку цистернами;
- проведен полные осмотр емкости и выдан допуск на ее эксплуатацию.
Чтобы водитель получил доступ к управлению транспортом с цистерной, требуется:
- пройти специализированный курс, включающий в себя:
- правила движения транспорта, оборудованного цистерной;
- перечень требований, выдвигаемых нормативными актами при эксплуатации цистерн;
- правила маркировки грузов;
- меры, направленные на обеспечение безопасности;
- требования, которыми следует руководствоваться при возникновении чрезвычайной ситуации.
- сдать экзамен. Проверка знаний осуществляется квалифицированной комиссией в составе не менее 5 человек;
- получить разрешение, срок действия которого составляет 5 лет. По истечении указанного срока разрешение можно продлить, после сдачи повторного экзамена.
Все цистерны должны быть изготовлены из специализированных материалов. Для перевозки отдельных грузов применяются емкости с утолщенной стенкой.
При изготовлении цистерны требуется
- строго придерживаться заданных параметров;
- четко выполнять сварные швы, влияющие на прочность конструкции;
- соблюдать все правила изготовления.
Цистерна должна быть надежно прикреплена к платформе.
Чтобы получить допуск на использование цистерны квалифицированными специалистами проверяются все вышеуказанные факторы.
Требования
Все цистерны должны быть изготовлены по международным стандартам. Не допускается использование емкостей для транспортировки опасных грузов, если:
- до запланированного ремонта или очередного технического освидетельствования осталось менее 1 месяца;
- на емкости отсутствует номерная табличка или название завода, являющегося изготовителем;
- обнаружены неисправности ограждений, рабочих площадок, лестниц, используемых для перехода обслуживающего персонала;
- емкость течет или имеются неисправности запорной, сливной или наливной арматуры;
- имеются трещины на фиксирующих люках;
- отсутствуют приспособления для пломбирования;
- отсутствуют знаки опасности, классифицирующие перевозимый груз.
Про получение свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов читайте здесь.
Допустимые размеры
Все цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, подразделяются на:
Емкости, предназначенные для ж/д транспорта, могут быть:
В настоящее время используется около 7 видов различных цистерн, различающихся:
- габаритными размерами;
- вместимостью.
Минимальные размеры железнодорожной цистерны составляют 6,2*2,1 м, а максимальные достигают 18,6*3 м. Вместимость цистерны может варьироваться от 25 до 160 м³.
Автомобильные цистерны бывают следующих видов:
- малая автоцистерна вместимостью 5 – 10 м³;
- цистерна – прицеп;
- цистерна – полуприцеп;
- емкость, устанавливаемая на платформе прицепа или полуприцепа.
Длина автомобильной цистерны может варьироваться от 2 до 9 м, а ширина емкости не может превышать 2,5 м.
Окраска
На сегодняшний день четких требований по окраске цистерн не разработано. Однако существуют общепринятые нормы:
- боковые части и днище емкости, принадлежащей какому-либо предприятию, должны быть окрашены зеленым цветом;
- около днища располагается белая полоса шириной 300 – 500 мм;
- емкости, предназначенные для транспортировки грузов второго класса опасности, окрашиваются в светло-серый цвет. На боковую часть котла наносится отличительная полоса иного цвета. При перевозке аммиака – желтая, кислорода – голубая, хлора – зеленая, негорючих смесей – черная;
- при транспортировке этиловых жидкость емкость окрашивается в серебристый цвет, а по периметру днища располагается полоса шириной 250 мм черного цвета;
- для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей цвет цистерны желтый, а отличительная полоса черная;
- при транспортировке веществ четвертого класса цвет цистерны желтый, но полоса красная.
На каждой цистерне при помощи трафарета должно быть нанесено название груза и наименование предприятия, заказавшего транспортировку.
Маркировка
Перевозка опасных грузов в цистернах автомобильным транспортом (ж/д транспортом) не допускается без нанесения на поверхность емкости отличительных маркировочных знаков и знаков опасности.
Знак опасности представляет собой перевернутый квадрат со стороной 250 мм. Условно знак разделяется на два треугольника. В верхней части знака наносится символическое изображение предполагаемой опасности, а в нижней название знака и класс опасности перевозимого груза.
Знак на автотранспорте должен быть установлен с двух сторон:
На железнодорожной цистерне соответствующий знак устанавливается:
- с каждой из четырех сторон емкости;
- сверху.
Помимо знака опасности цистерна должна быть укомплектована специальной информационной табличкой, которая содержит:
- дубликат знака опасности;
- буквенно-числовой код экстренных мер, предусмотренный для принятия конкретных действий в случае возникновения какой-либо непредвиденной ситуации;
- номер опасного вещества, соответствующий определенной числовой комбинации по требованию ООН.
Требования к водителю
Для транспортировки опасных грузов водитель обязан:
- пройти обучающий курс – перевозка опасных грузов в цистернах пособие для водителей, сдать экзамен и получить специальное разрешение;
- иметь водительское удостоверение, позволяющее управлять грузовыми автомобилями с прицепами или полуприцепами;
- получить медицинское заключение о допуске к работе с опасными грузами.
