Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.
Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:
В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.
За что могут назначить штраф
- Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
- Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
- Выехал на встречную полосу с нарушением правил
- Обогнал машину, когда это запрещено
- Нарушил правила остановки и стоянки
- Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
- Не выполнил обязанности после ДТП
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Преимущественное право машин с разметкой и мигалками
Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.
Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:
- Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
- Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.
Выезд на встречную полосу с нарушением правил
Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Обгон запрещен
Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.
Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.
Знак 3.20 «Обгон запрещен»
Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.
Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.
Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.
Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.
Опознавательный знак для тихоходного транспорта
Нарушение правил остановки и стоянки
В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Вред здоровью из-за нарушений ПДД
Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.
По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.
Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.
Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.
Обязанности после ДТП
У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.
Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.
Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.
Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.
Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Какой штраф за обгон через сплошную линию?
Вопросы, связанные с автомобильным движением и пересечением сплошных линий разметки, одни из самых популярных. И дело тут не столько в частоте нарушений, связанных с данным вопросом, сколько в непонимании их обстоятельств. В статье 12.15 КоАП РФ, по которой и будет привлечен нарушитель, ни разу не встречается слов «сплошная линия», что не мешает получить за ее пересечение не только крупный штраф, но, при некоторых условиях, и лишение прав. Раз непонимание возникло, наша задача разобраться со всем доступно и подробно.
Разрешен ли обгон через сплошную по ПДД?
Основную проблематику мы увидим сразу же, попытавшись сформулировать, а что, собственно, такое «обгон через сплошную»?
Обгоном через сплошную линию называют маневр во время движения транспортных средств, во время которого, по тем или иным причинам, происходит выезд на полосу встречного движения или на участки дорожного полотна, ограниченные для движения в данный момент соответствующей разметкой.
В заглавной статье, посвященной всем случаям пересечения сплошных линий, подробно разобраны типы данной разметки. Чтобы не повторяться, здесь лишь кратко напомним основные ее типы:
- Разметки 1.1
и 1.3
всегда являются нарушениями, однако наказания за них будут зависеть от обстоятельств, которые мы подробно разберем далее.
- Линии 1.2.1
, которой обозначается обочина (край проезжей части) — ее пересечение возможно для парковки или выезда с нее (если это допустимо знаками или их отсутствием), но запрещена во всех прочих случаях.
- Линию 1.11
допустимо пересекать в одном направлении, и возвращаться в рамках действия этой разметки.
Разумеется, все эти случаи требуют детального разбирательства, чем мы и займемся далее, но сначала пару слов о разметке 1.4 (желтая сплошная).
Разрешено ли пересекать желтую сплошную линию?
Прежде всего, следует различать желтую и оранжевую разметку. Действующие нормы предполагают использование обоих этих цветов, причем с принципиально разным значением:
- Оранжевая разметка означает ее временное действие. К примеру, во время реконструкции, ремонта и других действия, имеющих непостоянный характер. В оранжевом цвете могут быть исполнены все типы дорожной разметки, и при одновременном наличии оранжевых и других полос, именно оранжевые имеют приоритет.
- Желтым цветом обозначаются специальные зоны постоянного действия. В частности, разметка 1.4
указывает на запрет остановки в зоне ее действия (а при наличии дополнительных знаков, в зоне действия таких знаков).
Можно ли пересекать желтую разметку (то есть пересекать без остановки)? Напрямую такого запрета нет, но многое зависит от других обстоятельств. Например, такой непрерывной разметкой может быть обозначен тротуар, тогда выезд на него станет нарушением ч.2 ст.12.15 КоАП РФ (движение по тротуарам влечет наложение штрафа в размере 2000 руб.). Могут быть и другие схожие случаи. Но ни один из них не подойдет под определение «обгон», а значит к рассматриваемой теме отношения не имеет.
Оранжевая разметка, несмотря на временный ее характер, является в плане нарушения полностью аналогичной белой (постоянной). Поэтому и рассматриваться далее будет в общем контексте, без акцента на цвет полосы.
Обгон или опережение?
Еще несколько коротких вводных. Что, собственно, является обгоном, и чем он отличается от опережения:
- Опережение – это перемещение быстрее другого участника движения, но в рамках полос своего направления.
- Обгон – маневр, предполагающий изменение положения вашего ТС относительно других участников движения, с выездом на полосу встречного движения.
Вот от этого выезда на встречку и будет зависеть степень виновности, а значит и уровень наказание при обгоне через сплошную.
- Все сказанное далее в полной мере относится к двухполосным дорогам (имеющим по одной полосе в каждом направлении).
- Движение по трехполосным дорогам (по одной полосе в каждом направлении плюс одна «общая» посередине) регулируется действующей разметкой или знаками.
- К дорогам в четырьмя и более полосами данное разбирательство не имеет никакого отношения.
При движении по дорогам, имеющих четыре или более полос, обгон запрещен в любом случае.
Какое наказание за обгон по сплошной?
Для начала развеем еще один миф, часто встречающийся в разных источниках. Пишут, мол, обгон через одинарную сплошную (разметка 1.1 ) это менее серьезное правонарушение, чем обгон через двойную (разметка 1.3
). Это неправда. С точки зрения наказания, оба варианта являются обгоном через сплошную, санкции за который одинаковы.
Рассмотрим самые расхожие случаи, и применение к ним различных частей статьи 12.15 КоАП РФ (а именно она в данном случае станет основной). Первое, на что стоит обратить внимание, в статье ни разу не упоминается слово «обгон». То есть санкции будут применяться за другие правонарушения, причинами которых и станет обгон.
Обгон начат на участке прерывистой линии, но завершен на сплошной
Очень распространенный случай, причем относящийся как к прерывистой полосе, так и к разметке 1.11 , когда прерывистой обозначена часть дороги со стороны рассматриваемого ТС, а закончили обгон в районе действия сплошной (в т.ч. двойной сплошной линии). В обоих этих вариантах, пересечение сплошной (при начале маневра на прерывистой) или двух сплошных (во всех случаях) при возвращении в свой ряд будет являться нарушением.
Существует много неверной информации, что в таких случаях будет применима ч.1 ст.12.15 (неправильное расположение машины на дороге), предполагающая штраф в размере 1500 рублей. Ситуация действительно ранее вызывала споры, однако в 2019 году появилось Постановление Верховного суда №20 от 25.06.2019 года, где в п.15, кроме прочего, указано (представлено в сокращении):
«Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований […] дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 […] также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ».
Часть 4 подразумевает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4х месяцев до полугода .
Объезд препятствий, в т.ч. тихоходного транспорта
Вопрос тихоходов – ТС, чья конструкция не предполагает движение быстрее 30 км/ч – имеет свои нюансы, которые мы подробно разбирали в статье про выезд на встречную полосу. Но в контексте данного разбирательства имеет значение только наличие сплошной линии, а ее пересечение будет нарушением, вне зависимости от наличия препятствия – трактора, автобуса, пешехода и т.п.
Однако наказание, при совершении обгона тихохода или объезда препятствия через сплошную, назначается по отдельным правилам. Его предполагает ч.3 ст.12.15 КоАП РФ, а составляет штраф от 1000 до 1500 рублей .
