“Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам” (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 16.10.2019)
Судебная практика и законодательство — “Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам” (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 16.10.2019)
При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры, характеризующие вид и степень опасности маркировку (знаки, коды), предусмотренную Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (протокол от 5 апреля 1996 г. N 15) (далее – Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам).
30. При перевозке железнодорожного подвижного состава с опасными грузами, относящимися в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества от 05.04.1996 N 15) к классам: 1 “Взрывчатые вещества и изделия”, 5.2 “Органические пероксиды” (номера ООН 3101 – 3110), 6.2 “Инфекционные вещества”, 7 “Радиоактивные материалы (вещества)”, к тарифу на перевозку применяется повышающий коэффициент 2.
2.24.1. Плата за перевозку опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы), перечень которых опубликован в приложении 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, класса 7 и подкласса 6.2, а также опасных грузов, имеющих при перевозке в соответствующем типе подвижного состава специальные условия “2” или “2а” в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, кроме метанола (код ЕТСНГ 721484), определяется по общим правилам настоящего Тарифного руководства с увеличением в 1,8 раза (за исключением тарифов группы В).
При наличии в поезде вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) (далее – опасные грузы класса 1 (ВМ)), перечисленных в Правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15 (с изменениями и дополнениями), к номеру поезда при сообщении добавляются буквы “ВМ” (например, “2783 ВМ”).
20. Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов, и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 25 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4769).
Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам;
Правил безопасности при транспортировании радиоактивных веществ.
В аварийной ситуации с опасными грузами приемосдатчик должен учитывать основные формы проявления транспортной опасности грузов, конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведенные в групповых или индивидуальных аварийных карточках.
При наличии в поезде вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) (далее – опасные грузы класса 1 (ВМ)), перечисленных в Правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15 (с изменениями и дополнениями), к номеру поезда при сообщении добавляются буквы “ВМ” (например, “2783 ВМ”).
2.4.1. Техническое обслуживание, безотцепочный ремонт и текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, груженных опасными грузами, должны производиться в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума [100], Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом [95], Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам [101] и Порядком безопасного ведения работ с вагонами, груженными опасными грузами, при техническом обслуживании и текущем ремонте [115].
– фракция этилбензольная, номер ООН 3295;
– этилбензол, номер ООН 1175;
– ксилолы, номер ООН 1307;
– толуол, номер ООН 1294;
– цимолы, номер ООН 2046;
2.17.1. Плата за перевозку во всех типах вагонов и контейнеров опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы), перечень которых опубликован в приложении 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам класса 7 и подкласса 6.2, а также опасных грузов, имеющих при перевозке в соответствующем типе подвижного состава специальные условия “2” или “2а” в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, кроме метанола (код ЕТСНГ 721484), определяется в соответствии с настоящим Тарифным руководством с увеличением в 1,8 раза.
Особенности правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
Начало организации доставки товара должно производиться с изучения его характеристик, воздействия груза на внешнюю среду. Если отправитель планирует произвести поставку опасного вида товара, взрывоопасного, нужно изучить правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, его свойства, к какому классу товар относится и как правильно организовать доставку такого типа груза. Доставлять опасный груз жд транспортом удобно и безопасно для внешней среды.
Железная дорога — удобный и безопасный способ перевозки грузов
Анализ правил транспортировки небезопасного багажа
Правила доставки груза с помощью железнодорожного транспортного средства были приняты на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту. Протокол от 05. 04. 96 N 15. Состоит документ из четырех разделов, каждый из которых имеет свои пункты и подпункты:
- Общие примечания.
- Доставка опасных товаров в контейнерах и вагонах закрытого типа.
- Характеристика опасных товаров, что относятся к классу 1.
- Характеристика опасных товаров, что относятся к классу 7.
Данный документ поможет грузоотправителю оформить сопровождающие документы, определить, какой именно товар относиться к виду небезопасного. Положительная сторона правил в том, что они четко характеризуют и описают все действия, как со стороны отправителя, так и со стороны контролирующих субстанций. Разделы документа определяют вид тары для каждого класса груза, что находится в зоне риска, его вес на один тип упаковки. Отдельное внимание уделено знакам безопасности, правилам их расположения. Особое внимание акцентировано на подборе вагонов, контейнеров и вместилищ, в которых допустимо производить транспортировку небезопасного груза. Также данные правила помогут грузоотправителю определить ситуации, когда товар должен поставляться с помощью препровождения специалистов и как действовать, если груз был задержан в технической зоне по причине несоответствия с сопровождающей документациею.