Каждый водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
При работе на международных маршрутах водитель обязан иметь:
- действующий заграничный паспорт;
- документы на груз для прохождения таможни;
- Зеленую карту (полис автогражданки, действие которого распространяется в других государствах).
Особенности при транспортировке
Поскольку цистерны могут использоваться в автомобильных и железнодорожных перевозках, то перед отправкой груза требуется изучить особенности каждой их них.
Автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов автотранспортными средствами осуществляется на основании Правил, утвержденных Постановлением правительства №272.
Автотранспортные средства, оснащенные цистернами, перевозимыми опасные вещества, должны соответствовать следующим требованиям:
- выпускная труба и глушитель должны располагаться вне зоны емкости. Оптимально, если конструктивными особенностями автомобиля предусмотрена возможность вынесения трубы и глушителя в зону расположения радиатора;
- топливный бак должен быть расположен на максимальном удалении от двигателя автомобиля, выпускной трубы и электропроводки. Для дополнительной защиты бак можно обмести металлической сеткой;
- вся электрическая проводка автомобиля должна располагаться в защитных трубках. В электрической системе обязательно наличие предохранителей или выключателей, действующих автоматически при обнаружении проблем;
- каждое автотранспортное средство должно быть заземлено металлическим проводом (цепью);
- в автомобиле должно находиться не менее 3 огнетушителей, два из которых располагаются вне кабины водителя.
Перед эксплуатацией автотранспортное средство должно получить специальный допуск – разрешение. Заниматься перевозками опасных грузов можно исключительно при наличии лицензии.
ЖД транспортом
Правила перевозки цистернами железнодорожным транспортом утверждены протоколом № 50, принятым Советом по ж/д транспорту и не противоречат Уставу РФ.
Для наполнения и опустошения емкостей должны быть оборудованы специальные места, расположенные в некоторой удаленности от жилых массивов.
Для каждого вида груза предусмотрены специальные цистерны, которые после использования проходят тщательную обработку.
Основным документом, сопровождающим опасный груз в пути следования, является железнодорожная накладная, которая оформляется совместно отправителем груза и перевозчиком.
В документе указываются все параметры груза, а так же требования, предъявляемые к безопасности транспортировки.
Если цистерна является собственностью компании, то после транспортировки она в пустом виде должна быть доставлена на станцию отправления.
Соблюдение простых правил транспортировки опасных грузов цистернами позволит избежать большого количества неприятностей и экологических проблем.
Обязанности водителя при перевозке опасных грузов смотрите на странице.
Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров узнайте из информации.
Видео: Перевозка опасных грузов в ЦИСТЕРНАХ (Пособие для водителей)
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
- Регионы – 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78
СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74
Звонки бесплатны. Работаем без выходных!
Бесплатная консультация юриста по телефону:
ДОПОГ. Перевозка опасных грузов от А до Я
ДОПОГ. Перевозка опасных грузов от А до Я
ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов, которое было принято в Женеве в 1957 году и вступило в силу 29 января 1968 года. Цель соглашения заключается в установке и принятии общих правил и требований к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.
Нормативные документы
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) Том 1
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) Том 2
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. № 2200 Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации
- Правила дорожного движения (ПДД). Постановление правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями на 31 декабря 2022 г.) (редакция, действующая с 1 марта 2022 г.) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения)
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2022 г. № 282 Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”
- Приказ Минтранса РФ от 28 июля 2022 г. № 257 «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»
- Приказ Минтранса РФ от 30 июля 2022 г. № 265 «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки».
Классы опасности грузов
Класс опасности
1-й класс опасности
Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой
Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой
Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой
Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности
Очень нечувствительные взрывчатые материалы
Изделия чрезвычайно низкой чувствительности
2-й класс опасности
Невоспламеняющиеся неядовитые газы
Воспламеняющиеся (горючие) газы
Ядовитые и воспламеняющиеся газы
3-й класс опасности
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °C в закрытом тигле
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18 °C, но менее 23 °C, в закрытом тигле
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 °C, но не более 61 °C, в закрытом тигле
4-й класс опасности
Легковоспламеняющиеся твердые вещества
Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
5-й класс опасности
6-й класс опасности
7-й класс опасности
8-й класс опасности
Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами
Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами
Разные едкие и (или) коррозионные вещества
9-й класс опасности
Грузы, не отнесенные к классам 1 – 8
Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом
Классификационные коды опасных грузов
Для указания на опасные свойства опасных грузов, а также их химические и физические свойства или на принадлежность к определенной группе опасных веществ, используются классификационные коды, которые сами по себе раскрывают свойства груза.
Классификационный код опасных грузов состоит с буквы (букв), обозначающей(их) группу опасных свойств, которая может быть дополнена цифрой, характеризующей физические или химические свойства груза или его принадлежность к определенной группе химических веществ.
Для опасных веществ или изделий класса опасности 1 код состоит из номера подкласса и буквы группы совместимости. Для опасных веществ или изделий класса опасности 2 код состоит из номера и буквы(букв), обозначающей(их) группу опасных свойств. Опасные вещества или изделия класса опасности 7 не имеют классификационного кода.
