Оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям
Правила перевозки грузов: максимально допустимая масса автомобиля и нагрузка на ось
Самой распространенной проблемой в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом является оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям. Для юридических лиц сумма штрафа может быть весьма обременительной, а для частных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей – фатальной.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272,
Максимально допустимая масса одиночного автомобиля:
Максимально допустимая масса автопоезда (в. ч. прицепные):
- Двухосные – 18 т.;
- Трехосные – 25 т.;
- Четырехосные – 32 т.;
- Пятиосные и более – 38 т.
- Трехосные – 28 т.;
- Четырехосные – 36 т.;
- Пятиосные – 40 т.;
- Шестиосные и более – 44 т.
Допустимая нагрузка на ось транспортного средства зависит от нормативной нагрузки автомобильной дороги, а также групп сближенных осей, и может варьироваться от 4 т. до 26 т.
В случае если груженое транспортное средство превышает весовые нормы более чем на 2 %, необходимо получать в Росавтодоре специальное разрешение на его транспортировку, согласовывать маршрут и уплачивать компенсацию за вред дорогам. В противном случае, собственника ТС и его водителя ждут административные санкции.
Размеры штрафов за перегруз
Согласно ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях, отклонение от допустимых значений по нагрузке транспортного средства, влечет за собой:
· Водителю лишение права управления на 4 – 6 месяцев, а также штраф в размере от 1000 до 10000 руб.;
· Должностному лицу грузоперевозчика или грузоотправителя штраф в размере от 10000 до 50000 руб.;
· Собственнику ТС штраф в размере от 100000 до 500000 рублей.
Штраф можно получить как при проверке инспекторами на стационарных или мобильных постах, так и посредством фиксации автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Чаще всего это происходит именно при помощи автоматических рамок, и тут возникает множество вопросов, касательно ее работы, принцип применения которой, во многих случаях, не соответствует Приказу Минтранса «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018 г. № 119.
Как избежать штрафа за перегруз по массе и осям
Во избежание получения штрафа за перегруз транспортного средства следует регулярно проводить профилактику с технической и юридической стороны. Водитель должен четко знать все ограничения и внимательно следить за этим при погрузке машины.
· Наличие собственных мобильных весов и датчиков груза на осях;
· Контроль веса груза и его распределение в ТС в процессе загрузки;
· Никогда не подписываться в протоколах «с правонарушением согласен», т. к. водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, а на юридическое лицо штраф придет в 100000 рублей.
Если все же штраф был выписан или получен почтовым отправлением, у владельца ТС есть 10 суток на его обжалование, или постановление о штрафе вступит в силу, что приведет к списанию денежных средств или блокировке расчетного счета. В таких ситуациях лучше незамедлительно обращаться за помощью к юристам с вопросом отмены штрафов за перегруз.
Обжалование штрафа за перегруз
Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.
Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.
Когда можно оспорить штраф за перегруз
Исходя из судебной практики, отменить штраф очень сложно, а зачастую – невозможно. Судебные органы, как правило, не углубляются в ситуацию и в полной мере удовлетворяют все иски и требования ГИБДД. Однако существуют ситуации, при которых обжалование протокола об административном правонарушении является вполне реальным:
- Штраф получил владелец, а транспортное средство было передано в аренду другому лицу;
- Груз перевозился в личных, а не коммерческих целях. В таком случае размер штрафа будет составлять самый минимум;
- Автомобиль был загружен сыпучим или жидким грузом. При условии, что максимальная допустимая масса не превышена, штраф за перегруз осей можно отменить вследствие отсутствия состава правонарушения, т. к. груз мог переместиться в процессе перевозки;
- Несколько постов зафиксировали нарушение, однако первый из них не обнаружил перевеса на ось; это говорит о том, что при погрузке были соблюдены все весовые нормы, но в процессе перевозки произошло смещение груза и, соответственно, нагрузка на ось.
Услуги имущественного адвоката позволят вам освободиться от неприятных тягот и забот, гарантирует профессиональное решение вопроса, а также способствует благоприятному исходу в судебном разбирательстве.
Помощь юриста по штрафам за перегруз
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.
Наши преимущества:
· Более 9 лет юридической практики;
· Сэкономили перевозчикам и грузоотправителям суммарно более 40 млн рублей;
· Не даем пустых обещаний, выявляем все риски;
· Доступные условия и удобный сервис.
Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении
Штрафы за перегруз
Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2022 году непомерно высокие. Но касается это преимущественно ИП и юридических лиц. А вот для водителей максимальная санкция составляет 10 000 рублей, и то за перевес фуры более 50% от допустимого на весах. Но всё может измениться, если в думе примут новый закон, по которому за данное нарушение ПДД будут лишать прав и даже конфисковывать грузовики. О том, когда он вступит в силу и с какой долей вероятности, какие актуальные штрафы на сегодня по осям и общие для организаций, физических лиц и предпринимателей, рассказываем в статье.
Что за новый закон о лишении за перегруз?
По многочисленным новостям изменения ожидают водителей с 1 июля 2019 года – то есть якобы новый закон уже вступил в силу. То есть, если ранее за перегруз фуры на весовом контроле зачастую фатальные санкции ждали только грузоотправителей в качестве юрлиц, а также крупные штрафы выписывались ИП, то теперь и до водителей добрались!
При этом, новый закон предусматривает аж 3 новых меры ответственности:
- лишение прав на большой срок за перегруз грузовой машины,
- конфискация груза при больших размерах перевеса,
- даже конфискация самого автомобиля в исключительных случаях.
Это правда и вступили ли в силу изменения?
Нет. Никакого нового закона нет. Более того, нет даже законопроекта, внесённого на обсуждение. И сейчас мы это очень просто докажем!
- Во-первых, так как ответственность за перегруз предусмотрена в Федеральном КоАП, то изменения по правилам должны вноситься Федеральными законами. И вы не найдёте ни одного такого ни внесённого в Госдуму, ни на обсуждении в ведомстве.
- Во-вторых, актуальная версия Кодекса размещается на авторитетном ресурсе Консультант Плюс, и на 05 Сентября 2022 года действует редакция статьи 12.21.1 КоАП со штрафами. Никакого лишения прав, и, тем более, конфискации авто и товара не введено.
Таким образом, новый закон о перегрузе не вводился и официально не планируется.
А что правда?
То, что инициатива по внесению нововведения о лишении прав и конфискации за перегруз всё же поступала. Её внесло Министерство транспорта России на одном из заседаний Госсовета.
Тем не менее, до официального вступления в силу нового закона о перевесе фур ещё далеко. Он не вводился с 1 июля 2019 года и далеко не факт, что он вообще появится.
Как выписывают штрафы за перегруз?
В 2022 году есть 3 вида пунктов весового контроля:
- стационарный (чаще всего находится на въездах/выездах из городов),
- передвижной/мобильный (устанавливаются где угодно и в разных местах),
- автоматический (фиксируются нарушения по перегрузу в автоматическом режиме, и штрафы высылаются собственнику фуры).
За перегруз по осям и за общий отдельно?
Нет. Замер на весах происходит по осям, затем результаты осевых замеров суммируются и получается общая масса грузового автомобиля с прицепом.
Штраф выписывается в любом из 2 случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по осям перевеса нет, но общая масса выше допустимой.
Есть ли погрешность измерений?
Да, и таких погрешностей много, а зависят они от методики измерения, типа весового контроля и весов.
На сегодняшний день есть установленный Приказ Минтранса с общими правилами измерения, а также указание по точности замеров и допустимых погрешностей весов в зависимости от их типа и других параметров. Предупреждаем сразу, читать очень много и не очень понятно.
Чтобы вам было проще понять, то в общих случаях погрешность составляет:
- 11% – на автоматических весах на контроле при измерении по осям фуры,
- 5% – погрешность по общей массе на автоматическом весовом пункте,
- 2% – любая погрешность (как общая, так и по осям) на стационарных и передвижных пунктах (там, где итоговый штраф выписывают сотрудники ГИБДД).
Есть ли отдельные наказания за перевес прицепа и тягача?
Нет. В 2022 году перегруз считается именно в составе транспортного средства. То есть вне зависимости от того, тягач на весах или его прицеп – измеряется общий вес всей сцепки как единого целого, а также вес всех осей фуры по-отдельнсти, вне зависимости от переда или зада.
Все штрафы за перевес в 2022 году
Они зависят от наличия разрешения на грузовой автомобиль, а также от величины превышения массы:
- 2-10% от допустимого веса без разрешения или на этот же размер выше, указанного в разрешении,
- перегруз на 10-20% от разрешённой по осям или от общей массы,
- от 20 до 50%,
- от 10 до 20% больше, чем в специальном разрешении,
- от 20 до 50% больше, чем разрешении,
- более 50%.