Обгон через сплошную (без смягчающих факторов)
Непосредственный обгон через сплошную (-ые) полосу (-ы) будет интерпретирован как выезд на полосу встречного движения. Данное нарушение подпадает под действие ч.4 ст.12.15 КоАП, и предполагает штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления ТС на период от 4 до 6 месяцев .
Под данную часть статьи подпадает далеко не только обгон через сплошную, но в контексте нашего разбирательства главное уяснить, что отсутствие смягчающих обстоятельств, позволяющих применить части 3 ст.12.15, при пересечении сплошной линии, является выездом на встречную полосу, со всеми вытекающими последствиями.
Повторное нарушение
Согласно нормам ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, ужесточение наказания предполагается только за повторное нарушение части 4, т.е. в нашем случае за обгон через сплошную без смягчающих обстоятельств.
Наказание за такое нарушение максимально серьезное и безальтернативное – лишение прав на 1 год , при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД (ДПС). Однако при регистрации нарушения камерой, может быть назначен только штраф, составляющий 5000 рублей.
Возможно ли избежать наказания за пересечение сплошной линии разметки при обгоне?
Есть лишь два основных случая, когда за обгон через сплошную можно избежать наказания:
- Если при фиксации правонарушения (как правило, произведенной сотрудником ДПС / ГАИ) произошло нарушение процессуальных норм.
- Если, на основании норм ст.2.7 КоАП РФ, нарушение было совершено в крайней необходимости, т.е. для устранения другой опасности, последствия от которой могли быть более серьезными, чем от данного правонарушения.
Очевидно, что доказать любой из данных случаев непросто, и в большинстве случаев потребуется судебное разбирательство. Это однозначно говорит о том, что привлечение к процессу профессионального адвоката по автомобильным делам является крайне желательным. Без этого неподготовленному человеку собрать необходимые доказательства и верно их применить будет крайне сложно.
В каких случаях разрешен обгон через сплошную (двойную)?
Есть лишь один случай, который относительно можно считать разрешением на обгон через сплошную. Это разрешающая обгон временная разметка (или временный знак) при наличии запрещающей постоянной. Временная имеет приоритет над постоянной, значит и нарушения не будет.
В остальных случаях любой обгон через сплошную будет интерпретироваться как нарушение. С разным уровнем серьезности, но нарушением.
Спорная ситуация: обгон тихохода при наличии знака 3.20
Есть еще один крайне спорный момент, и он снова связан с обгоном тихоходных средств через сплошную. При наличии только сплошной разметки, ее пересечение при обгоне будет нарушением, даже если обгоняемое ТС по всем параметрам является «тихоходом».
Однако нередко наряду с разметкой установлен и знак 3.20 (Обгон запрещен). В описании к этому знаку в ПДД (Часть 3, Запрещающие знаки) сказано, что обгонять в пределах его действия недопустимо, за исключением ряда случаев, среди которых есть и тихоходные средства.
К ПДД РФ есть официальные приложения. В Приложении 2 (последний абзац первой части) прямо указано, что знак имеет преимущество перед разметкой в случае их противоречий.
Тут и проявляется определенного рода коллизия: если разметка не разрешает обгон «тихоходов», а знак не запрещает его, имея преимущество над действием разметки, значит ли это, что наличие знака разрешает обгон тихоходных ТС через сплошную?
Возникает сразу несколько неопределенностей: от почти философского «Может ли запрещающий знак разрешать?» до более приземленного, является ли наличие исключений в запретах четко устанавливающим правилом, или эта ситуация нивелируется запретом от действия разметки? К сожалению, точного ответа до сих пор никто из законодателей не дал.
В правоприменительной практике ситуацию в основном рассматривают в следующем формате (речь идет только об обгоне тихоходных средств):
- При наличии только запрещающей разметки, такой обгон будет нарушением.
- При наличии разрешающей разметки, но запрещающего знака 3.20
, обгон не будет нарушением.
- Если одновременно наличествуют и сплошная разметка
, и знак «Обгон запрещен»
, то сотрудники ДПС интерпретируют это как нарушение, а суды чаще всего соглашаются с ними.
Но есть и примеры обратных судебных решений. Несложно догадаться, что добиться их смогли высококлассные адвокаты, а не обычные граждане.
Рассмотрев основные темы, связанные с обгоном через сплошную, предоставим еще несколько самых часто встречаемых вопросов. Пожалуйста, прежде чем задавать свой вопрос в комментариях, проверьте нет ли ответа на него в данном разделе.
Тема обгона через сплошную полосу – одна из самых сложных, и не столько потому, что содержит много разных норм, сколько из-за наличия неопределенностей. Надеемся, что смогли разъяснить нюансы доступным языком. Если же вопросы остались, их можно задать бесплатно в комментариях под статьей.
По конкретным же делам стоит обращаться непосредственно к нашим специалистам. Для текстового формата можно использовать специальную форму под этим материалом, для устного – телефонный номер, опубликованный на сайте.
Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.
Что нужно сказать ГИБДД, если остановили за сплошную. Инструкция
Выезд на встречную полосу через сплошную — повод легко лишиться прав, если на дороге попадется инспектор ГИБДД. Чтобы наказывать таких водителей они используют скрытое патрулирование и даже дроны. Но иногда может получиться отделаться штрафом. Разбираем с юристами популярные ловушки.
Возврат на свою полосу после разметки
Одна из самых дискуссионных ситуаций при общении с инспекторами ГИБДД: когда водитель совершает обгон с выездом на встречную полосу и успевает вернуться в свой ряд только после начала запрещающей разметки. Сотрудники ГИБДД сразу же задерживают таких нарушителей и составляют протоколы по ч.4 ст. 12.15 КоАП «Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения…». За это предусмотрен штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Обычно застигнутые врасплох инспекторами ГИБДД автомобилисты приводят доводы о том, что завершали маневр и штрафовать их не за что. Как предупредил юрист Дмитрий Дугин, такой прием уже не работает.
«При квалификации таких нарушений, когда водители не успевали вернуться вовремя на свою полосу, инспекторы ГИБДД и раньше принимали решение не в пользу водителей. Только этому не было никаких объяснений. А в 2019 году вышло постановление Пленума Верховного Суда. В нем говорится: если водитель выехал на полосу для встречного движения с соблюдением требований ПДД, но завершившего маневр с их нарушением, такое нарушение также квалифицируют по ч. 4 ст. 12.15 КоАП», — объяснил юрист.
В свою очередь представитель Европейской юридической службы Роман Демченко напомнил, что водитель перед началом маневра должен убедиться, что в момент его окончания он не создаст помех и опасных ситуаций для других водителей и не нарушит ПДД. Кроме того, при приближении автомобиля к разметке 1.1. водителя предупреждает горизонтальная разметка 1.6 — это прерывистая линия приближения, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними.
Тем не менее, есть смягчающие обстоятельства, на которые водитель может обратить внимание инспектора ГИБДД. Тогда не исключено, что дело ограничится штрафом, а в самом лучшем случае — предупреждением.