Значения букв, которые используются в классификационных кодах опасных грузов:
- A – Удушающие газы
- C – Коррозионные вещества
- D – Десенсибилизированные взрывчатые вещества
- F – Легковоспламеняющиеся вещества
- I – Инфекционные вещества
- M – Другие опасные вещества
- O – Окисляющие вещества
- P – Органические пероксиды
- SR – Самореактивные вещества
- S – Вещества, способные к самовозгоранию
- T – Токсичные вещества
- W – Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
Примеры классификационных кодов опасных грузов разных классов:
- 1.1А, 1.2B, 1.3C, 1.4S – для опасных грузов класса опасности 1;
- 1А, 2TC, 3O, 5F – для опасных грузов класса опасности 2;
- D, F1, FO, ST3 – для опасных грузов других классов опасности.
Классификационный код опасного груза указывается в столбце 3b таблицы А главы 3.2 ДОПОГ / ADR (перечень опасных грузов в алфавитном порядке). Значения классификационных кодов опасных грузов приведены в главе 2.2 ДОПОГ / ADR.
Кто может получить свидетельство ДОПОГ
К перевозке опасных грузов допускаются водители, согласно Приказа Минтранса РФ №282 от 31.07.2022 г. с 01.01.2022 г., имеющие:
- российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
- свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов
К водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
- В зависимости от типа управляемого транспортного средства, дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен знать: общие требования, установленные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
- В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к умениям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен уметь: оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом; контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз; принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
- К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
Программы обучения ДОПОГ
Учебный центр «Строитель» проводит предэкзаменационную подготовку ДОПОГ и обучение водителей по утвержденным в УГАДН программам обучения согласно приказа Минтранса России от 31.07.2022 г. № 282 Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2022 года, рег. № 6107).
Наименование программ:
1. Базовый курс – обязательный курс для всех водителей , (перевозка опасных грузов в упаковках/навалом/насыпью – не взрывчатка и не радиация) классов 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8,9)
Длительность обучения до 5 дней.
Базовый курс обязателен для всех водителей.
2. Специальный курс по перевозке опасных грузов в Цистернах (в дополнение к Базовому курсу) – класса 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8, 9 (особенности транспортировки опасных грузов в цистернах, динамических характеристик цистерн, способы заливки и слива и т.д.)
Если вы перевозите опасные грузы (не взрывчатку и не радиацию) в цистерне – Вам необходим: Базовый курс + Специальный Цистерны.
Длительность обучения до 3-х дней.
3. Специальный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 (в дополнение к Базовому курсу) – класса 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8, 9 (необходим при перевозке взрывчатых веществ и изделий, пиротехники).
Если вы управляете Смесительно-Зарядной Машиной (МЕМU) АЗСМ, МЗУ, МЗВ, МЗ-ЗБ, МЗС и др. – Вам необходим: Базовый курс + Цистерны + Специальный курс 1 класс.
Длительность обучения до 3-х дней.
4. Специальный курс по перевозке радиоактивных материалов и изделий класса 7 (требования к упаковкам и дополнительному оборудованию транспортных средств, способы радиационной защиты, особенности перевозки радиоактивных веществ и т.д.).
Длительность обучения до 3-х дней.
Длительность обучения до 10 дней.
6. Специальный курс для сопровождающих опасные грузы. Все члены экипажа транспортного средства, кроме водителей, имеющих свидетельство ДОПОГ, должны пройти подготовку, предусмотренную в главе 1.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), уметь пользоваться противопожарными средствами и иметь при перевозке удостоверение личности с фотографией.
Длительность обучения до 4-х дней.
Сдача экзамена и порядок получения свидетельства в УГАДН
За 3 дня до окончания обучения Учебный центр направляет в отделение Уральского МУГАДН извещение об окончании курса с копиями приказа о зачислении в группу (начальной подготовки, переподготовки или повышения квалификации) водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также список водителей, зачисленных на обучение по соответствующим курсам подготовки, после чего группа направляется на экзамен, согласно расписанию.
Для сдачи экзамена необходимо прийти в установленные дату и время по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 158.
На экзамен водитель должен прибыть со следующим пакетом документов:
- Заявление, оформленное согласно образцу;
- Документ, подтверждающий прохождение обучения в образовательном учреждении (оригинал и копию);
- Паспорт или документ, его заменяющий (оригинал);
- Национальное водительское удостоверение, выданное в Российской Федерации (оригинал и копию);
- Для лиц, прошедших курсы переподготовки или повышение квалификации действующее свидетельство ДОПОГ о подготовке водителей (оригинал и копию).
Водители прибывают на экзамен с заполненными бланками экзаменационных листов.
После успешной сдачи экзамена необходимо оплатить госпошлину (за первичное изготовление/продление свидетельства) в размере 1300 руб, исходя из подпункта 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации. Свидетельство оформляется при наличии протокола экзаменационной комиссии об успешной сдаче экзамена, а также предоставлении национального водительского удостоверения и паспорта.
Что делать, если не получилось сдать экзамен
При обращении водителей, не сдавших или не прибывших на экзамен, в учебное заведение, где они проходили обучение, для повторной сдачи экзаменов, учебное заведение направляет не позднее 12.00 четверга, предшествующей недели проведения экзаменов, в экзаменационную комиссию УФО уведомление. К уведомлению прилагается список водителей.