Обратите внимание, в законодательстве 2022 года наказания зависят не от перегруза за каждую тонну, а именно в пересчёте процентов перебора веса.
Кто платит?
Также размер штрафа зависит от статуса несущего наказание лица:
- физическое лицо (водитель),
- должностное лицо, ответственное за перевозку груза фурой,
- ИП и юридическое лицо,
- грузоотправитель, а в определённых случаях и грузополучатель – зависит от того, кто собственник груза,
- погрузчик,
- собственник грузового автомобиля (в случае автофиксации).
Итак, давайте теперь рассмотрим все штрафы за перегруз грузовиков на пунктах весового контроля в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Отдельно приведём в таблицах, кто платит какие штрафы, и вам сразу станет всё понятно!
Физлицу (наёмному водителю)
К категории физических лиц относятся водители грузовиков, работающие по найму на юридическое лицо или предпринимателя. Именно они несут наиболее мягкую ответственность за перегруз на весах, и именно для них хотя ввести (но пока ещё не ввели) лишение прав.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | Водителю от 1 000 до 1 500 рублей как по осям, так и за общий перевес. |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | От 3 до 4 тысяч рублей. |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | От 5 до 10 тысяч либо лишение прав на 2-4 месяца (при этом, лишение идёт как более строгое наказание). |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 3 000 – 3 500 рублей. |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | От 4 до 5 тысяч или лишение на 2-3 месяца. |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | Водителю штраф составит от 7 до 10 000 рублей либо будет лишение прав на срок 4-6 месяцев. |
12.21.1, часть 11 | Движение грузового автомобиля под дорожный с массой более указанного на знаке (при перегрузе на ось или общего веса). | 5 000 рублей. |
Юридическим лицам и ИП (как владельцам или водителям автомобиля)
А вот для организаций штрафы за перевес в десятки и даже сотни раз выше.
Обратите внимание, что ИП по статье за перегруз несут ответственность тоже как юридические лица (Примечание к 12.21.1).
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | От 100 до 150 000 рублей. |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | От 250 до 300 тысяч рублей. |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | От 350 до 400 тысяч. |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 3 000 – 3 500 рублей. |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 300-400 000 рублей. |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | Штраф для организации будет от 400 до 500 тысяч. |
А вот за движение под знак ограничения допустимой массы фуры для юрлиц штрафа не предусмотрено – в этом случае ответственность ожидает только водителя.
Грузоотправителю
Указанные ниже штрафы ГИБДД выписываются именно грузоотправителю, вне зависимости от того, кто является собственником перевозимого груза.
При погрузке в фуру
Есть отдельный штраф и для организации или ИП, осуществлявшего погрузку груза в машину и допустившего своими действиями перевес. Он регулируется частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса и составляет:
- от 80 до 100 тысяч рублей для ИП,
- от 250 до 400 тысяч – штраф организации.
Собственнику на камеру автофиксации
Если нарушение зафиксировано на камеру, то в этом случае штраф выписывается только собственнику грузового автомобиля – ни водитель, ни юр лицо не несут ответственности, так как по автофиксации они не могут быть достоверно установлены.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | 150 000 |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | 300 000 |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | 400 000 |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 250 000 |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 400 000 |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | 500 000 |
Такие санкции придут собственникам грузовиков в качестве “писем счастья” по почте.
Должностному лицу (экспедиторской компании)
Лица, ответственные за перевозку груза, несут отдельную ответственность за перевозку. Но на практике ГИБДД чаще наказывают только водителей, грузоотправителей и юридических лиц. Всё же приведём для полноты статьи актуальные наказания в 2022 году для должностных лиц.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | 10 000 – 15 000 |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | 25 000 – 30 000 |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | 35 000 – 40 000 |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 20 000 – 25 000 |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 30 000 – 40 000 |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | 45 000 – 50 000 |
Пришёл штраф за перегруз – как обжаловать?
У нас для вас плохие новости: оспорить штраф по автофиксации за перегруз практически нереально. Но попытаться можно, потому как это бесплатно и не облагается госпошлинами.
Сам процессуальный порядок обжалования мы привели в общей соответствующей статье. Проблема в случае перегруза заключается в том, что вам сложно будет доказать отсутствие этого факта – особенно, если он зафиксирован средствами автоматической съёмки.
Но при оспаривании в суде вы можете ходатайствовать об истребовании документов на средства весового контроля:
- инструкцию к замеру (но опять же, здесь придётся доказать несоответствие выполненного измерения такой инструкции – для этого оптимально подойдёт видеозапись),
- свидетельство о поверке и проверку судьёй соответствующего клейма,
- иные документы, предусмотренные данным средством измерения перегруза.
Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2022 году
Превышение массы перевозимого на автотранспорте груза является фактором, увеличивающим потенциальный риск возникновения ДТП (особенно на скользкой дороге) и причиной ухудшения состояния дорожного полотна. В связи с этим правилами дорожного движения (ПДД) установлены предельные нормы весовых нагрузок. Несоблюдение установленных законодательством правил влечёт административное наказание, т. е. за перегруз грузового автомобиля полагается штраф от ГИБДД.
Правила перевозки грузов
Очевидно, что разные виды транспортных средств (ТС) в силу своих технических особенностей имеют разную грузоподъёмность. Предельно допустимые нормы указаны в индивидуальном паспорте транспортного средства (ПТС). И превышение этих показателей недопустимо. Нормативы загрузки высчитываются производителем машины, исходя из ее технических параметров.
Масса транспортируемого груза прописывается в сопроводительных документах, а именно — в товарно-транспортной накладной. Погрузка выполняется при обязательном присутствии уполномоченного сотрудника компании-перевозчика (специального работника или водителя).
Важно, чтобы перевозимые объекты были правильно размещены в кузове, контейнере, цистерне или прицепе. Несоблюдение равномерности распределения или плохой крепёж может привести к смещению и дисбалансу груза, как следствие — к снижению управляемости авто и созданию предпосылок к ДТП.
Допускается увеличение предельного веса, перевозимого конкретным ТС. Но в этом случае необходимо:
- оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки;
- там же утвердить маршрут следования;
- оплатить компенсацию за потенциальный ущерб, который будет причинён дорожному полотну.
Нормы загрузки
Штраф за перегруз грузового автомобиля выписывается сотрудниками ГИБДД при нарушении нормативов загрузки по осям. Как уже говорилось, грузоподъёмность автотранспорта указывается в его паспорте. А вот грузоподъемность по осям (Го) можно примерно рассчитать по следующей формуле:
Го=(Ма + Мг) / N, где:
- Ма — масса машины (указана в ПТС);
- Мг — масса груза (указана в транспортной накладной). При этом важно, чтобы значение показателя не превышало максимальную грузоподъёмность транспортного средства, прописанную в ПТС;
- N — количество осей конкретного авто.
В современных автомашинах расчётный показатель выводится автоматически на экран бортового компьютера.
Законодательством в Постановлении Правительства № 272 (Приложения 1 и 2) от 15.04.2011 г. определены предельные значения для грузовиков с разным количеством осей (в тоннах):
- 2 — 18;
- 3 — 25;
- 4 — 32;
- 5 — 35.
Наличие перевеса может быть установлено инспекторами ГИБДД в ручном или автоматическом режиме:
- на специально оборудованных весовых постах;
- посредством электронных систем взвешивания. Суть такова: в дорожное полотно вмонтированы автоматические весы с датчиком, они взвешивают проезжающий транспорт, камера фиксирует его госномер, система передает сведения о нарушении на пульт сбора информации. Такие системы установлены на трассах федерального значения и могут осуществлять измерения на скорости автотранспорта до 140 км/ч.
Сколько придется заплатить за перегруз в 2022 году
Цель административных мер воздействия — предупреждение повторных нарушений закона. Штрафные санкции регламентируются Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Размеры штрафов за перегруз грузового автомобиля в 2022 году регламентируется статьей 12.21 КоАП. Размер санкции зависит от показателя превышения веса в процентном соотношении и составляет:
Нарушитель | Превышение веса без спец. разрешения (в %) / штраф в тысячах рублей | |||
---|---|---|---|---|
2 — 10 | 10 — 20 | 20 — 50 | свыше 50 | |
водитель | 1 — 1,5 | 3 — 4 | 5 — 10 (или лишение прав от 2 до 4 мес.) | 7 — 10 (или лишение прав от 4 до 6 мес.) |
должностное лицо | 10 — 15 | 25 — 30 | 35 — 40 | 45 — 50 |
юридическое лицо | 100 — 150 | 250 — 300 | 350 — 400 | 400 — 500 |
Если нарушение было зафиксировано при участии инспектора, то наказанию будут подвергнуты все: водитель, сотрудник, выпустивший машину в рейс, владелец авто.
Если же излишки были зарегистрированы с помощью камер и датчиков, то платить будет только владелец грузовика вне зависимости от его юридического статуса (физ. или юр. лицо, индивидуальный предприниматель). Это прописано в ст. 2.6.1. КоАП.