Общие условия
К разделу общих правил перевозки относятся случаи, когда нужно применять правила, классификация опасных товаров, предоставлен список товаров, которые можно перевозить жд транспортом, порядок оформления документации и сопровождение опасное содержимое багажа. Правила поставки опасных грузов выступают обязательными для всех участников доставки, для работников железной дороги, отправителя, перевозчика, получателя, экспедиторов и сопровождающих груз. Если в соглашении есть непредусмотренные условия, то нужно руководствоваться правилами перевозки опасных грузов. Важно учесть, какой вид товара перевозится, и согласно виду выбрать тип вагона. Наливные товары доставляются в цистернах, бункерах, полувагонах. Ручательство за снабжение багажа в место доставки несут все стороны действия.
Бункерные вагоны — один из способов перевозки опасных грузов
Разделение опасных товаров
Если груз, который перевозят, может нанести вред внешней среде, как самостоятельно, так и под влиянием внешних факторов, то такой багаж относится к опасному виду. Имеет опасный вид багажа девять классов. Делится опасный товар соответственно с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» так:
- К первому классу относят взрывоопасный продукт.
- Второй класс — газы, которые растворяют под давлением.
- Третий класс – вещества жидкие, которые легко воспламеняются.
- Четвертый класс – вещества твердого состава, которые легко воспламеняются, те средства, что имеют свойства самостоятельно возгораться и те, что возгораются при взаимодействии с водой.
- Пятый класс – средства, способные окисляться.
- Шестой класс – средства, в состав которых входят яды и вещества, познавшие инфицирование.
- Седьмой класс – материалы с повышенною радиоактивностью.
- Восьмой класс – средства, что поддаются коррозии.
- Девятый класс – дополнительные опасные средства.
Вещества, относящиеся к опасному классу, могут делиться на подклассы, иметь свои группы и подгруппы. К каждому классу нужно относиться в соответствии с правилами, законодательными нормами и инструкциями.
Значок 9 класса опасных веществ
Товар, что можно перевозить
Для того чтобы организовать транзит предмета торговли, нужно знать его класс и можно ли данный вид товара доставлять железнодорожным транспортом. Перед началом перевозки и подготовки сопроводительной документации, грузоотправитель должен подать список товара в алфавитном порядке, а также Перечень опасного товара, что относиться к первому классу. В перечне важно указать название вещества, его вид, условия поставки.
Если у грузоотправителя есть вещества, которые не указаны в Алфавитном указателе, но они имеет тот, же или схожий химический состав, то условия их поставки отправитель, в обязательном порядке должен указать в накладной. В накладной под графой «Наименование» должна быть запись о том, что залежь соответственно Алфавитному указателю.
Такой товар должен иметь аварийную карточку. Отправитель имеет право поставлять опасный товар жд транспортом, только после получения разрешения Министерства путей сообщения Российской Федерации , особенно, если этот багаж не относиться к тому, что указан в Алфавитном указателе . Документы и список наименований опасного багажа передается в Министерство за шесть месяцев до начала поставки. Такое обращение должно производиться в письменной форме и иметь два экземпляра.
Правила оформления документации
В период осуществления перевозки содержимого багажа, у перевозчика должна быть в наличии накладная на каждый вид опасного товара. Такой документ оформляет и предоставляет сторона отправителя. В накладной важно прописать полное название опасного груза. Если название содержит в себе общий характер, то рядом с общим названием, при заполнении документа, отправитель обязан написать название согласно техническим условиям товара. Дополнительным приложением к накладной будет аварийная карточка. Она прикладывается только в том случае, если номер аварийного листа не указан в Алфавитном указателе . В фактуре нужно сделать обозначение, в графе «Наименование» , что аварийная карточка была приложена. Чтобы обозначить, что перевозиться небезопасный груз, отправитель обязан поставить в верхней части фактуры оттиск, гриф красного цвета.
Образец путевого листа на опасный груз
Препровождение опасного товара
Чтобы знать, что небезопасный груз перевозиться в препровождении доверенного лица отправителя или получателя, на Алфавитной накладной ставиться специальный знак **. Если такого знака не, то железнодорожная станция не имеет права принять такой залежь к перевозке. К сопровождению опасного багажа допускаются высококвалифицированные специалисты, которые знают правила и нормы инструкции. Они должны уметь указать первую помощь и знать, как действовать в аварийной ситуации. Всеми необходимыми средствами сопровождающее лицо снабжает отправитель. В момент доставки вся ответственность за опасный товар лежит на проводнике.
Если в пути произойдет поломка, то вагон, что замедляет или задерживает поставку багажа, открепляется от основного состава, перемещается в техническую зону и охраняется проводником.
Сопровождается ли груз проводником. Проверяется на каждой станции. Если на одной из станций будет определенно, что товар без сопровождения, то руководитель станции, на которой это было замечено, сообщает руководителю станции, с которой производилась первоначально отправка, о потребности связаться с отправителем. Тот товар, вагон, что был без сопровождения, остается в технической зоне до момента прибытия отправителя.