«Есть ситуации, когда другие водители в нарушение ПДД могут не пускать в свою полосу завершающих маневр автомобилистов, — уточнил Дугин в беседе с Autonews.ru. — Например, вместе с ними увеличивали скорость. Получается, что водитель не мог вернуться в свой ряд по независящим от него причинам. Эта конфликтная ситуация может попасть в объектив видеорегистратора, или же на это могут указать свидетели-пассажиры. Тогда инспектору ГИБДД обязательно необходимо на это указать».
Юрист советует сообщить инспектору ГИБДД, что водитель стремился попасть в свою полосу и приложил для этого все усилия, но не смог. «Ведь есть ситуации, когда автомобилисты не глядя стараются обогнать как можно больше машин впереди и даже не следят за разметкой. А когда водитель старается вернуться и его не пускают — это совсем другое дело», — сказал Дугин.
Если записи на регистраторе нет, можно попросить сотрудника ГИБДД при возможности изучить сделанное ими самими видео — нередко инспекторы также снимают все на камеру или телефон. Есть и еще один аргумент в защиту водителя: разметка должна быть хорошо видна. Если полосы на дороге стерлись, это также может стать поводом для инспектора встать на сторону автомобилиста.
«Если же разметка на дороге плохо читается, тогда нет и состава правонарушения, — считает Дугин. — А дальше многое будет зависеть от самого водителя. У нас есть закон и жизненная ситуация. Если водитель ведет себя спокойно, не хамит, доступно объясняет, что случилось, то инспектор может его и отпустить. Наличие штрафов ГИБДД тут тоже сыграет роль. Если инспектор увидит, что автомобилист ведет себя на дорогах аккуратно — это будет еще один аргумент в его пользу».
Юрист дал еще один совет, который может сохранить права. Если инспектор не согласится отпустить водителя, нужно попросить сотрудника ГИБДД о возможности приехать на разбор в отделение. И уже там подготовить свои объяснения. Кроме того, если есть сомнения в законности разметки, можно успеть запросить информацию о дислокации дорожных знаков и разметки в месте правонарушения у ответственного органа.
В таком случае есть шанс, что ГИБДД не станет отправлять дело в суд, где могут лишить водителя прав, а ограничатся оформлением штрафа. По словам Дугина, в его практике такие случаи не редкость и такой прием может сохранить права. «Ситуация с группой разбора вообще очень полезна для водителей, которые редко нарушают ПДД. Так однажды моя клиентка забыла, что выезд на трамвайные пути встречного направления тоже начал считаться выездом на встречку. Водит она аккуратно, штрафов у нее не было. Она честно призналась, что просто забыла. Это постановление ей вообще отменили», — привел пример юрист.
Разворот через сплошную
Недобросовестные сотрудники ГИБДД и сейчас подлавливают водителей, которые разворачиваются через двойную сплошную. Им грозят лишением прав якобы за выезд на встречную полосу в нарушение сплошной линии разметки. «Я слышал много таких историй от своих клиентов, которым грозили лишением прав именно за проезд по встречной полосе, — рассказал Дугин. — При этом на самом деле неважно, через ординарную или через двойную сплошную разворачивается водитель. Но именно ситуация с двойной сплошной стала хрестоматийной».
По словам Дугина, водители часто соглашаются с тем, что выехали на встречку. Однако для такого запрещенного маневра существует отдельная квалификация: штраф по ч. 12.16 КоАП: «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За это полагается не лишение прав, а только штраф 1 тыс.-1,5 тыс. рублей.
«Обычно нечистые на руку инспекторы ГИБДД в такой ситуации пугают водителей лишением прав за выезд на встречную полосу и следят за его реакцией, ожидая возможных незаконных предложений», — говорит Дугин.
Юрист советует водителям в такой ситуации уверенно сказать: «это никакая не встречка, я разворачивался, выписывайте штраф». Дугин уверен: так инспектор сразу поймет, что ему нечего ловить и оформит протокол о штрафе.
В свою очередь юрист Демченко предупредил: ситуация при пересечении двойной сплошной подзабывшим ПДД водителям кажется страшнее. Однако пересечение одинарной и двойной сплошной разметки влечет одну и туже ответственность. «Одинарная разметка предназначена для дорог, имеющих две полосы, а двойная разметка — для дорог с четырьмя и более полосами. В этом и заключается их разница. Пересечение двойной сплошной полосы не влечет более строгое наказание. Об этом можно вспомнить и при разговоре с инспектором ГИБДД», — посоветовал юрист.
Обгон тихохода через сплошную
Иногда автомобилистам приходится разбираться с сотрудниками ГИБДД после обгона тихоходов. Таковыми считаются не просто медленно едущие автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут передвигаться быстрее 30 км/час. Их обгонять можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Поэтому если все в порядке, смело можно заявлять инспектору ГИБДД, что никакого нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать тихоход и проверить, что он просто не способен двигаться быстрее.
«Если же водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил юрист Демченко.
Но есть исключения. Например, если водителю пришлось так действовать в состоянии крайней необходимости. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан внять такому объяснению, потому что оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.
Также Демченко советует обратить внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дорогу может и не догадываться о ее наличии, если она стерта или покрыта наледью. Об этом сразу же нужно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть его в место совершения неоднозначного маневра.
«Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП характеризуется умышленной формой вины. Если видно, что водитель не мог руководствоваться требованиями разметки ввиду ее фактического отсутствия, инспектор может такого водителя отпустить», — отметил Демченко.
Если же никаких смягчающих обстоятельств нет, водитель может лишь обратить внимание, что обычно соблюдает ПДД и попросить отправить его в группу разбора.
Объезд автобуса через сплошную
Медленно следующий по единственной полосе или долго высаживающий пассажиров общественный транспорт нельзя считать тихоходом или препятствием и оснований объезжать его через сплошную по встречной полосе нет. Водитель за такой маневр может легко остаться без прав, если его увидит инспектора.
«Законных оснований отпускать водителя нет, если автобус не сломался, — рассуждает Дугин. — Посадка сейчас происходит быстро. Сомневаюсь, что инспектор тут будет внимать жалобам. И советую просто сразу требовать направление на группу разбора — если все сложится удачно и там водитель спокойно объяснит, что действительно очень долго ехал за автобусом, может быть в ГИБДД ограничатся штрафом».
Технология укладки газонной решетки
Газонная решетка – современное изделие, позволяющее создавать прочное покрытие с хорошими дренажными свойствами. Как правильно уложить газонную решетку, подготовить основание и провести монтаж модулей – в нашем материале.
Газонная решетка – современное изделие, позволяющее создавать прочное покрытие с хорошими дренажными свойствами. Оно представляет собой модуль, состоящий из нескольких ячеек с отверстиями квадратной, ромбовидной или шестиугольной формы. Между собой модули соединяются замковыми соединениями. Отверстия засыпают грунтом, в который засеивают семена газонной травы. Такие покрытия, сочетающие функциональность с экологичностью, применяют для устройства экопарковок, садовых дорожек, площадок для отдыха, игровых и спортивных площадок, полей для гольфа. Наиболее распространенные типы газонных решеток – бетонные и пластиковые.