На повторный экзамен водитель должен прибыть со следующим пакетом документов:
- Документ, подтверждающий прохождение обучения в образовательном учреждении (оригинал) (Приложение № 3-6);
- Паспорт или документ, его заменяющий (оригинал);
- Национальное водительское удостоверение, выданное в Российской Федерации (оригинал);
- Для лиц, прошедших курсы переподготовки или повышение квалификации действующее свидетельство ДОПОГ о подготовке водителей (оригинал).
Перевозка опасных грузов: основные правила
Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов. Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота. Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.
Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.
Классификация опасных грузов
Классификация опасных грузов
- Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
- Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
- Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
- Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
- Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
- Яды и химикаты инфекционного воздействия.
- Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
- Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
- Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.
На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:
- особенностями тароупаковки;
- нормами веса ОГ;
- правилами складирования и отгрузки;
- регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
- возможностью сочетать разнородные ОГ;
- ограничениями в приемах отправки;
- особенностями заполнения транзитных документов.
Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).
Морские перевозки опасных грузов
Морские перевозки опасных грузов
Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking». За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.
Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза. Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ). На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.
Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.
Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:
- угроза жизни человека и его здоровью;
- если наносят необратимый урон окружающей среде;
- если происходит порча материального имущества.
Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:
- Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
- ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
- Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
- ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
- Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
- Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
- Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
- Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
- На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).
Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.
Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:
- паронепроницаемая укупорка (герметичная);
- влагонепроницаемая;
- не проницаема для сыпучих компонентов.
Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.
Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:
- спецификационное (а не коммерческое) название груза.
- информация о знаках опасности.
- должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
- промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.
И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.
К ним прилагаются:
- опись ОГ;
- грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
- свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).
При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.
Перевозка опасных грузов по железной дороге
Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.
Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.
Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.
По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:
Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом
- наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
- для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
- к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
- у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
- действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
- для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.
СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:
- наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
- строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
- после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
- наличие запасной тары;
- скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
- к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Нормативная база документации для осуществления транспортировки ОГ автомобильный техникой регламентируется Постановлением Правительства № 272 от 14.04.2011, разработанным в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), дата первой публикации – 29.01.1968 г. После активных изменений последних лет – 2011, 2013 и 2015 – сегодня действует ДОРОГ 2017 г.
В числе общих условий и правил, автодорожная перевозка опасных грузов в РФ требует соблюдения примерно таких же мер, как и при транспортировке по железнодорожной магистрали: аварийные карточки, опись, маркировка, специальные информационные таблички и карты. Оснастка спецтранспорта должна соответствовать требованиям:
- наличие противооткатных упоров (хотя бы одного;
- два предупреждающих знака (на отдельных опорах) с подсветкой;
- специальная форма одежды для экипажа.
ДОПОГ устанавливает правила перевозки в отношении оснащения техники
- Автомобиль должен быть оснащен износостойкой тормозной системой с аналогом на случай аварии.
- Если масса транспортного средства превышает 16 тонн, обязательна антиблокировочная тормозная система.
- Должна быть предусмотрена система ограничителей электроцепей, включая возможность отключения аккумулятора из водительской кабины.
- Наличие не более, чем одного, прицепа, при условии оборудования специальным бампером, расстояние до крепления которого от цистерны – 1 дециметр.
Изменения 2017 года затрагивает многие из аспектов «Приложений» А и В, а именно:
- увеличение числа стран-участниц;
- условия транспортировки горючего в бензобаках и баллонах автомобилей и закрепленных спецконтейнерах, причем, наконец-то четко обозначены нормативы вместительности;
- номенклатура ОГ увеличилась до 3534 (номера ООН), объединение «полимеризующиеся вещества» вошла в классификацию по пункту 4.1;
- теперь разрешается применение мягких контейнеров (со специальными оговорками);
- изменения коснулись формата необходимых для транспортировки документов (например, использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 не действительно с 01.07.2017;
- введены новая символика «Опасность» и для маркировки тар с литиевыми элементами питания;
- разрешено передвижение через тоннели всех категорий сложности;
- введены изменения в процесс приема экзаменов;
- исключены из пользования цистерны для пероксида водорода и его растворов с водой;;
- полностью изменена глава IX, ч.2;
- поменялись требования к транспортировке литиевых батарей;
- водителям с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания или их техника на литиевых батареях, стоит внимательно прочитать нововведения.
Не соблюдение правил транспортировки ОГ автотранспортными средствами грозит административными санкциями. Штраф для физического лица – от 2 до 5 тыс. рублей + лишение прав (4-6 месяцев). Штраф для должностных лиц – 15-20 тыс. рублей. Наибольшая сумма штрафа у юридических лиц, которые пострадают на 400-500 тыс. рублей.
Ответственные за нарушение правил при транспортировке по ЖД или морем наказываются в соответствии с требованиями их документальной базы.
В целом о международных перевозках
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2022 г. № 259 “Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств”
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3805; 2019, N 29, ст. 3859) и подпунктом 5.2.10(7).4 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2015, N 47, ст. 6605), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2022 г.