В подобной ситуации размер взыскания дифференцируется только в зависимости от процентного перевеса:
- 2 — 10 %: 150 тыс. руб.;
- 10 — 20 %: 300 тыс. руб.;
- 20 — 50 %: 400 тыс. руб.;
- больше 50 %: 500 тыс. руб.
Важно: если грузоотправитель намеренно указал в сопроводительных документах вес, меньше, чем фактический, то к нему тоже будут применены карательные меры воздействия. При перевесе до 20 % (со спец. пропуском или без него) грузоотправитель заплатит:
- физ. лицо — от 1,5 до 2 тыс. руб.;
- должностное лицо — от 15 до 20 тыс. руб.;
- юр. лицо — от 200 до 300 тыс. руб.
При перевесе более чем на 20 % (со спец. разрешением или без него):
- физ. лицо — 5 тыс. руб.;
- должностное лицо — от 25 до 35 тыс. руб.;
- юр. лицо — от 350 до 400 тыс. руб.
ИП или юридическое лицо, непосредственно осуществившие погрузку с перевесом, также подвергаются административному наказанию:
- ИП — от 80 до 100 тыс. руб.;
- юр. лицо — от 250 до 400 тыс. руб.
ПДД предусматривает наказание и за то, что вес был превышен даже при наличии специального разрешения от Росавтодора. Штраф за перегруз грузового автомобиля со спец. пропуском в 2022 году:
Нарушитель | Превышение веса при наличии спец. разрешения (в %) / штраф в тыс. рублей | ||
---|---|---|---|
10 – 20 | 20 – 50 | свыше 50 | |
водитель | 3 – 3,5 | 4 – 5 (или лишение прав от 2 до 3 мес.) | 7 – 10 (или лишение прав от 4 до 6 мес.) |
должностное лицо | 20 – 25 | 30 – 40 | 45 – 50 |
юридическое лицо | 200 – 250 | 300 – 400 | 400 – 500 |
При фиксации правонарушения при наличии спец. пропуска автоматическими средствами контроля квитанция выписывается владельцу ТС (ст. 2.6.1). Сумма зависит от величины превышения:
- 10 – 20 %: 250 тыс. руб.;
- 20 – 50 %: 400 тыс. руб.;
- больше 50 %: 500 тыс. руб.
Как проверить штраф
Инспекция безопасности движения мотивирует правонарушителей на своевременное погашение штрафных санкций, предоставляя им скидку в 50 % при условии совершения оплаты в течение 20 дней после вынесения постановления.
Чтобы не допустить просрочки и сэкономить значительную сумму денег, интернет-портал «Оплата Госуслуг» предлагает проверить штраф за перегруз грузового автомобиля и оплатить штраф ГИБДД в режиме реального времени. Сделать это просто. Нужно лишь пройти по ссылке https://oplatagosuslug.ru/shtrafy_gibdd/, ввести в поля формы номер свидетельства о регистрации и (или) номер водительского удостоверения.
На заметку: функционал сервиса позволяет оформить подписку на уведомления о новых административных взысканиях. Услуга бесплатна.
Обжалование санкций
Если юридическое или физическое лицо, получившее штраф за перегруз грузового автомобиля, уверено в своей невиновности, то оно вправе обжаловать решение о штрафном взыскании.
Претензия правомерна в следующих случаях:
- ТС было сдано в аренду или угнано, а повестка была направлена владельцу (ст. 2.6.1 КоАП);
- ИП, являющийся собственником грузовика, использовал свою автомашину в личных целях. В этом случае он несет ответственность не как юр. лицо, а как частное. Поэтому размер оплаты снижается в разы;
- осуществлялась перевозка сыпучего или наливного вещества, а извещение было выписано за перевес по осям (но не за превышение по суммарному весу). Указанные субстанции не могут быть закреплены, поэтому подобное смещение могло произойти непроизвольно;
- за одно правонарушение пришло несколько квитанций на уплату.
Важно: инициировать процедуру обжалования нужно не позже 10-дневного срока с момента получения постановления. По истечении этого периода восстановить апелляционный срок можно будет только через суд при наличии уважительных причин для отсрочки.
Оптимальный вариант обжалования штрафного взыскания с камеры — подача письменного заявления на адрес учреждения, выписавшего постановление, по почте или при личном визите. Это можно сделать и в электронной форме по ссылке, но использование данного способа не является гарантией рассмотрения жалобы.