Функциональное назначение газонных решеток
Установка бетонных или пластиковых газонных решеток обеспечивает:
- сохранность привлекательного внешнего вида пешеходных дорожек и площадок даже при интенсивном пешеходном движении и после проезда автотранспорта;
- отсутствие луж после дождя и в результате таяния льда и снега;
- защиту корней травы от повреждений.
Какие газонные решетки лучше для устройства экопарковок – бетонные или пластиковые?
Бетонные решетки – традиционный вариант, сохраняющий свои позиции благодаря целому ряду преимуществ:
- Высокая прочность. Газонные решетки, изготовленные способом полусухого вибропрессования из качественного бетона, отличаются высокой стойкостью к трещинообразованию, воздействию воды, ультрафиолета, циклическому замораживанию и оттаиванию.
- Хорошие дренажные свойства. На таких площадках талые и ливневые воды уходят вглубь почв, не задерживаясь на ее поверхности.
- Экологичность покрытия, отсутствие токсичных выделений из бетона в любое время года.
- Обеспечение надежной защиты корней от механических нагрузок, возникающих при проезде автотранспорта.
- Долговечность бетонной экопарковки. При использовании качественных вибропрессованных изделий, правильном выборе модулей, отсутствии критически высоких нагрузок срок службы покрытия составит 50 лет и более.
- Возможность окрашивания бетонной смеси в нужный цвет.
Бетонная газонная решетка – отличная альтернатива тротуарной плитке, позволяющая сохранить зеленый покров на площадке. Размеры и технические характеристики изделий подбирают в зависимости от запланированной области применения. При необходимости можно заказать изготовление модулей на заводе по индивидуальным параметрами из бетона с необходимыми свойствами.
К недостаткам таких изделий можно отнести – значительную массу и невозможность создать ровную зеленую площадку из-за толстых стенок бетонных ячеек.
Помимо бетонных газонных решеток производители предлагают пластиковые, легкие и поэтому достаточно простые в укладке. Такие изделия выпускаются в широком ассортименте размеров и цветов. Но они значительно уступают бетонным аналогам по долговечности, прочности, устойчивости к ультрафиолетовым лучам и отрицательным температурам.
Подготовка к укладке газонной решетки для парковки и дорожек – разметка и устройство котлована
Перед укладкой бетонной решетки для парковки необходимо осуществить тщательную очистку от мусора и разметку участка. По периметру площадки или дорожки, на которые будут укладываться модули, вбивают колышки, между которыми натягивают шнур.
Рассчитывают глубину котлована, которая определяется суммой высот каждого уложенного слоя:
- подготовительный слой (щебневый, гравийный, щебнево-песчаный, гравийно-песчаный) – 15-45 см;
- выравнивающий песчаный слой – 2-5 см;
- высота бетонного модуля – 8 или 10 см.
Чем выше запланированные нагрузки, тем толще подготовительные слои и тем глубже должен быть котлован. Примерные значения глубины:
- пешеходные дорожки и площадки, не запланированные для проезда автотранспорта – до 25 см;
- подъездная дорога во двор и гараж – 35 см;
- экостоянка для легкового автомобильного транспорта – 40 см;
- стоянка для грузового автотранспорта – 50-55 см.
Дно котлована трамбуют с помощью подручных средств или специализированного оборудования. После устройства котлована его откосы укрепляют бетонированием, кирпичной или каменной кладкой, а затем устанавливают бордюр, который является ограничителем для покрытия, по вертикали и по горизонтали. Под бордюрные камни подсыпают щебень на высоту не менее 10 см, подливают бетонную смесь, на нее устанавливают само ограждение.
Как правильно укладывать газонную решетку под автостоянку, дорожку, площадку
При проектировании и устройстве подъездных дорог и экологических парковок необходимо по возможности избегать поворотов автомобиля, при которых покрытие испытывает существенные нагрузки. Наиболее удобные формы – прямоугольные и квадратные, обеспечивающие простой расчет необходимых материалов и проведение работ по обустройству покрытия.
Правила укладки газонных решеток своими руками:
- На дно засыпают гравийный или щебневый слой. В утрамбованном виде его толщина должна составлять 5-20 см. Чем выше запланированные нагрузки, тем толще должна быть щебневая или гравийная подготовка.
- Поверх подушки укладывают геотекстиль, предотвращающий прорастание сорных трав и обеспечивающий равномерное распределение механических нагрузок, которые возникают при проезде автомобильного транспорта. Полосы геотекстиля должны заходить друг на друга 10-15 см.
- Поверх геотекстиля засыпают песчаный слой, увлажняют и трамбуют его.
- На подготовленную поверхность укладывают бетонные модули, придавая им нужное положение с помощью киянки. Отдельные изделия аккуратно стыкуют друг с другом. Монтаж газонной решетки своими руками обычно ведется слева направо. Ряды укладывают со смещением на одну ячейку. Если модуль не помещается полностью в рамках дорожки или площадки, то его подрезают с помощью циркуляционной пилы.
Для устройства стоянок для легкового автомобильного транспорта подходят бетонные изделия ГР-8 размерами 596х396х80 мм и массой 30 кг, для грузовых автомобилей – ГР-10 размерами 598х398х100 мм и массой 37,5 кг. При укладке газонной плитки можно не соблюдать уклон для стока воды, как необходимо это делать при монтаже ФЭМ, поскольку она уходит через дренажный слой и не накапливается на поверхности.
После укладки бетонных газонных решеток своими руками в отверстия засыпают плодородный грунт, обычно – смесь торфа с песком, в который засевают траву, оставляя 5-10 мм до верха ячеек. Грунт с посаженной травой поливают с помощью распылителя. Направлять сильную струю не рекомендуется, поскольку она может выбить из ячеек почву и семена. Траву, выросшую на газоне, периодически скашивают.
Некоторые специалисты считают, что 7-8 см плодородной земли недостаточно для многолетней сохранности газона. Корни при разрастании и уходе в песок начинают испытывать недостаток в питательных веществах. Вода в песчаном слое не задерживается, поэтому газон будет быстро высыхать. Поэтому биологи рекомендуют немного изменить технологию укладки бетонной газонной решетки своими руками. Поверх песчаного слоя следует уложить слой геотекстиля, на него засыпать слой почвы, установить на него модули, а их отверстия заполнить почвой.
Отверстия в газонной решетке можно засыпать не грунтом с высеянными семенами, а мелкими камешками – одноцветными или многоцветными. Красиво смотрятся площадки, на которых отверстия заполнены базальтовым щебнем, мраморной крошкой, мелкой морской галькой и другими красивыми сыпучими материалами.
Бетонная газонная решетка для парковки
Бетонная газонная решетка — новое экологичное покрытие для садовых дорожек и парковок, площадок отдыха и озелененных участков. Особенность плит состоит в том, что они позволяют свободно расти травянистой флоре, защищают ее от вытаптывания и повреждения колесами автомобилей.
Что собой представляют решетки из бетона
Георешетка любой модели — это элементы мощения, конфигурация которых позволяет получить крупные отверстия в покрытии при его монтаже. Выемки не препятствуют проникновению воздуха и воды к корням деревьев, позволяют расти траве.