Регистрационный № 61297
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 июля 2022 г. № 259
Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств
1. Выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом особенностей, указанных в пунктах 2-12 настоящих Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств (далее – Особенности).
2. Подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащем иностранному перевозчику (далее – транспортное средство), к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:
а) международная товарно-транспортная накладная 1 ;
б) сертификат происхождения товара;
в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза (далее – поручение);
г) счет-фактура (инвойс);
д) ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).
3. Международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств (далее – накладная), должна подтверждать:
а) при въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации – факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением данного факта является указание в накладной наименования государства погрузки транспортного средства и государства составления накладной, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства, и государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик (далее – государство перевозчика). При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица, или является его гражданином, или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, должна быть указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузоотправитель зарегистрированы в качестве юридических лиц, или являются его гражданами, или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименований государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика;
б) при выезде транспортного средства с территории Российской Федерации – разгрузку транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением разгрузки транспортного средства в государстве его регистрации является указание в накладной наименования государства разгрузки транспортного средства, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика. При этом в накладной в качестве государства погрузки транспортного средства, государства составления накладной и государства, в котором грузоотправитель зарегистрирован в качестве юридического лица, или является его гражданином, или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, должна быть указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузополучатель зарегистрированы в качестве юридических лиц, или являются его гражданами, или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименования государства разгрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика;
в) при въезде на территорию Российской Федерации транспортного средства, осуществляющего перевозку из морского порта, аэропорта или с железнодорожной станции, расположенных на территории государства-члена Европейского союза или государства-члена Европейской ассоциации свободной торговли (далее – ЕС и ЕАСТ соответственно), являющегося государством регистрации указанного транспортного средства, грузов, грузоотправители (владельцы) которых не зарегистрированы в качестве юридических лиц в государствах-членах ЕС и ЕАСТ, или не являются гражданами указанных государств, или не являются лицами без гражданства, имеющими на их территории место жительства, – факт погрузки транспортного средства в указанных морском порту, железнодорожной станции или аэропорту. Подтверждением данного факта является указание в накладной в дополнение к сведениям, указанным в подпункте “а” настоящего пункта, соответствующих морского порта, железнодорожной станции или аэропорта как места погрузки транспортного средства, номера и даты составления коносамента или иного документа морской, железнодорожной или воздушной перевозки, по которому груз был доставлен в морской порт, железнодорожную станцию или аэропорт.
4. Поручение должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью отправителя или получателя груза с указанием фамилии подписавшего, а также содержать следующую информацию:
маршрут перевозки груза;
наименование и вес груза;
информация о грузоотправителе (наименование, адрес, телефон, контактные данные лица);
полный адрес места погрузки транспортного средства.
5. Информация, содержащаяся в поручении, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной.
6. Информация о государстве происхождения товара (груза), содержащаяся в счет-фактуре (инвойсе), должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства, содержащейся в накладной. В случае если счет-фактура (инвойс) содержит информацию о месте погрузки и месте транспортного средства, государстве регистрации транспортного средства, государственном регистрационном номере транспортного средства, эта информация должна соответствовать информации о месте погрузки и месте разгрузки транспортного средства, государстве регистрации транспортного средства, государственном регистрационном номере транспортного средства, содержащейся в накладной.
7. Информация о государстве (месте) происхождении товара (груза), содержащаяся в сертификате происхождения товара, ветеринарном сертификате, фитосанитарном сертификате, документе, подтверждающем безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства и государстве регистрации транспортного средства, содержащейся в накладной.
8. В случае если с компетентным органом иностранного государства, в котором зарегистрировано транспортное средство, согласовано решение о выполнении перевозок грузов из третьих государств на основании российских разовых разрешений, которые дают право на осуществление двусторонней перевозки груза, такие разрешения должны содержать в поле “Особые отметки” отметки “Разрешается также перевозка грузов третьих государств”.
9. Информация о месте погрузки транспортного средства и наименовании груза в накладной должна совпадать с информацией о месте разгрузки транспортного средства и наименовании груза, содержащейся в международной товарно-транспортной накладной (накладных) или ее копии (их копий), оформленной (оформленных) для выполнения международной автомобильной перевозки грузов, предшествовавшей международной автомобильной перевозке грузов третьих государств (далее – накладная (накладные) предшествовавшей перевозки). Накладная (накладные) предшествовавшей перевозки должна (должны) быть заверена (заверены) печатью (при наличии) владельца склада или иного объекта, на котором груз был выгружен с одного транспортного средства и погружен на другое транспортное средство.
В случае если предшествовавшая перевозка выполнялась с одной таможенной территории на другую таможенную территорию, то в накладной предшествовавшей перевозки, оформленной для ее выполнения, должна быть проставлена отметка таможенного органа иностранного государства о пересечении таможенной границы.