Поставка в крытых вагонах и контейнерах
При поставке опасного багажа жд транспортом в крытых вагонах и контейнерах, нужно учесть тару, вид товара, его маркировку. Перевозчик должен принять товар к оправке тот, что имеет соответствующею упаковку, что подходит по всем нормам и стандартам. Упаковка и тара обязана подходить по требования содержимого в ней багажа. Он не должен протекать, просыпаться. Груз, что легко воспламеняется при воздействии с внешними факирами или водой, упаковывается герметично. Такие притязания относятся и к багажу всех классов. Если багаж в стеклянной таре, то ящик должен быть прочным, без пространства. Его высота от тары составляет пять сантиметров. Если товар не требует особых видов тары, то допустимо использовать картонную коробку, особенно если это товар мелко расфасованный. Когда товар перевозится в бидонах, канистрах, то они дополнительно ставятся в деревянные ящики. Такие правила относятся и к багажу, упакованному в мешок ли мягкую тару. При перевозке в одном вагоне нескольких видов опасного товара, вес с упаковкой одного ящика не должен превышать пятидесяти килограмм. Накладная выписывается на каждый вид совместно упакованного товара. Опасный товар, что доставляется контейнером, должен быть пакетирован, так же как и при перевозке, крытым вагоном. Если перевозиться вещество в жидком состоянии, то отправитель предоставляет один процент порожнее тары. Эти действия нужны для того чтобы избежать потерю опасных веществ, при аварийной ситуации. На таре отправитель должен указать такие знаки:
- Метка опасности согласно Алфавитному указателю.
- Название товара. То название, что прописывается в Алфавитном указателе .
- Шифр, обозначающий класс.
Если производиться поставка совместного товара, то на каждый его вид предоставляется знак.
На вагон с опасным грузом нужно прикреплять метки в соответствии с его классом
Характеристика вагонов и контейнеров
Перед началом организации поставки опасного багажа, отправитель должен правильно подобрать вид вагона. Все они обязаны соответствовать техническим нормам и характеру товара. Тот вид вагона, что выбрал грузоотправитель для жд перевозки багажа, прописывается в Алфавитном указателе . Важно правильно подобрать и выдержать все нормы и инструкцию перевозки жидких типов груза. Отправителю нужно проследить, чтобы на выбранных вагонах были указаны знаки небезопасности. Доставка багажа, что находиться в зоне риска, происходит в металлических контейнерах. Перед началом погрузки вагоны и контейнеры обязаны пройти техническое обозрение. Подтверждением осмотра выступает запись в журнале ВУ – 14 .
Когда товар поступает в пункт назначения, то после выгрузки отправителю надо осмотреть вагон или вместилище, чтобы убедиться в том, что небезопасный товар не попадет во внешнюю среду. Подготовка и погрузка багажа производиться в малозаселенных пунктах.
Из автотранспортного средства, груз должен сразу быть помещенным в вагон, при разгрузке из вагона в автотранспортное средство. При отправке важно проверить Алфавитный указатель и убедиться, что багаж поставляется тем видом транспорта и тем способом, что указано в указателе. Важно проверить и соответствие упаковки, маркировки и общих данных о доставляемом товаре. Если в процессе проверки были найдены отличия от документации, инструкции, то составляется акт. Такой товар не принимается к перевозке и передается отправителю. С момента прибытия груза в пункт назначения, получатель должен забрать груз со жд станции на протяжении двадцати четырех часов, если товар мелкогабаритный.
Недопустимые транзиты
Поставка содержимого багажа осуществляется на почве инструкции, в которой указано вид товаров, которые недопустимо перевозить в вагоне или в контейнере при наличии в нем другого вида товара. Недопустимо перевозить в одном вагоне или вместилище товар, что имеют одинаковый классификационный шифр. Если отправителю нужно перевезти медицинские, ветеринарные или лабораторные легко воспламеняющие препараты, которые относятся к третьему классу, то с ними можно совмещать подкласс 8.1. при поставке такого багажа жд транспортным средством, надо проследить за упаковкой, тарой. Она полностью должна отвечать всем общепринятым стандартам и инструкции. При доставке товаров в мелкой расфасовке в Алфавитном указателе прописывается символ *. Вес такого товара в одной расфасовке не должен превышать одного килограмма или одного литра. После выгрузки и очистки внутренней части, порожняя тара возвращается как неопасный груз. Обязательно получателю нужно сделать отметку в фактуре, что тара очищена от того вида товара, что перевозился.
Пустая упаковка опасного багажа возвращается как неопасный груз
Основные требования к классам
Отправителю всегда нужно правильно упаковывать товар, правильно подпирать вид упаковки для каждого класса. Товары второго класса поставляются в баллонах, специальных контейнерах или сосудах. Если поставка газа производится в баллонах, то каждому типу газа будет соответствовать цвет полоски на болоне и указательные знаки. Надо проверить наличие пломб, колпаков, заглушек. Перевозка таких баллонов производиться в горизонтальном положении. Груз, что относиться к третьему классу, легко воспламеняется, поэтому его доставка должна производиться только повагонным способом. Для обозначения перевозки груза третьего класса, вагон обязан быть окрашен в желтый цвет. Многие подклассы третьего класса доставляются в сопровождении. Специальные отметки отправитель производит в графе «Наименование» , если перевозит бензин.