Каждый блок представляет собой штампованное изделие, изготовленное по технологии простой отливки или вибропрессованием. Во втором случае материал способен выдерживать нагрузки до 20 т, и эти элементы рекомендуются для укладки на стоянках и подъездных дорожках. Литые плиты лучше использовать для пешеходных тропинок или зон отдыха.
Стандартные габариты изделий 60х40 см. Толщина плитки равна 10 см. Этого достаточно и для защиты газона, и для механической прочности.
- защита корневой системы травянистых растений;
- обеспечение чистого и сухого покрытия парковочного места, дорожки, площадки;
- укрепление почвы на склонах;
- выравнивание участка и сохранение привлекательного вида газона.
Плюсы и минусы
По сравнению с монолитными и сплошными покрытиями из бетона, асфальта, тротуарной плитки и пр. плитка газонная (решетка бетонная) имеет ряд преимуществ:
- Пропускает 100% воды и воздуха. В зеленых зонах под сплошным покрытием страдают корни деревьев и кустарников, которым достается только малая часть влаги от осадков. Крупные ячейки георешеток позволяют воде и кислороду проникать в почву, как на участках без покрытия. При этом на поверхности вымощенной площадки влага совсем не задерживается, благодаря округлому профилю ребер ячей.
- Способствует росту растений. Размеры выемок, образованных деталями мощения, позволяют свободно разрастаться высеянной газонной траве. При ходьбе или проезде транспорта бетон не позволяет травмировать корни травы. Благодаря этому она всегда сохраняет пышность, не подвергается вытаптыванию. В зимнее время забитые снегом ячейки хорошо защищают растения и от воздействия мороза.
- Разнообразие выбора. Бетонные изделия выпускают в разных вариантах рисунка и цвета. Можно приобрести элементы, при укладке образующие простую решетку с квадратными или ромбовидными ячеями, но производители выпускают и декоративные варианты, имитирующие неплотную каменную кладку, плиты с круглыми или шестиугольными отверстиями и пр. При изготовлении цветных изделий колер добавляют прямо в раствор. Окрашенным становится весь монолит. Это делает тротуарную плитку-решетку устойчивой к выцветанию на солнце или при передвижении по ней.
- Длительный срок эксплуатации. Производители заявляют примерный срок службы плитки в 25 лет.
- Простота ремонта. Если случайно будет разрушен элемент покрытия, замена его может быть произведена в любую погоду без сложной техники. Плитку нужно достать с ее посадочного места, и уложить новую той же модели.
К недостаткам можно отнести и высокую стоимость георешеток из бетона по сравнению с пластиковыми (примерно в 2-3 раза).
Характеристики
Эксплуатационные характеристики плитки-решетки обусловлены свойствами материала:
- бетон не подвержен гниению или коррозии;
- при соблюдении технологии производства монолит хорошо переносит низкую и высокую температуры, а также их резкие колебания;
- материал не содержит компонентов, вредных для среды или человека, экологичен и прочен;
- разнообразие цветовой палитры и устойчивость окраски позволяет подобрать плиты для любого дизайнерского решения.
- мощения дорожек и площадок любого назначения;
- создания декоративного бордюра;
- укрепления берега искусственного водоема;
- оформления участка со сложным профилем.
Бетонные решетки различают по способности переносить нагрузку:
- до 20 т на 1 кв. м — используется для создания покрытий на частных участках, в зонах интенсивного пешеходного или велодвижения;
- до 400 т на 1 кв. м — для зон с интенсивным автомобильным движением (общественные экопарковки, подъездные дороги и пр.).
- квадратные (простые) разного размера;
- ромбовидные (косые);
- сотовые (шестиугольные);
- плиты с круглыми отверстиями в полотне и полукруглыми выемками на кромках (при соединении 2 элементов рисунок из кругов не нарушается).
Технология укладки
Монтаж покрытия из георешетки не слишком отличается от укладки простой тротуарной плитки. Основное внимание нужно уделить подготовке основания: в отверстиях модулей смогут прорастать не только газонные виды трав, но и многолетние сорняки. Чтобы предотвратить это, под основание нужно обязательно стелить геоткань.
- Разметить площадку или дорожку с учетом установки бордюров и других дополнительных элементов.
- Снять на участке дерн и углубить котлован до 30-35 см. Выровнять дно, на горизонтальных участках проверить отсутствие уклонов при помощи строительного уровня.
- Расстелить геоткань с нахлестом на края выемки в грунте (это предохранит от проникновения корневищ сорных растений снизу и сбоку).
- Подушку формируют из 2 слоев. В качестве первого используют 10 см мелкого щебня (фракция не более 3 см). Вторым слоем уложить песок или ПГС (10-15 см). Каждый слой нужно выровнять и утрамбовать. Для достижения максимально равномерного уплотнения песчаный слой поливают водой, в образовавшиеся выемки досыпают материал и снова трамбуют. Если в процессе эксплуатации в плохо утрамбованной подушке возникнут углубления, плитка может сломаться.
- Укладка плитки начинается с установки бордюрных камней (если они нужны по проекту). После этого кладут элементы мощения, начиная от любого угла. Плиты нужно углублять вровень с общим уровнем грунта на газоне без покрытия. Установить элементы ровно и вплотную друг к другу поможет деревянный или резиновый молоток-киянка. Инструментом постукивают по боковым и верхней плоскостям изделия, подгоняя его к уже уложенным. Во время работы нужно постоянно выверять общую горизонталь покрытия. Выступающие детали подбивают киянкой, углубляя до нужного уровня.
После завершения монтажа бетонных плит по поверхности вымощенной площадки рассыпают плодородную почву. Грунт загоняют в отверстия решетки при помощи деревянного скребка или ровной стороной садовых грабель. Участок засевают травой и поливают до прорастания семян 1-2 раза в сутки, используя лейку или дождевальные насадки. В дождливые дни полив не производят.
Сферы применения
Газонная решетка для парковки служит не только для создания эффектного газона в местах стоянки транспорта. Ее удобно использовать для сохранения парковки или дорожек в сухом состоянии в любое время года. На ячеистой поверхности не задерживаются талые и дождевые воды, быстро впитываясь в дренажные слои подушки.
В мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге) установка георешеток в озелененных зонах помогает решить проблему с прогулками и отдыхом на газонах. Экопарковки не только не портят внешний вид улиц, но и позволяют сохранить зелень во дворах и на стоянках транспорта.
В регионах с высоким стояние почвенных вод на экопарковках нет опасности заболачивания из-за уплотнения почвы, и под парковки не обязательно асфальтировать или заливать бетоном большие площади, на которых может расти флора.
Газонная решетка для парковки из бетона
На стоянках, тротуарах, парковках на частной территории стали появляться необычные покрытия дренажа. Бетонная решетка – изделие, которое позволяет сочетать функциональность с экологичностью. Такое изделие отличается удобством использования и простотой монтажа. Подобные бетонные конструкции приобретают широкую популярность. Их часто устанавливают на газонных участках, экопарковках.
Что собой представляют решетки из бетона?