10. Для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений, иностранный перевозчик предоставляет любой из следующих документов (комплектов документов):
а) накладная, соответствующая положениям подпунктов “а” и “в” пункта 3 Особенностей;
б) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” (или “б”) пункта 3 Особенностей, и разрешение, соответствующее положениям и пункта 8 Особенностей;
в) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” (или “б”) пункта 3 Особенностей, и поручение, соответствующее положениям пунктов 4 и 5 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ;
г) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, и счет-фактура (инвойс), соответствующий положениям пункта 6 Особенностей;
д) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, а также сертификат происхождения товара или ветеринарный сертификат, или фитосанитарный сертификат, или документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, соответствующий положениям пункта 7 Особенностей;
е) накладная, соответствующая положениям подпункта “а” пункта 3 Особенностей, и накладная (накладные) предшествовавшей перевозки, соответствующая положениям пункта 9 Особенностей, за исключением случаев, когда погрузка либо разгрузка зарегистрированного в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ, транспортного средства, выполняющего перевозку груза третьего государства, осуществляется в иностранном государстве, не входящем в ЕС и ЕАСТ.
11. При непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 4-9 Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.
12. Въезд на территорию Российской Федерации транспортных средств, осуществляющих перевозку груза в соответствии с многосторонним разрешением, предоставляющим в течение срока своего действия право на проезд транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территориям государств, участвующих в системе многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта (далее – многостороннее разрешение ЕКМТ), допускается не ранее истечения одного из следующих периодов, исчисляемых со времени предыдущего выезда транспортного средства с территории Российской Федерации по этому многостороннему разрешению ЕКМТ:
24 часа – при перевозках с территории государств, граничащих с государствами – членами Евразийского экономического союза;
72 часа – при перевозках с территории государств, не граничащих с государствами-членами Евразийского экономического союза.
13. Многостороннее разрешение ЕКМТ должно находиться на борту транспортного средства при перевозке груза между местами погрузки и разгрузки транспортного средства и в течение всего проезда негруженого транспортного средства, предшествующего рейсу с грузом или следующего за рейсом с грузом.
14. В бортовом журнале 2 должны иметься отметки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, о въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации и выезде транспортного средства с территории Российской Федерации.
15 . Иные особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств отсутствуют.
1 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (официальный сайт МИД России https://www.mid.ru), вступила в силу для СССР 1 декабря 1983 г., СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-Х “О присоединении СССР к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 32, ст. 491).
2 Руководство пользователя многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта (Официальный сайт Международного транспортного форума https://www.itf-oecd.org/, 1 января 2014 г.); является обязательным для Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1997 г. N 433 “О вступлении Российской Федерации в Европейскую конференцию министров транспорта” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 16, ст. 1905; 2009, N 19, ст. 2333); статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”.
Обзор документа
С 2022 г. будут действовать новые особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств. Ранее изданный акт по этому вопросу отменяется рамках механизма “регуляторной гильотины”.
Уточнен порядок подтверждения правомерности совершения перевозки. Усилен контроль за перевозками.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.
Международные перевозки — доставка грузов и товаров любым транспортом
Международные перевозки применяются для доставки грузов и товаров из различных стран мира в Российскую Федерацию, так называемый «импорт» в РФ, или наоборот из России за рубеж, так называемый «экспорт» из РФ. Выбор вида транспорта для международных перевозок зависит от характеристик груза: его габаритов, веса, соблюдения температурного режима, местоположения места погрузки или выгрузки, срока хранения товаров и любых других особенностей, влияющих на скорость доставки и применяемого транспорта. Для перевозок используются следующие виды транспорта: автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской или мультимодальный «комбинированный», т.е. в составе нескольких видов. Такими видами транспорта можно доставить любые, даже самые сложные грузы и товары, с самыми сложными требованиями к их транспортировке. Такие, как: негабаритные, скоропортящиеся, опасные, живых животных и любые другие. Широко востребована доставка автомобильным транспортом, она позволяет доставить груз от двери до двери. Существующие модификации современных автомобилей, позволяют перевозить грузы различных типов, с разными требованиями к условиям транспортировки. По железной дороге обычно доставляют грузы на очень большие расстояния. Доставка воздушным транспортом достаточно дорогая, но очень быстрая. Международные грузоперевозки водным транспортом обходятся дешевле, но являются самыми медленными из всех возможных. При этом целесообразность применения того или иного вида транспорта зависит от различных особенностей и конкретных требований заказчика.
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки грузов и товаров различными видами транспорта:
Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Выбор вида транспорта, которым осуществляются международная перевозка и маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.
Мы оказываем услуги любым участникам ВЭД:
Осуществляем доставку любых грузов и товаров, различных размеров и объемов! Это могут быть отправки как в коммерческих целях, отправляемые или доставляемые в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, и некоммерческие отправки, получаемые или доставляемые в адрес физических лиц (переезд на постоянное место жительства за границу или наоборот).
Мы с радостью готовы ответить Вам по стоимости и срокам доставки, виде транспорта, которым может быть доставлен груз. Предложить различные варианты на Ваше усмотрение, а Вам уже выбрать наиболее подходящие из них. А также готовы ответить на любые вопросы связанные с таможенным оформлением, сертификацией, страхованием и на другие интересующие Вас вопросы!