Средства шестого класса особо опасны для человека, при попадании на одежду или открытую поверхность тела, может вызвать разные негативные реакции в виде рвоты, повышения температура тела, летальный исход. Такие же последствия и для животных. Вещества шестого подкласса перевозятся в бочках.
Большой опасности для человеческого организма несут вещества восьмого класса. Такие средства перевозятся с помощью сопровождающих специалистов. Самой большой опасности несет ртуть. И после момента погрузки и после момента выгрузки и доставки пустой тары ставятся пломбы. К девятому классу относят тот вид опасных веществ, которые могут нанести вред только при перевозке водным транспортным средством. Отдельны требования к поставке кино и фотопленке. Такой вид товара должен доставляться в специальной упаковке. Если фото и кинопленка имеет вид рулона, то каждый из них упаковывается индивидуально в футляр изготовленного из жести белого цвета. Не все виды фото и кинопленки несут вред во время транспортировки. Ели доставляется такой тип товара, то в накладной указывается наименование и то, что груз не опасен.
Ртуть — одно из самых опасных веществ, поэтому для ее перевозки нужна особая тара
Характеристика сопровождающих знаков
Так как отправитель производит транспортировку опасного багажа, то ему надо обеспечить вагоны и тару специальными знаками. По внешнему виду, знаки имеют квадратную форму, что повернут на сто миллиметров. Если доставляемый товар не несет особой опасности, то угол может быть пятьдесят миллиметров. Каждый знак соответствует своему классу и подклассу. Знак состоит из указания на нем класса и символа небезопасности. Цвет знака может совпадать с цветом вагона. В такой ситуации, края знака обозначаются белым цветом. Знак крепиться на вагон, вместилище и тару багажа в момент погрузки в пункте отправки. После того, как была произведена выгрузка в пункте назначения, с вагона и вместилища, знаки снимаются. Если груз имеет особую опасность, то знак, подтверждающий уровень небезопасности багажа, наноситься краской, которая должна оставаться в первоначальном виде независимо от погодных условий в период транспортировки. Черным цветом обозначают раму знака, символ и наносят надпись. Если доставляемый товар относиться к виду ядовитых или воспламеняющихся, то на знаке делается такая же надпись, без указания класса. Сам знак должен иметь соответствующий стандартам размер, габариты.
Процесс выгрузки
Опасный товар, особенно тот, что относится к взрывчатому виду, должен выгружаться в специальных местах, на специальных станциях. Если в период транспортировки произошла аварийная ситуация и вместилище или вагон с опасным грузом познали повреждения, то производить выгрузка такого содержимого можно только в дневное время суток. Подбор места выгрузки определяется специальной комиссией. Если место подобрано, составляется акт. Круглосуточная выгрузка и погрузка возможна только тогда, когда станция или установленное место имеет хорошее освещение. Отправитель и получатель должны самостоятельно проследить за погрузкой и выгрузкой опасного багажа. Если в период трансфера произойдет аварийная ситуация, то отправитель должет прибыть на место происходящего.
Правила жд перевозок опасных грузов
ВЫСТАВКИ – КОНФЕРЕНЦИИ
Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом
Перемещение по железной дороге опасных грузов регламентируется Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, установленными Госгортехнадзором России, нормативно-технической документацией МПС, Уставом железных дорог. Особые правила действуют при международных перевозках.
Требования по организации железнодорожных перевозок
Перевозка небезопасных грузов состоит:
- в подготовке груза и средств транспортировки;
- приеме и погрузке;
- оформлении документов;
- транспортировке до места назначения;
- выгрузке;
- транзитном хранении и перегрузки.
Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом распространяются и обязательны для всех ее участников:
- отправителей груза;
- его получателей;
- персонал, промышленного и магистрального ж/д транспорта, участвующий в перевозке, сопровождении и охране;
- предприятий и организаций, занятых в производстве, техобслуживании и ремонте подвижного состава, цистерн, контейнеров.
Для транспортировки опасных материалов и веществ должны использоваться специально оборудованные, технически исправные вагоны и контейнеры, арендованные или принадлежащие предприятиям и организациям всех видов собственности, а также универсальные вагоны и контейнеры МПС.
Требования к техническому состоянию средств транспортировки опасных грузов
Цистерны, спецконтейнеры для перемещения и выгрузки грузов под давлением и при температуре до 50 гр. должны соответствовать требованием эксплуатации сосудов под давлением. Перевозки сжиженных, сжатых, растворенных под давлением газов осуществляются согласно установленных правил для каждого конкретного груза.