Декоративное изделие – отштампованный блок из бетона. Штамповка производится с помощью литья либо вибропрессования. Обычно размеры газонной конструкции составляют 60 на 40 на 10 сантиметров. В бетонной решетке есть несколько отверстий квадратной либо ромбовидной формы. Такой решеткой можно защитить корни растений. Так, если газонные георешетки подверглись внешнему воздействию (транспорт и пр.), трава сможет восстановиться сразу же либо после орошения. Газонная георешетка выполняет одновременно несколько функций:
- позволяет сохранить привлекательность газона;
- помогает сделать лужайку ровной;
- защищает корни трав;
- укрепляет почву;
- предупреждает паводки.
Бетонную конструкцию устанавливают в почве на небольшой глубине. Под бетонными георешетками укладывают дренаж, который защищает грунт от обилия влаги.
Плюсы и минусы
Газонная конструкция для экопарковки обладает многими достоинствами, которые выделяют решетку на фоне асфальта и плитки. Бетон, используемый при изготовлении георешетки, является хорошей альтернативой модулям из пластика. Такие ячейки прочнее пластиковых аналогов. При этом решетками можно надежно защитить газон: он сохранится лучше, нежели растения, которые были засеяны по традиционной технологии. Автомобили, проезжающие по опоре из бетона, не будут приминать траву, поскольку она будет располагаться в нише.
У бетонных георешеток есть и другие достоинства:
- решетки позволяют дождевой воде проникать непосредственно в почву, не препятствуя разрастанию растений;
- изделия представлены в разных размерах и формах ячеек, помимо этого, возможно изготовление изделий для парковки по эскизам на заказ;
- при изготовлении применяется бетонный раствор разных цветов, поэтому вы сможете выбрать оттенок, который подходит под дизайн ландшафта;
- решетку для газона или парковки укладывают на площадках, она также может стать альтернативой обычной плитке, которая используется для укладки тротуаров.
Конструкция для экопарковки является универсальным изделием, применяемым на частных и общественных территориях, так как срок эксплуатации составляет минимум двадцать пять лет. Кроме того, насыщенность цвета ячеек не пропадает под воздействием ультрафиолета и осадков, – они остаются яркими в течение длительного времени. Изделия не портятся из-за влияния низких температур.
Однако у таких конструкций есть и свои недостатки, которые необходимо учитывать при установке. Прежде всего, материал, из которого они делаются, не позволяет изготовить тонкие стенки решеток, что часто не совпадает с архитектурой, расположенной вблизи. Также следует принимать во внимание, что монтаж материала плит предусматривает установку и фиксацию в почве, что предполагает дополнительные финансовые затраты на проведение работ.
Стройматериалы классифицируют по нескольким основным признакам. Речь идет о форме и цвете решеток. В частности, форма зависит от их предназначения и бывает:
- сотообразной (изделия способны выдерживать нагрузки примерно до двадцати тонн на квадратный метр, поэтому они применяются при обустройстве тротуаров или велодорожек, автостоянок для легковых машин и площадок для детей);
- квадратной (решетки предназначаются для устройства площадок, где движение автотранспорта особенно интенсивно, они способны выдерживать сильные нагрузки – около четырехсот тонн на квадратный метр).
Гамма оттенков ячеек разнообразна. Изделия, при создании которых использовался красящий пигмент, продаются по более высокой цене. Наиболее популярный оттенок — серый, поскольку его стоимость в сравнении с другой продукцией минимальна. Конструкции также бывают красными, коричневатыми, желтыми, зелеными и синими.
Технология укладки
Монтажные работы изделий из бетона, предназначенных для экопарковки и других территорий, сложнее осуществить, нежели установку ячеек из пластика. Специалисты объясняют это большей массой стройматериала. Отдельные секции сложно поднять самостоятельно. В остальном строительный материал необходимо укладывать так же, как и плитку для тротуаров. Для устройства подушки строители пользуются щебнем, песком. Для проведения работ потребуются киянка из резины для установки изделия, трамбовка, колья, шнур и строительный уровень.
Работы нужно проводить в следующем порядке:
- Для начала необходимо подготовить площадку – сделать разметку, забить колышки, выполоть дерн и сделать небольшое углубление в почве (тридцать сантиметров).
- Затем можно разровнять дно и проверить глубину при помощи уровня.
- После этого насыпают десять сантиметров щебенки. Ее следует полить водой, хорошо утрамбовать.
- Наверх укладывают подушку из песка (семь-десять сантиметров), поливают водой, утрамбовывают.
- Укладка ячейки. Секции осторожно простукивают киянкой, устанавливая их на необходимую глубину. Глубину проверяют с помощью строительного уровня.
При монтаже решетки на парковке можно не соблюдать наклон, поскольку вода все равно не накапливается на поверхности конструкции. После завершения укладки на экопарковке специалисты рекомендуют обработать поверхность трамбовочной техникой, затем засыпать ячейки землей, высадить растения.
Сферы применения
Экопарковка – далеко не единственное место, где можно использовать такие ячейки. Они незаменимы и в других условиях:
- Город, где есть особая необходимость в стоках вод.
- На территориях, где есть потребность в перемещении жидкости на определенное расстояние. В этом случае такой стройматериал является самым практичным и дешевым.
- Отвод талых, дождевых вод с кровель. Сквозь бетонную решетку жидкость проникает в канаву и стекает в канализацию.
- На участках, огороженных лотками из бетона, где никогда нет заболачивания.
- В южных регионах, где нужно часто поливать участки, полезно иметь хорошую систему для отвода вод, поскольку подача жидкости будет контролироваться.
Вернуться к оглавлению
Заключение
Предприятия успешно занимаются выпуском строительных материалов, которые позволяют облегчить людям жизнь. Установка плит с газоном в квадратных ячейках украсит территорию, а бетонный лоток позволит выводить лишнюю воду. Такой островок с травами удачно дополнит архитектуру, поможет организовать автостоянку без каких-либо препятствий для передвижения.
Газонные конструкции – прочные и долговечные. В среднем их срок эксплуатации составляет десять-двадцать пять лет. Их применяют как для устройства автомобильных стоянок, так и для спортплощадок, тротуаров, детских площадок, защиты люков и труб. Также эти покрытия позволяют предохранить обочины от разрушения.
Бетонная газонная решетка технология укладки
Бетонная газонная решетка – ячеистый модуль, используемый при устройстве экопарковок для легкого и тяжелого автотранспорта, детских площадок, полей для гольфа. Эти прочные изделия, изготовленные способом вибропрессования из тяжелых бетонов, успешно удерживают грунт на склонах, защищают корни растений от значительных нагрузок, предотвращают затопление участка. Ячеистые модули «Полигран», благодаря прочности и морозостойкости, широко используются для создания автостоянок на придомовых территориях, в дорожном строительстве, ландшафтном дизайне.
Преимущества использования бетонных решеток
Экологическая парковка – это зеленая лужайка, армированная бетонными ячеистыми изделиями. Благодаря прочности бетонных модулей, на таком газоне можно парковать легковые и даже грузовые автомобили без риска повредить корни растений. Монтаж бетонных решеток для парковки на газоне, проезда автотранспорта или устройства площадки позволяет:
- сохранить привлекательный внешний вид дорожек и участков после проезда автомобиля и интенсивного пешеходного движения;
- выровнять поверхность лужайки, сделав ее декоративно привлекательной и удобной для прохода и проезда;
- защитить корни травы.