Виды транспорта при международной перевозке грузов и товаров
Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки различными видами транспорта: автомобильным, морским, железнодорожным и авиа. Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Так, например, международные перевозки грузов в страны Европы традиционно осуществляются автомобильным или воздушным транспортом, в то время, как для транспортировки груза из Индии или Китая может использоваться комбинированный транспорт: морской и сухопутный. При отправке небольших партий грузов, как правило небольшим объемом и весом (до 100 кг) и при необходимой срочности – используется авиа транспорт, что является наиболее быстрым способом доставки.
Выбор транспорта, которым осуществляются международные перевозки, маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.
Международные перевозки автомобильным транспортом – это одна из самых востребованных услуг. Популярность автомобильной перевозки грузов на международном направлении объясняется его доступной стоимостью, универсальностью, возможностью забирать груз со склада продавца и доставлять на склад покупателя без дополнительных перегрузок, а также быстро транспортировать груз на дальнее расстояние. Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет грузоперевозка автотранспортом практически любых видов грузов по всему миру. В том числе он может быть использован при доставке небольших партий товаров в составе сборного груза. В основном автотранспорт востребован в таком сегменте, как страны СНГ и Страны Европейского Союза. Эти направления являются традиционными, экономические связи складывались в течение продолжительного времени, на европейском направлении и на территории стран СНГ имеется развитая дорожная сеть, облегчающая транспортировку груза. Эти преимущества делают грузоперевозки автотранспортом одним из самых доступных и экономически целесообразных видов.
Международные перевозки морским транспортом – являются одними из самых дешевых. Данный транспорт широко используется для доставки контейнерных грузов из стран Азии, северной и южной Америки и др. стран имеющих морские порты. Не меньшим спросом пользуются морские перевозки и на европейском направлении. Как правило при морских перевозках используется комбинированный вид транспорта: автомобильный-морской-автомобильный. Вначале груз доставляется в порт автомобильным транспортом, далее доставляется морским транспортом от порта до порта, а дальше перегружается на автомобильное транспортное средство для последующей доставки на склад получателя. Так, например доставка в Россию может осуществляться через порты Прибалтики, Финляндии, России (Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Находки и др. морских портов России).
Международные перевозки железнодорожным транспортом перевозки также весьма популярны. Так как данный транспорт, как правило, используется для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов на дальние расстояния, где нецелесообразно использовать автомобильный и морской транспорт. А также может быть использован в составе комбинированных перевозок грузов или работы по схеме «от двери до двери». Так например часто используется доставка железнодорожным транспортом из стран Европы и СНГ. Либо комбинированным транспортом через порты Санкт-Петербурга, Владивостока, Находки. В этом случае доставка груза осуществляется морем до порта, где организуется его перегрузка и таможенное оформление груза. После завершения всех процедур груз может быть размещен на железнодорожную платформу либо вагоне и доставляется на станцию получателя.
Международные перевозки авиационным транспортом перевозки не менее популярны. Этот вид транспорта популярен для небольших грузов, срочных, а так же скоропортящихся. Доставка осуществляется через основные аэропорты России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и др. Для больших объемов груза данный тип грузоперевозок становиться нецелесообразным в связи с его высокой стоимостью.
Мультимодальные международные перевозки комбинированным транспортом грузов как правило используются при смешанном виде перевозок комбинированным транспортом авто+авиа+авто; авто+море+ж/д+авто; авто+ж/д+авто и др. Например: груз доставляется в морской порт автомобильным транспортом, далее осуществляется морским путем, после чего из порта груз опять доставляется автомобильным транспортом на склад получателя.
География международных перевозок грузов
Нами осуществляется международные перевозки грузов и абсолютно любых товаров, различных размеров и объемов из любых стран мира в Российскую Федерацию или из России в любые страны мира. География международных перевозок очень обширна и охватывает практически все страны мира, за исключением некоторых, где проходят военные действия.
Типы грузов при международных перевозках
Нами перевозятся в международном сообщении любые типы и виды грузов:
Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?
Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.
Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).
Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.
1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?
Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:
- условия приёмки и передачи груза;
- требования к перечню обязательных документов;
- обязанности и права;
- принцип разрешения хозяйственных споров.
Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.
2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?
При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).
Таблица 1. Обязательства сторон.
Обязательства заказчика
Обязательства перевозчика
Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.
3. Какие виды договора о перевозках существуют?
Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:
1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.
Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.
2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.
3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.
4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.
В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).
Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.
Вид документа
Особенности
Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:
- дату и номер;
- реквизиты сторон;
- наименование, количество и вес груза;
- условия доставки;
- данные о перевозчике;
- подписи и печати сторон.
Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.
Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.
Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.
4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?
Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.
При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.
Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.
5. Как можно расторгнуть сделку?
Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.
Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.
Рекомендуем
На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.
Международные транспортные перевозки
Организация международных перевозок груза
Международные транспортные перевозки – комбинация решений для доставки груза от отправителя в одной стране получателю из другой. В процессе доставки принимают участие:
- Транспорт – автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, который перевозит грузы.
- Склады, куда товары перемещают для хранения или дополнительной обработки;
- Техника и персонал, которые выполняют погрузо-разгрузочные работы, в том числе при смене транспортного средства.
- Сотрудники логистической компании, которые организуют документальное оформление международной грузоперевозки, осуществляют координацию соисполнителей, контроль сроков, а также информируют заказчика о перемещениях и изменении статуса груза.