При подаче претензии (независимо от способа) необходимо приложить сканы или копии документов, подтверждающих правоту заявителя. В заявлении нужно указать:
- ФИО, должность сотрудника, кому подаётся жалоба;
- ФИО, паспортные и контактные данные заявителя;
- номер постановления, относительно которого выставляется претензия;
- просьба аннулировать штрафные санкции с указанием причины;
- подпись, дата.
В течение 30 дней должен быть дан положительный или отрицательный ответ.
Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля
Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.
Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ
Что такое «перегруз»
Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.
Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?
Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.
СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.
Как определить норму нагрузки
Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:
- масса груженого автомобиля;
- нагрузка на оси транспортного средства.
Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.
К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2022 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.
Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.
Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?
Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.
Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.
Чья ответственность за перегруз
Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:
- водителя транспортного средства;
- должностных лиц, отвечающих за перевозку;
- компанию-перевозчика.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.
А если авто арендованное?
Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.
Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.
Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.
Выявлен перегруз, как дальше ехать?
При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:
- перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
- перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
- предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).
Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.
После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Как платится штраф
Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.
- Установление перегруза:
- средствами автоматической фиксации;
- сотрудниками ГИБДД.
- Уведомление владельца транспортного средства.
- Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
- Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.
ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.
Как рассчитывается ущерб дорожному покрытию от перегруза
__________________
* В версии Lite расчеты отсутствуют.
Методика расчета (ПП934)
ВНИМАНИЕ! Это архивная статья. Постановление №934 утратило силу в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 31 января 2022 г. № 67.
Общие сведения
Встроенный в программу ктг-калькулятор реализует расчет размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов согласно Методике изложеной в приложении к Правилам возмещения вреда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №934.
В расчете также используются:
- Приложения к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок);
- Приложение “Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов” к постановлению №934 (далее – Показатели размера вреда );
- Постановление Правительства Российской Федерации №590 “О некоторых вопросах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации” (далее – Постановление №590).
Плата в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Для каждого участка можно указать свой набор данных для расчета (длина, тип дорожной одежды, нормативная нагрузка и пр.).
Расчет вреда для отдельного участка дороги
1) Рассчитывается размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы на каждые 100 километров (далее – Рпм)
1.1) Вычисляется превышение допустимой полной массы транспортного средства (далее – Ппм). Допустимая масса транспортного средства указана в Приложении №1 к Правилам перевозок.
1.2) Если Ппм менее или равно 60%, то Рпм берется из Таблицы №3 Показателей размера вреда.
При этом для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог Рпм умножается на коэффициент K из таблицы №4 Показателей.
1.3) Если Ппм более 60%, то Рпм считается по формуле
где коэффициенты c, d берутся из таблицы №1, а Ккап.рем, Кпм из таблицы №2 Методики.
1.4) Для автомобильных дорог федерального значения, при превышении допустимой массы ТС до 50% (включительно) применяется соответствующий коэффициент, зависящий от величины превышения (Постановление №590).
2) Рассчитывается размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых осевых нагрузок для каждой оси на 100 километров (далее – Рпомi)
2.1) Для каждой оси ТС вычисляется величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой (далее – Пось). Допустимые нагрузки на ось транспортного средства указаны в Приложении №2 к Правилам перевозок.
2.2) Расчет Рпомi для федеральных дорог.
2.2.1) Если Пось менее или равно 60%, то Рпомi берется из Таблицы №1 или Таблицы №2 Показателей в зависимости от того, на какую нормативную нагрузку рассчитана дорога.
При этом в период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями (распутица) значения размера вреда Рпомi увеличиваются в 2,9 раза.
2.2.2) Если Пось более 60%, то Рпомi рассчитывается по формулам:
Рпомi = Кдкз × Ккап.рем × Ксез × Рисх × ( 1 + 0.2 × Пось 1.92 × (a/Н-b) )
(для дорог с одеждой капитального и облегченного типа)
Рпомi = Ккап.рем × Ксез × Рисх × ( 1 + 0,14 × Пось 1.24 × (a/Н+b) )
(для дорог с одеждой переходного типа)
где коэффициенты а, b и исходное значение размера вреда Рисх берутся из таблицы №1 Методики, коэффициенты Кдкз, Ккап.рем, Кпм из таблицы №2 Методики, Ксез – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия, Пось – величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, тонн/ось, Н – нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги.
2.2.3) Для автомобильных дорог федерального значения, при превышении допустимой осевой нагрузки ТС до 50% (включительно) применяется соответствующий коэффициент, зависящий от величины превышения (Постановление №590).