Перед погрузкой экипажная часть подвижного состава (колесные пары, рама, автосцепка, тормозное оборудование) должна быть обследована работниками вагонного хозяйства с соответствующим документированием о техсостоянии.
За техсостояние кузовной части вагонов, их внутреннего и наружного оборудования несет ответственность их собственник или арендатор.
Используемые для транспортировки контейнера должны соответствовать установленным ГОСТам, техусловиям по их эксплуатации. Запрещено использовать специализированные контейнеры не по назначению.
Ответственность за соответствие параметров, техническое состояние контейнеров несет грузополучатель.
Применяемые для упаковки средства (мелкая тара) также должны соответствовать нормам и стандартам и применяться для конкретных материалов.
Специализированные вагоны должны применяться для транспортировки грузов, указанных в техдокументации, и иметь место приписки к станции по месту нахождения их владельца или арендатора.
Основные условия для выполнения транспортных операций
Все лица, причастные к организации и осуществлению перемещения по железной дороге опасных веществ, обязаны пройти спецподготовку и сдать экзамен:
- руководители и специалисты магистрального и промышленного ж/д транспорта – один раз каждые 3 года;
- руководители и специалисты предприятий по производству и ремонту вагонов и контейнеров – один раз каждые 3 года;
- обслуживающий перевозки персонал – 1 раз, по вопросам, касающимся их профессиональных обязанностей.
Условиями перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом являются:
- Предъявление к погрузке в специальных местах.
- Наличие специального оборудования для погрузки и выгрузки.
- Транзитное время нахождения груза 1 класса опасности на станции – не более 2 часов.
- Легковоспламеняющиеся вещества должны загружаться и выгружаться на не электрифицированных путях.
- Маневровые работы выполняются при скорости не более 15 км/час.
- Вагоны с опасными материалами и веществами (по одиночке или группами) включаются в грузовые поезда или транспортируются одним составом по спецмаршруту.
- Опасный груз в составе поездов необходимо отделять вагонами с неопасным грузом или порожняком.
- Запрещается формировать состав, в котором одновременно будут вагоны или контейнеры с взрывчатым материалом 13 класса, с высокотоксичными веществами, сжиженным, сжатым газом.
- Обязательно сопровождение вагонов военизированной охраной МПС или специалистами грузоотправителя (грузополучателя).
- При остановке в пути вагоны с грузами 1 и 2 класса опасности устанавливаются на безопасных стоянках, с зафиксированными стрелками, установкой тормозных башмаков.
- Транзитные поезда с опасными грузами следуют через станцию по маршруту, разработанному в техническо-распорядительном акте.
- При выявлении неисправностей вагона или контейнера после составления акта возможны:
- отцепка отдельного вагона, если он сопровождался работниками военизированной охраны;
- отцепка всей группы вагонов при сопровождении специалистом грузоотправителя (грузополучателя);
- дальнейшее следование с соблюдением мер предосторожности.
Маркировка железнодорожного транспорта об опасности перевозимого груза выполняется в соответствии с Правилами перевозок и ГОСТа.
Международные железнодорожные перевозки
Безопасность международных перевозок обеспечивается соблюдением международных законов.
Правила перевозки должны соответствовать Соглашению о Международном Грузовом Железнодорожном сообщении, действующем на территории стран-подписантов.
Основной регламентирующий документ – Приложение 2 к СМГС. В приложении 2 указан перечень разрешенных к перевозке опасных грузов, в приложении 10 – перечень опасных грузов 1 класса. Не вошедшим в список разрешенных, но имеющим сходные характеристики, материалам и веществам, присваивается номер ООН. Условия перемещения по железной дороге устанавливаются для этого номера.
Осуществлять услуги по транспортировке компании могут при наличии документов:
- Лицензии на перевозки;
- Разрешения Минтранспорта РФ на перевозку опасных грузов;
- Разрешения МВД на перемещение особо опасных грузов.
От загрузки до выгрузки опасные грузы имеют вооруженное сопровождение и охрану.
Перевозка опасных грузов по железной дороге позволяет свести к минимуму любые риски, выполнить доставку товаров в срок, с наименьшими затратами.
Организованная перевозка детей автобусами. Новые правила лицензирования
Требования к школьным автобусам ужесточаются ежегодно: рассказываем о новых правилах. Для ответственных в школах за перевозку групп детей — тема актуальная и требующая основательной проработки. Отвечаем: всегда ли нужна лицензия?
Организованная перевозка группы детей — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
С 01 января 2017 года действуют новые правила транспортировки детей школьным автобусом. Они распространяются на автотранспортные средства для детей в возрасте от 6 до 16 лет на территории РФ.