Интермодальный логистический оператор, крупнейший таможенный представитель Беларуси компания «Терра-инком» оказывает комплексные услуги транспортной перевозки международных грузов на любых условиях INCOTERMS от EXW до DDP:
- Предоставляем транспорт под погрузку на всем протяжении маршрута.
- Оказываем складские услуги, организуем консолидацию, ответственное хранение, перевалку, перетарку, количественно-весовой контроль товаров.
- Оформляем документы, даем пояснения грузовладельцу, инструкции отправителю
- Координируем и контролируем привлеченных исполнителей, решаем организационные и технические вопросы при организация перевозок в международном сообщении.
Схемы международных транспортных перевозок груза
Предлагаем белорусским и российским участникам ВЭД:
- Организацию международных автомобильных перевозок грузов из/в Европу. Перевозим автотранспортом продукцию в упаковке, навалом или наливом, а также в универсальных и специальных контейнерах. Международная организация перевозок опасных грузов.
- Железнодорожную доставку грузов по странам ЕАЭС – в вагонах, полувагонах, жд цистернах, контейнерах и на платформе.
- Авиадоставку коммерческих заказов по всему миру. Доставляем самолетом срочные заказы, хрупкие и чувствительные товары за 1-3 дня.
- Смешанные (мультимодальные) перевозки товаров из США, Канады, Латинской Америки, Китая и Юго-Восточной Азии. Отправляем контейнерные и навалочные грузы в порты Германии, Польши, Прибалтики или Санкт-Петербурга, оттуда вывозим в Республику Беларусь наземным транспортом.
Осуществляем транспортно-экспедиционное обслуживание международных перевозок, таможенное и статистическое декларирование ввозимых и вывозимых товаров.
Классификация грузов при организации транспортных перевозках
Компания «Терра инком» оказывает представительские, экспедиционные, таможенные услуги на территории Беларуси, России, Казахстана, организует международные транспортные перевозки различных типов грузов, включая:
- Генеральные – товарная поставка занимает отдельный контейнер или кузов машины.
- Сборные – несколько небольших по весу и объему отгрузок объединяют в одну грузовую партию, доставляют в общем транспортном средстве.
- Негабаритные, проектные – крупногабаритные неразборные объекты, размеры которых в/без упаковки превышают нормативные по 1 или всем 3-м измерениям, тяжеловесные – неделимые грузы с большим весом или неравномерным его распределением.
- Наливные – жидкости, перевозимые без упаковки (наливом) в специальных транспортировочных емкостях (вкладыши флекси-танк, танк-контейнеры, цистерны).
- Сыпучие продукты без транспортной упаковки, которые перевозят в грузовых отсеках особой конструкции, либо в стандартных с применением герметичных вкладышей.
- Опасные – химически или физически активные вещества, которые при транспортировке представляют угрозу для воды, почвы, живых существ, материальных объектов. Грузы 1-9 классов опасности принимаем к перевозке при наличии полного пакета документов. Предоставляем ADR транспорт, оформляем маршрутную карту и необходимые разрешения.
- Рефрижераторные – продукты, в том числе с коротким жизненным циклом, которые требуют соблюдения температурного режима. Доставляем термочувствительную и термолабильную продукцию в реф-контейнерах, рефрижераторах, изотермических фургонах.
Дополнительные услуги при организации международных транспортных перевозок груза
Выполняем грузовые международные транспортные перевозки товаров в Россию, Казахстан, Беларусь «под ключ». Предлагаем готовые отраслевые решения, разрабатываем индивидуальные проекты с учетом товарной специфики, объемов и географии поставок. | |
Оказываем услуги логистического оператора в Европе: осуществляем экспедирование, перевалку, перетарку транзитных контейнерных и автомобильных поставок. Организуем наземную транспортировку к месту назначения, ее документальное оформление. | |
Страхуем отправления на всех этапах перевозки. Организуем выезд сюрвейера. | |
Оформляем разрешительные документы для свободного обращения продукции на территории ЕАЭС: СГР, сертификат соответствия ТР ТС, декларации о соответствии ТС ТР, получаем отказные письма, заключения и разрешения на их основе. | |
Заполняем электронные формы предварительного информирования таможни (ЭПИТ) – быстро, без ошибок формируем таможенный документ, в том числе для сборных и многотоварных поставок с большим числом номенклатурных позиций. | |
Обеспечиваем таможенное оформление и статистическое декларирование грузов при импорте, экспорте, временном ввозе и вывозе, других процедурах. Оформляем Карнет АТА для упрощения временного перемещения товаров через границу. |
Консультируем участников ВЭД по вопросам ведения внешнеторговой деятельности на территории Республики Беларусь:
- разъясняем правила валютного и налогового законодательства;
- комментируем таможенные правила и решения;
- помогаем наладить бухгалтерский учет и отчетность по ВЭД;
- оказываем услуги аутсорсинга внешнеторговых операций предприятия.
Компания «Терра-Инком» – одна из ведущих транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки грузов в Республику Беларусь, опытный таможенный брокер с серьезными возможностями и честными ценами.