2.3) Расчет Рпомi для региональных, межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог.
2.3.1) По умолчанию в программе для региональных и муниципальных дорог, при любом превышении допустимой осевой нагрузки используется расчет по формулам (см. п. 2.2.2).
2.3.2) При необходимости использования федеральных показателей для региональных и муниципальных дорог необходимо включить опцию «Для региональных дорог рассчитывать вред по табл. 1,2 из пост. 934» в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».
2.4) Минимальное значение превышения допустимой осевой нагрузки Пось.
2.4.1) По умолчанию программа считает вред при любом превышении допустимой осевой нагрузки (Пось>0).
2.4.2) Чтобы при расчете не учитывать вред по осям, превышение нагрузки по которым составляет менее определённой величины (например 5%), необходимо изменить значение опции «Не считать вред по оси при превышении массы менее (%/ось)» в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».
3) Размер вреда по участку (Пр) рассчитывается по формуле
где i – количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимых осевых нагрузок; S – протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров); Ттг – базовый компенсационный индекс текущего года.
Расчет по всем участкам маршрута
Общий размер вреда = сумма вреда по всем участкам дороги (Пр[1..n]) × на кол-во поездок.
«Перегруз», или Ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства
Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.
Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.
Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.
В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.
В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.
В связи, с чем основным доводом для отказа в иске может служить отсутствие полномочий у истца по взиманию платы в счет возмещения вреда.
Если маршрут транспортного средства проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации – Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта федерации.
Данную позицию поддержал ВС РФ в своих определениях № 306-ЭС18-15335 от 04.12.2018 года по делу №А12-19327/2017, №305-ЭС16-19149 от 24.01.2017 года по делу №А65-21310/2015, №306-ЭС19-20293 от 21.20.2019 года по делу А57-19261/2018.
Отсутствие в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось информации о протяженности движения по конкретному участку региональной и межмуниципальной дороги может также служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 8 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования.
В силу пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №125 от 27.04.2011, в акте взвешивания, в том числе указывается маршрут движения с указанием расстояния, пройденного по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/ федерального значения.
Отсутствие информации о протяженности дороги препятствуют достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомобилем.
Указанные доводы были отражены в Определении Верховного суда РФ № 307-ЭС18-25624 от 20.02.2019 года по делу А56-59422/2017; Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2017г., Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017г. № А56-46743/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 г. по делу № А40-103710/17, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 г. по делу № А60-38963/2017.
Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта, также может являться основанием для отказа в иске.
В силу пункта 4 статьи 30 названного Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Вместе с тем, обязанность водителей и владельцев транспортных средств соблюдать установленные временные ограничения движения транспортных средств не исключает обязанности истца должным образом довести данные ограничения до сведения заинтересованных лиц, соблюдая все требования закона.
Сам по себе факт издания акта об установлении ограничения движения и его опубликование в сети интернет, не освобождает уполномоченное лицо от обязанности информирования участников дорожного движения о начальной и конечной точке действия ограничения на дороге путем установки соответствующих дорожных знаков.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда № 307-ЭС18-25529 от 20.02.2019 года по делу №А56-39351/2017.
Таким образом, исходя из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии, по которым в исковых требованиях о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось может быть отказано:
- Движение транспортного средства по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
- Пороки содержания акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось;
- Отсутствие достоверных доказательств установки по пути следования транспортных средств ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта;
Возмещение вреда дорогам России. Что нужно знать перевозчику
Многие фирмы-перевозчики сталкивались в России на практике с привлечением к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного без специального разрешения.
Однако далеко не все знают, что помимо штрафа к ним может поступить требование от владельца дороги о необходимости оплатить вред данной дороге, причиненный транспортным средством в результате нарушения.
В данной статье мы рассмотрим вопросы законности направления в адрес перевозчиков требований об оплате вреда, причиненного автомобильным дорогам, порядок направления таких требований и ряд других вопросов по данной теме.
Нормативная основа
Основным документом, регулирующим использование дорог в России, является Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (далее – Закон № 257-ФЗ).
Законом № 257-ФЗ установлено, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ.
Помимо этого установлено, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения – Правительством РФ;
2) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
3) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения – органами местного самоуправления;
4) В случае движения транспортного средства по частной автомобильной дороге – собственником автомобильной дороги.
Во исполнение Закона № 257-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 31.01.2022 г. № 67 (далее – Постановление № 67), которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее – Правила).