Действует также стандарт, где говорится о специальных транспортных средствах для перевозки лиц от 1,5 года до 16 лет в автобусах. Общие технические требования направлены на обеспечение безопасности малолетних пассажиров, а также к наличию опознавательных знаков и надписей. Согласно документу автобусы должны соответствовать требованиям безопасности:
- Опознавательные знаки «Перевозка детей» должны быть установлены на школьном автобусе спереди и сзади. Кузов автобуса должен быть желтого цвета. На наружных и боковых сторонах автобуса — надписи «Дети!».
- Запрещено перевозить маленьких детей до 7 лет, если поездка протекает более 4 часов. С 23:00 вечера до 6:00 утра групповая перевозка допускается только к аэропортам и ж/д вокзалам и от них. После 23:00 расстояние не должно превышать 50 км.
- Организованные детские перевозки колонной в междугородных автобусах продолжительностью более 3 часов должны сопровождаться медицинским работником.
- В транспорте должна обязательно находиться бутилированная вода и набор продуктов.
- Не позже, чем за 2 дня до начала перевозки, как перевозчик (исполнитель, фрахтовщик), так и школа обязаны предоставить официальное уведомление в инспекцию ГИБДД о планируемой перевозке автобусами (в районное отделение или через официальный сайт) .В уведомлении указываются:время, на которое потребуется сопровождение; маршрут передвижения; ФИО сопровождающего; ФИО водителя и данные его водительского удостоверения; число перевозимых лиц; госномера каждого автобуса.
- Если планируется применение 3-х и более автобусов, заказчик подает заявку на сопровождение группы детей автомобилями ГИБДД в колонне.
- У уполномоченного представителя автоинспекции необходимо взять разрешение на передвижение детей в автобусе. Оригинал документа должен находиться у водителя, его положено сохранять три года со дня перевозки.
Правила посадки и высадки детей
Сопровождающие обязаны при перевозке детей автобусом обеспечить надлежащий порядок во время посадки и высадки из транспорта, а также во время остановок и при движении автобуса.
Сопровождающие должны до посадки:
- провести сверку присутствующих и отметить всех детей в списке;
- в безопасном месте организовать сбор детей, организовать погрузку багажа в специально предназначенное место для перевозки или в багажный отсек автобуса;
- провести инструктаж детей.
Внимание! При массовых перевозках посадка детей производится только после остановки автобуса под наблюдением водителя и под руководством сопровождающих через переднюю дверь.
Правила организованной перевозки детей не распространяются на транспортировку школьников в присутствии их родителей (законных представителей), которые не входят в сопровождение группы.
Внимание! Дети, не достигшие возраста 7 лет на момент начала длительной поездки свыше 4 часов, не допускаются к ней.
Оформление документов перед поездкой
Для перевозки детей следует подготовить все документы, а именно:
- Список детей в данной поездке.
- Копии разрешений на транспортировку детей.
- Документ о посадке, где указываются места для каждого ребенка.
- Уведомление из ГИБДД или копию заявления на сопровождение.
- Договор поездки, подписанный транспортной компанией и заказчиком.
- ФИО сопровождающих лиц с указанием номеров телефонов и паспортных данных.
- Договор с медицинским работником, если поездка занимает больше 12 часов.
- Информация о водителях (ФИО, контакты, номера водительских удостоверений).
- Список продуктов питания в автобусе.
- Спланированный маршрут с указанием графика поездки, времени передвижения и остановок.
Требования к водителям и транспортному средству
Согласно Постановлению Правительства РФ для осуществления организованной транспортировки может использоваться автобус, которому не больше 10 лет с года выпуска. Транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям по конструкции и назначению. Обязательно наличие карты диагностики или технического талона, подтверждающего исправность автобуса. Для возможности определения нахождения транспортного средства в любое время суток должен быть установлен спутниковый навигатор ГЛОНАСС. В каждом автобусе должен находиться тахограф, который осуществляет контроль за режимом отдыха водителя и за скоростью передвижения автобуса.
К перевозке школьников допускаются водители, у которых есть:
права с открытой категорией D; лицензия на перевозку; медицинский допуск к рейсу; стаж управления транспортным автобусом не меньше 1 года из 3-х последних лет; пройден обязательный инструктаж о транспортировке детей; водителя не лишали прав, и он не допускал в течение последнего года нарушения ПДД и не привлекался за это к ответственности.
Посадочных мест в автобусе должно быть в количестве, исключающем проезд стоя. Если экскурсионная поездка по продолжительности менее 12 часов, водитель может быть один, до 16 часов осуществляются только с двумя водителями.
Предел установленной скорости при движении по трассе за рамками населенного пункта для автобуса с детьми ограничен 60 км/ч.
Лицензирование автобусных перевозок
В статью «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесли изменение, которое затрагивает требования к перевозкам детей в автобусах. С 1 марта 2019 года лицензирование является обязательным для автобусов, осуществляющих организованные перевозки детей, а также для автобусов, доставляющих детей до места учебы.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензия оформляется на 120 дней. Помимо оформления лицензии, сведения об автобусах, перевозящих людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий. Для внесения автобуса в реестр подается отдельное заявление.