Благодаря укладке дренажного слоя под бетонной эко-решеткой, на дорожках, стоянках и площадках лужи отсутствуют даже в дождливую погоду. Бетонная георешетка позволяет создать травяное покрытие на частных и общественных территориях – красивое, чистое, без луж, способное выдержать значительные нагрузки. ГК «Лентехстром» изготавливает бетонные ячеистые модули «Полигран» толщиной 80 и 100 мм. Экологические парковки для дач, частных дворов, общественных мест прекрасно сочетаются с тротуарами и дорожками, мощеными вибропрессованной тротуарной плиткой или брусчаткой «Полигран».
Как правильно уложить газонную решетку
Мы рекомендуем начать укладку с разметки места и раскопки котлована, глубина которого определяется суммой:
- толщины песчано-гравийного слоя – 150-450 мм;
- выравнивающего песчаного слоя – 20-40 мм;
- высоты эко-решетки – 80 мм, 100 мм.
Рекомендуемая глубина котлована для участков с различными видами нагрузок:
- пешеходные зоны – 250 мм;
- въездные дороги в гараж – 350 мм;
- зеленая парковка для легкового автотранспорта – 400 мм;
- автостоянка для грузового транспорта – 500-550 мм.
Этапы работ
- Дно котлована трамбуют, стенки могут укрепляться кирпичной кладкой.
- Для выравнивания дна засыпается песчаная подушка толщиной 100 мм в утрамбованном виде. Поверх нее укладывают геотекстиль с заходом на стенки котлована. Полосы геоткани должны заходить друг на друга на 100-150 мм.
- Гравий или щебень смешивают с песком в соотношении 4:1, трамбуют.
- Укладывают (с трамбовкой) выравнивающий слой толщиной 20-40 мм, состоящий из мелкого щебня (5-10 мм) и песка.
- Ячеистые модули устанавливают на подготовленное основание, аккуратно стыкуя друг с другом.
- В пустоты модулей высыпают плодородный грунт, лучше всего смесь торфа с песком. До верха ячеек необходимо оставить 5 мм.
- Площадку или дорожку засеивают травой, полив производят утром и вечером с использованием насадки-распылителя.
- Уход за газоном – периодическое скашивание.
Совет: при проектировании и устройстве подъездных путей и экопарковок избегайте лишних поворотов автомобиля, чтобы не подвергать повышенным нагрузкам траву и бетонные модули. Прямоугольная или квадратная форма стоянок и площадок обеспечивает простой расчет количества используемых материалов и удобный монтаж.
Газонная бетонная решетка представляет собой систему ячеистых модулей, соединенных между собой замками. Она защищает корневую систему растений от механических воздействий. После того, как по газону проехало транспортное средство или прошел пешеход, трава восстанавливается сразу или после полива.
Бетонная решетка выполняет следующие функции:
- сохраняет привлекательный внешний вид газона;
- обеспечивает ровность лужайки;
- защищает корневую систему растений;
- укрепляет грунт;
- препятствует образованию паводков.
Конструкция монтируется неглубоко в грунт. Под нее укладывается дренажный слой, защищающий почву от переувлажнения.
Преимущества и сфера применения
Газонные решетки — незаменимый элемент для обустройства территорий. Они применяются для строительства детских площадок, подъездных путей, покрытий для террас, пешеходных и велосипедных дорожек, парковочных мест и т.д.
Довольно часто конструкции приобретаются для дачных участков. Островки зелени, окруженные в бетонные ячейки, приковывают взгляд и не требуют особого ухода.
Бетонная газонная решетка, монтаж которой легко можно произвести своими руками, используется в декоративных целях для создания ландшафтного дизайна на приусадебном участке или даче.
С помощью этой конструкции соорудить ровный газон не получится, но ее можно использовать для обустройства садовых тропинок. Дорожки, оборудованные с применением бетонных решеток, позволяют перемещаться по участку в любую погоду и соединяют различные зоны приусадебного участка.
Бетонные решетки наделены неоспоримыми достоинствами:
- простота монтажа — модуль можно установить самостоятельно, без привлечения спецтехники;
- устойчивость к морозам — выдерживают отрицательные температуры до — 40 ºС;
- простота обслуживания — после укладки конструкции газон не деформируется, допускается стрижка растений любыми инструментами;
- повышенная прочность — решетки можно эксплуатировать в условиях постоянных нагрузок;
- длительный срок эксплуатации;
- транспортабельность — конструкции, изготовленные методом вибропрессования, имеют незначительный вес, их стандартные размеры — 400×600 мм;
- невысокая стоимость — бетонные конструкции стоят дешевле, чем пластиковые аналоги.
Бетонные конструкции можно классифицировать по ряду признаков.
Форма
В зависимости от предназначения форма модулей решеток может быть:
- ромбообразной или сотообразной — такие решетки выдерживают нагрузку до 20 тонн на 1 м², поэтому используются для обустройства пешеходных или велосипедных дорожек, стоянок легковых автомобилей и детских площадок;
- квадратной — предназначены для обустройства территорий с интенсивным движением транспорта, они выдерживают нагрузку до 400 тонн на м².
Цветовая гамма решеток достаточно разнообразна. При добавлении красящего материала цена на модуль для газонов увеличивается. Самый популярный цвет — серый из-за его минимальной цены. Бетонные решетки изготавливаются также в красном, коричневом, красно-коричневом, желтом, синем или в зеленом исполнении.
Способ производства
Для создания газонных бетонных решеток применяется 2 метода: литье и вибропрессование. При литье жидкая бетонная смесь заливается в формы и застывает в них. Для повышения прочности эта конструкция оснащается арматурными элементами.
Вибропрессование позволяет получить модуль с идеальной геометрией и повышенной прочностью.
Полусухая бетонная смесь засыпается в специальную форму, где под действием вибропрессовочного оборудования перемешивается и равномерно распределяется по поверхности формы. В результате образуются конструкции без сколов, трещин или пустот.
Данный метод позволяет не только ускорить процесс производства модулей, но и снизить трудозатраты производителя.
Технология укладки
Последовательность монтажа бетонной конструкции достаточно тривиальна, уложить модуль своими руками по силам даже неопытному дачнику.
Разметка
Сначала следует разметить участок, на котором планируется произвести укладку решетки. Не рекомендуется устанавливать бетонные модули на склонах, превышающих 5%. Тип конструкции зависит от целей, для которых будет использоваться газон: обустройство площадки для кемпинга, парковки для легковых автомобилей и т.д.
Работы с грунтом
Далее следует рассчитать глубину грунта, которую потребуется снять с участка, и произвести земельные работы. Глубина котлована зависит от:
- высоты гравийной подушки, которая составляет 5-25 см (конкретное значение определяется планируемыми нагрузками на газон, например, для парковочного места рекомендуется заложить данный параметр на максимальную величину);
- высоты выравнивающего слоя — примерно 2-3 см;
- высоты бетонной конструкции — около 5 см.
В результате подсчетов получается, что для монтажа решетки следует снять около 27-28 см грунта.
Важно! Решетка с высотой 4-5 см используется для обустройства участков с небольшими нагрузками. Если предполагается более серьезное механическое воздействие, то следует использовать усиленные конструкции, оснащенные дополнительными ребрами жесткости.