Кто возмещает вред дорогам?
В соответствии с Правилами вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам (далее – вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Порядок определения размера вреда
Размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами согласно приложению к Правилам и рассчитывается с учетом:
а) превышения значений, установленных:
- Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г.,
- запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и/или 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»
- решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Закона № 257-ФЗ:
б) допустимой массы транспортного средства;
в) допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Таким образом, российским законодательством установлено, что помимо штрафа, владелец транспортного средства, на котором совершено правонарушение по ст. 12.21.1 КоАП РФ, обязан дополнительно возместить владельцу дороги размер вреда дорогам, который причинило его транспортное средства во время совершения рейса с превышением весовых параметров.
Фиксация факта причинения вреда
Превышение допустимых весовых параметров фиксируется Актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (далее – Акт взвешивания), который составляется по результатам весового контроля на пунктах (постах) контроля.
В свою очередь, Акт взвешивания, равно как и маршрут движения, и пройденное транспортным средством расстояние, учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортным средством путь.
Составляется Акт взвешивания должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа (транспортная инспекция, таможня), владельцем автомобильной дороги или назначенными им лицами (оператором пункта (поста) контроля).
В соответствии с положениями Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119 Акт взвешивания составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства и передается:
- должностному лицу уполномоченного контрольно-надзорного органа (в случае составления акта владельцем автомобильной дороги или оператором пункта (поста) контроля);
- владельцу автомобильной дороги, на которой проводился контроль;
- водителю транспортного средства.
Таким образом, Акт взвешивания является основанием для составления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, который составляется владельцем автомобильной дороги, на которой проводился весовой контроль.
Порядок оплаты и взыскания вреда дорогам
В некоторых случаях в Акт взвешивания сразу при его составлении включается расчет возмещения вреда и реквизиты владельца автомобильной дороги (далее – Расчет вреда) для уплаты вреда. Таким образом, если перевозчик согласен с размером вреда дорогам, он имеет право оплатить его сразу же после получения Акта взвешивания от водителя по реквизитам, указанным в акте.
Если же в Акте взвешивания не указывается расчет вреда, то по сведениям, указанным в нем владельцем автомобильной дороги, составляется отдельный документ – Расчет вреда, который вместе с Претензией направляется в адрес перевозчика – владельца транспортного средства, которым был причинен вред дорогам.
В свою очередь, если перевозчик не оплачивает вред дорогам в срок, указанный в Претензии, то указанные документы вместе с исковым заявлением передаются в суд для получения судебного решения по делу.
В этом случае на перевозчика по итогам судебного разбирательства могут быть возложены дополнительные расходы по составлению искового заявления и других процессуальных документов, по участию юриста в судебном заседании, по оплате госпошлины и почтовых расходов, что увеличит финансовую нагрузку на него.
При этом владельцы автомобильной дороги, хоть и являются в основном государственными или муниципальными организациями, но все чаще для оказания юридических услуг они нанимают коммерческих юристов, расходы на которых им требуется оплачивать по коммерческим расценкам.
Если же по результатам судебного разбирательства будет выдан исполнительный лист, и перевозчик не оплатит вред, причиненный автомобильным дорогам в рамках судебного процесса, то исполнительный лист будет направлен в Службу судебных приставов. В этом случае с перевозчика, помимо непосредственно суммы вреда и судебных расходов, может быть взыскан 7 % (семь процентов) исполнительский сбор от суммы задолженности, если он в добровольном порядке не исполнит требования исполнительного документа, а судебный пристав-исполнитель может наложить арест на его транспортные средства и другое имущество с последующей реализацией.
На основании изложенного, рекомендуем перевозчикам в случае получения Расчета вреда от владельца автомобильной дороги:
- проверить правильность определения маршрута движения транспортного средства и пройденного им расстояния,
- в случае несоответствия этих параметров действительности направить в адрес этого лица свой контррасчёт.
- Также, если перевозчик уверен, что во время перевозки допустимые весовые параметры транспортного средства не превышали установленных значений, то у него есть право:
- обжаловать постановление по делу об административном правонарушении,
- в рамках такого обжалования заявлять о нарушении процедуры взвешивания и о недействительности Акта взвешивания.
Отмена постановления по делу об административном правонарушении по ст. 12.21.1 КоАП РФ по указанным основаниям повлечет признание Расчета вреда не соответствующим закону и отказ владельцу автомобильной дороги в удовлетворении его исковых требований.