Необходимо проверить наличие лицензии у организации, осуществляющей перевозку детей, при ее отсутствии расторгнуть договор.
С 1 июля 2019 года вступает в силу закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок. Перевозить детей будет запрещено с 23:00 до 06:00, а все водители должны будут проходить медицинский осмотр перед рейсом.
Внимание! За перевозку без лицензии школе грозит штраф до 250 тысяч рублей, а директору — до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 1 ст. 19.20 КоАП)
Можно ли не оформлять лицензию?
- Если в собственности школы находится автобус, она закупила его самостоятельно, то лицензию оформить придется.
- Если автобус принадлежит школе на праве оперативного управления (например, аренда). При этом аренду не следует путать с услугами по перевозке, где вместе с транспортом предоставляют водителя, полный пакет документов. При этом школа продолжает отвечать за безопасность учеников во время поездки. В этом случае также необходимо оформить лицензию.
- А вот если школа заключила договор фрахтования с транспортной компанией–перевозчиком, обязанность по оформлению лицензии ложится на перевозчика. Но школа обязана убедиться, что такая лицензия у компании есть и она действующая. Особое внимание следует обратить на автобусы. Они должны соответствовать требованиям законодательства.
- издание приказа о назначении ответственного за безопасность дорожного движения;
- получение лицензии на медицинскую деятельность;
- оплата госпошлины;
- подача документов в Ространснадзор;
- получение лицензии.
Лицензия на перевозку детей автобусами в 2022 году, пассажирская лицензия на перевозки школьников
Если дети в количестве более 8 человек без сопровождения родителей или законных представителей перемещаются на автобусе (не маршрутных), то такая перевозка относится к организованной. Осуществлять такую деятельность могут только те водители, которые соответствуют установленным законом требованиям и у которых есть лицензия на перевозку школьников (учащихся).
Лицензия представляет собой письменное разрешение, которое выдаётся специально уполномоченным органом УГАДН компании или ИП на осуществление конкретного контролируемого государством вида деятельности.
Стоимость услуг по оформлению документов для УГАДН
Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров?
Помогаем быстро и надежно пройти лицензирование в транспортных инспекциях по всей России.
Госпошлина – 7500 руб. Оплачивается отдельно с расчетного счета.
Регулирующие нормы законодательства
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
Основные правовые документы, регламентирующие процедуру
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2022 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2022 г. № 1616 “О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами”
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. № 1527 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами”
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2022 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2022 № 282 “Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”
Требования к перевозкам детей
В соответствии с № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177, Постановлением Правительства РФ № 652 от 2015 года для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет автобус должен быть оборудован в соответствии с нормами ГОСТ 33552-2015:
- транспорт должен быть не старше 10 лет и оснащён системой Глонасс;
- перед выездом в каждый рейс должен быть пройден техосмотр;
- у водителя должны быть в наличии аптечка, тахограф, табличка «дети», знак аварийной остановки и противооткатные упоры.
Требования к выполняемому рейсу
В процессе движения по заданному маршруту нужно ехать со скоростью не более 60км/час, лучше в светлое время суток. Если длительность одной поездки не более 12 часов, за рулём может находиться один водитель, если до 16 часов — не менее двух. Отдых второго водителя должен составлять не менее 8 часов. Водитель не может оставлять автобус, если в нём присутствуют дети. В салоне должны находиться только личные вещи. Если длительность рейса более 4 часов, то дети младше 7 лет на него не допускаются.
Требования к водителю транспортного средства
Водитель, кроме водительского удостоверения категории D, лицензии на перевозку детей автобусами и лицензионной карты должен:
- непрерывно работать водителем автобуса не менее 12 месяцев на протяжении последних трёх лет;
- не нарушать ПДД, не быть виновником ДТП и не лишаться прав в течение последних 12 месяцев;
- иметь заключение медика о надлежащем состоянии здоровья;
- иметь отметку в путевом листе о проведении предрейсового инструктажа.
Правила посадки и высадки детей
Вместе с детьми в автобусе должны обязательно находиться сопровождающие, которые обеспечивают порядок во время движения, остановок, посадки и высадки. До начала посадки они обязаны отметить присутствующих согласно списку, а затем собрать детей для посадки в безопасном месте. После погрузки сумок в багажное отделение нужно проинструктировать детей о правилах поведения в пути. Если осуществляются массовые перевозки детей, посадку надо производить под наблюдением водителя при полной остановке автобуса и только через переднюю дверь.
Орган, занимающийся выдачей лицензии
Подавать заявление и документы для лицензирования школьного автобуса необходимо в отделение Ространснадзора, который позволяет организовать перевозку детей на автобусах в соответствии с № 99-ФЗ. Для получения разрешительного документа заинтересованное лицо вместе с заявлением установленного образца должно подготовить пакет документов, которые подтвердят соответствие предъявляемым требованиям.