Заливка бетона и установка решетки
По окончании земельных работ производится утрамбовка грунта и укрепление границ котлована с помощью укладки камней или заливки бетонной смеси. Затем укладывается песчано-гравийная подушка. Сначала насыпается слой гравия, поверх него укладывается геотекстиль. Этот материал защищает участок от произрастания сорняков. Следующим слоем является песок (2-3см). Он обеспечивает плотное прилегание гравия и повышает механическую устойчивость конструкции.
Бетонная решетка устанавливается широкой поверхностью вниз. Все ряды смещаются на одну ячейку в направлении друг к другу (шахматный порядок). Чтобы модули легко заняли свое положение, их необходимо скрепить между собой под углом 45º. В местах, где целиком модуль не помещается, куски нужных размеров следует вырезать с помощью твердосплавной циркулярной пилы.
Ячейки бетонной конструкции следует заполнить плодородно-почвенной смесью. В качестве нее можно использовать и торф, компост, и смесь из грунта и гравия в равных пропорциях. После обильного полива грунт немного осядет, затем его можно засадить травой и раскатать по всему периметру лужайки.
Срок эксплуатации решетки зависит от режима ее использования, а также марки и качества бетонной смеси. Такие конструкции сохраняют свои эксплуатационные характеристики в течение длительного времени — 30-50 лет.
Решетки из бетона незаменимы для защиты газонной травы. Они предотвращают избыточное водонасыщение растительности, так как эффективно отводят дождевую влагу с участка.
На стоянках, тротуарах, парковках на частной территории стали появляться необычные покрытия дренажа. Бетонная решетка — изделие, которое позволяет сочетать функциональность с экологичностью. Такое изделие отличается удобством использования и простотой монтажа. Подобные бетонные конструкции приобретают широкую популярность. Их часто устанавливают на газонных участках, экопарковках.
Что собой представляют решетки из бетона?
Декоративное изделие — отштампованный блок из бетона. Штамповка производится с помощью литья либо вибропрессования. Обычно размеры газонной конструкции составляют 60 на 40 на 10 сантиметров. В бетонной решетке есть несколько отверстий квадратной либо ромбовидной формы. Такой решеткой можно защитить корни растений. Так, если газонные георешетки подверглись внешнему воздействию (транспорт и пр.), трава сможет восстановиться сразу же либо после орошения. Газонная георешетка выполняет одновременно несколько функций:
- позволяет сохранить привлекательность газона;
- помогает сделать лужайку ровной;
- защищает корни трав;
- укрепляет почву;
- предупреждает паводки.
Бетонную конструкцию устанавливают в почве на небольшой глубине. Под бетонными георешетками укладывают дренаж, который защищает грунт от обилия влаги.
Плюсы и минусы
Газонная конструкция для экопарковки обладает многими достоинствами, которые выделяют решетку на фоне асфальта и плитки. Бетон, используемый при изготовлении георешетки, является хорошей альтернативой модулям из пластика. Такие ячейки прочнее пластиковых аналогов. При этом решетками можно надежно защитить газон: он сохранится лучше, нежели растения, которые были засеяны по традиционной технологии. Автомобили, проезжающие по опоре из бетона, не будут приминать траву, поскольку она будет располагаться в нише.
У бетонных георешеток есть и другие достоинства:
- решетки позволяют дождевой воде проникать непосредственно в почву, не препятствуя разрастанию растений;
- изделия представлены в разных размерах и формах ячеек, помимо этого, возможно изготовление изделий для парковки по эскизам на заказ;
- при изготовлении применяется бетонный раствор разных цветов, поэтому вы сможете выбрать оттенок, который подходит под дизайн ландшафта;
- решетку для газона или парковки укладывают на площадках, она также может стать альтернативой обычной плитке, которая используется для укладки тротуаров.
Конструкция для экопарковки является универсальным изделием, применяемым на частных и общественных территориях, так как срок эксплуатации составляет минимум двадцать пять лет. Кроме того, насыщенность цвета ячеек не пропадает под воздействием ультрафиолета и осадков, — они остаются яркими в течение длительного времени. Изделия не портятся из-за влияния низких температур.
Однако у таких конструкций есть и свои недостатки, которые необходимо учитывать при установке. Прежде всего, материал, из которого они делаются, не позволяет изготовить тонкие стенки решеток, что часто не совпадает с архитектурой, расположенной вблизи. Также следует принимать во внимание, что монтаж материала плит предусматривает установку и фиксацию в почве, что предполагает дополнительные финансовые затраты на проведение работ.
Стройматериалы классифицируют по нескольким основным признакам. Речь идет о форме и цвете решеток. В частности, форма зависит от их предназначения и бывает:
- сотообразной (изделия способны выдерживать нагрузки примерно до двадцати тонн на квадратный метр, поэтому они применяются при обустройстве тротуаров или велодорожек, автостоянок для легковых машин и площадок для детей);
- квадратной (решетки предназначаются для устройства площадок, где движение автотранспорта особенно интенсивно, они способны выдерживать сильные нагрузки — около четырехсот тонн на квадратный метр).
Гамма оттенков ячеек разнообразна. Изделия, при создании которых использовался красящий пигмент, продаются по более высокой цене. Наиболее популярный оттенок — серый, поскольку его стоимость в сравнении с другой продукцией минимальна. Конструкции также бывают красными, коричневатыми, желтыми, зелеными и синими.
Технология укладки
Монтажные работы изделий из бетона, предназначенных для экопарковки и других территорий, сложнее осуществить, нежели установку ячеек из пластика. Специалисты объясняют это большей массой стройматериала. Отдельные секции сложно поднять самостоятельно. В остальном строительный материал необходимо укладывать так же, как и плитку для тротуаров. Для устройства подушки строители пользуются щебнем, песком. Для проведения работ потребуются киянка из резины для установки изделия, трамбовка, колья, шнур и строительный уровень.
Работы нужно проводить в следующем порядке:
- Для начала необходимо подготовить площадку – сделать разметку, забить колышки, выполоть дерн и сделать небольшое углубление в почве (тридцать сантиметров).
- Затем можно разровнять дно и проверить глубину при помощи уровня.
- После этого насыпают десять сантиметров щебенки. Ее следует полить водой, хорошо утрамбовать.
- Наверх укладывают подушку из песка (семь-десять сантиметров), поливают водой, утрамбовывают.
- Укладка ячейки. Секции осторожно простукивают киянкой, устанавливая их на необходимую глубину. Глубину проверяют с помощью строительного уровня.
При монтаже решетки на парковке можно не соблюдать наклон, поскольку вода все равно не накапливается на поверхности конструкции. После завершения укладки на экопарковке специалисты рекомендуют обработать поверхность трамбовочной техникой, затем засыпать ячейки землей, высадить растения.
Газонные конструкции — прочные и долговечные. В среднем их срок эксплуатации составляет десять-двадцать пять лет. Их применяют как для устройства автомобильных стоянок, так и для спортплощадок, тротуаров, детских площадок, защиты люков и труб. Также эти покрытия позволяют предохранить обочины от разрушения.