Ответственность за перевозку детей без лицензии
Если автобус будет использоваться без разрешения или с нарушением условий лицензирования, то нарушитель будет привлечён к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со статьями 12.3 и 14.1 КоАП РФ. При повторном нарушении могут приостановить деятельность до 3 месяцев или даже конфисковать автобус.
При грубых нарушениях ПДД, которые привели к серьёзным последствиям, виновник может быть лишён лицензии и подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
С нашей помощью Вы можете рассчитывать на получение разрешения в указанные законом сроки, после чего можно будет осуществлять перевозку детей в соответствии с установленными правилами.
Прокурор разъясняет – Южная транспортная прокуратура
Прокурор разъясняет
- 13 марта 2019, 14:33
1 марта 2019 года опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 (далее – Положение).
В соответствии с Положением лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ России, ФСО России, Вооруженных Сил Российской Федерации, Росгвардии, следственных органов СК России, а также перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
К соискателю лицензии с 1 марта 2019 года предъявляются следующие требования:
– наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
– наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам;
– наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.
Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.
Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением случаев реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, изменения места жительства, имени, фамилии и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Южная транспортная прокуратура
Южная транспортная прокуратура
13 марта 2019, 14:33
Об особенностях лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
1 марта 2019 года опубликовано Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 (далее – Положение).
В соответствии с Положением лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), а также перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ России, ФСО России, Вооруженных Сил Российской Федерации, Росгвардии, следственных органов СК России, а также перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
К соискателю лицензии с 1 марта 2019 года предъявляются следующие требования:
– наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
– наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам;
– наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.
Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.
Порядок принятия территориальными органами Ространснадзора решения о предоставлении лицензии определен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением случаев реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, изменения места жительства, имени, фамилии и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Перевозка детей
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам.
На этой странице вы найдете информацию о нормативных документах, регламентирующих требования к перевозке групп детей, методические рекомендации по их организации и другую полезную информацию.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ
Согласно определению Правил дорожного движения:
“Организованная перевозка группы детей” – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организованной перевозки групп детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2022 № 1527) (далее – Правила), в автобусе, обозначенном опознавательными знаками “Перевозка детей” (п. 23.6 ПДД).
Опознавательный знак “Перевозка детей” – в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм).
Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку групп детей не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД).
В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса также должен быть установлен опознавательный знак “Ограничение скорости” – в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости “60 км
ч” (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса “Байконур”, – в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
Предусмотренное пунктом 3 Правил уведомление подается лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (далее – организатор перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с формой, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом положений настоящих Правил.
Предусмотренная пунктом 3 Правил заявка подается организатором перевозки, в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 “Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции”.
Подача уведомления об организованной перевозке группы детей осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
Такое уведомление подается до начала первой из указанных в нем перевозок.
Если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.
Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее – сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.
Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.
Если для организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более, организатор перевозки назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей, который осуществляет координацию действий водителей данных автобусов и ответственных по данным автобусам.
Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки (далее – список), включающий в том числе:
детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;
медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список, предусмотренный настоящим пунктом.
В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного:
ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус;
старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более.
Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности.
К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории “D” не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
В случае задержки отправления автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, организатор перевозки уведомляет об этом родителей (законных представителей) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, а также подразделение Госавтоинспекции, если им принималось решение о сопровождении данных автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями).
Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.
При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления организованной перевозки группы детей вследствие дорожно-транспортного происшествия, технической неисправности автобуса, болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия автобуса требованиям настоящих Правил, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям пункта 17 Правил организатор перевозки или фрахтовщик (при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования) обязан принять меры по замене автобуса и (или) водителя.
Подменный автобус должен соответствовать требованиям пункта 16 Правил, а подменный водитель – требованиям пункта 17 Правил.
При прибытии подменного автобуса и (или) подменного водителя документы, указанные в пункте 18 Правил, передаются водителю этого автобуса. Водителем и ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей составляется акт замены автобуса и (или) водителя в произвольной форме с указанием причин замены автобуса и (или) водителя, даты и времени замены автобуса и (или) водителя, фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров контактных телефонов лиц, подписавших такой акт.
Оригиналы документов, указанных в пунктах 3, 13 и 18 Правил, хранятся организатором перевозки в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях – в течение 90 календарных дней.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
Ответственность за нарушение требований к организованной перевозки групп детей автобусами установлена статьей 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, часть 3 этой статьи устанавливает ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, в виде административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
Часть 4, – за осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами. Для нарушителей предусмотрено наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
За нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, часть 5 статьи предусматривается административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.
Часть 6 статьи устанавливается ответственность за прочие нарушения требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.23 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Обращаем внимание, что для направления уведомления об организованной перевозке групп детей необходимо использовать специальный сервис