Речные перевозки пассажиров

Речной автобус VS метро: когда в Москве появится регулярный водный транспорт

В 2022 году в Москве должен был состояться запуск первого регулярного маршрута водного транспорта. Однако пандемия Covid-19 спутала планы: в мэрии отложили проект с «речными автобусами». Когда ковид отступил, власти заявили, что речной транспорт все-таки могут запустить в ближайшие два-три года. Пока же в столице открывается лишь традиционная сезонная навигация. Подробнее о том, когда речные трамвайчики будут перевозить не только туристов и станут альтернативой метро, выяснял корреспондент РИАМО.

Всесезонный транспорт

Еще осенью 2019 года заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил о предстоящем конкурсе на поставку речных трамваев для запуска первого регулярного маршрута водного транспорта в столице – от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Планировалось, что маршрут пройдет мимо новых ЖК и захватит четыре района города: Хорошево-Мневники, Филевский Парк, Пресненский и Дорогомилово.

По расчетам столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, новый вид транспорта мог бы перевозить 1,5 тысячи пассажиров в час при вместимости судов порядка 100 человек. На маршруте около 10 километров планировали обустроить семь остановок, время в пути в обе стороны – около полутора часов. Предполагалось, что речные трамваи будут ходить с интервалом в 4-6 минут, причем транспорт должен быть всесезонным. На нем планировали ввести городские тарифы и возможность оплаты «Тройкой».

Однако в мае 2022 года замглавы Дептранса Дмитрий Пронин заявил, что запуск водного транспорта отложен, поскольку он не является первой необходимостью и не влияет на безопасность москвичей. Конкурс же на поставку судов перенесли на 2022-2022 годы.

Пронин также отметил, что развитие водного транспорта в Москве – долгосрочный проект, для реализации которого нужно провести реконструкцию причалов и благоустройство рядом с Москвой-рекой, а также организовать стоянки такси, перенос парковок и остановок общественного транспорта ближе к причалам.

Быстрее, чем на метро

Вновь о запуске регулярного водного маршрута в Москве заговорили в октябре 2022 года. В Twitter-аккаунте «Московского транспорта» призвали горожан присылать свои отзывы и предложения по проекту и обещали, что авторы лучших идей смогут обсудить их с Максимом Ликсутовым.

Наконец, 2 марта 2022 года Ликсутов в эфире телеканала «Россия-24» заявил, что регулярный речной транспорт для жителей может быть запущен в ближайшие два-три года.

«Мы начали работать над речными перевозками, мы очень рассчитываем, что в ближайшие, может быть, два-три года в Москве появятся регулярные речные перевозки по Москве-реке, которые будут выполнять не только туристическую, но и транспортную функцию, удобно соединяя берега реки», – сказал заммэра.

Таим образом, столичные власти не оставляют идею о запуске «речных автобусов», хотя конкретные сроки запуска на данный момент не называются.

Что мешает

Потенциал для развития водного транспорта в столице есть, считает профессор МАДИ Михаил Якимов. И, по его мнению, рано или поздно он займет свою нишу в транспортной системе Москвы. Но для этого необходимо пройти путь проб и ошибок, связанный с формированием маршрутов и выбором транспортных средств.

«Сейчас водные объекты Москвы-реки на территории города не используются как транспортные объекты в составе системы городского пассажирского транспорта общего пользования», – говорит Якимов.

На это, по мнению эксперта, есть несколько причин.

Третий – и немаловажный момент – состоит в том, что существующие водные пути в пределах Москвы загружены экскурсионным транспортом, двигающимся на сравнительно низких скоростях, но при этом формирующим довольно плотный транспортный поток.

«Вместе с ним пассажирскому маршрутному транспорту будет существенно сложнее добиться приемлемых скоростей сообщения», – объясняет Якимов.

Кроме того, пока непонятно, как водный транспорт будет ходить зимой, при замерзшей Москве-реке, указывает завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов. Выходом могло бы стать движение судов на воздушной подушке, которые по льду могут развивать даже большую скорость, чем по открытой воде. Но тут встает вопрос экономичности таких поездок.

Читайте также:  Лицензия на перевозку пассажиров на водном транспорте

Еще одним слабым местом при организации внутренних речных перевозок в Москве является небольшая вместительность судов, считает независимый транспортный эксперт Алексей Тузов. Планируемый пассажиропоток на речном транспорте – 26 тысяч человек в сутки, что в сотни раз меньше, чем в том же метро, которое перевозит 8 миллионов за сутки.

Лучше поздно, чем никогда

Эксперты, опрошенные РИАМО, согласны в одном: создание внутренней речной навигации в Москве – это трудоемкий процесс. В то же время появление нового вида транспорта принесет жителям и гостям столицы очевидные плюсы. Как объясняет Алексей Тузов, запуск водного сообщения между районами мегаполиса позволит разгрузить наземный транспорт и метро, а также сократит время в дороге для пассажиров.

Эксперт МАДИ считает, что в Москве не следует планировать протяженных маршрутов водного транспорта, дублирующих по большей части пути движения туристического и экскурсионного водного транспорта.

«На мой взгляд, более востребованы окажутся короткие пути, которые не имеют промежуточных остановок, а связывают только два противоположных берега и имеют незначительную протяженность оборотного рейса на маршруте», – считает Михаил Якимов.

Как напоминает Александр Цыганов, перед запуском новых транспортных маршрутов нужно хорошо просчитать экономические последствия – именно это и заставило отложить реализацию проекта. Для этого потребуются существенные затраты не только на приобретение судов, но и на обновление инфраструктуры, интеграцию с маршрутами наземного транспорта, да и возвращения после пандемии туристов тоже стоит подождать.

Удел туристов – и не только

Как объясняет в беседе с РИАМО гендиректор и основатель архитектурной студии IND Architects Амир Идиатулин, если раньше река была важной торговой и транспортной артерией города, то после вывода заводов и фабрик районы вдоль реки стали частично заброшенными, а передвижение по воде превратилось в удел туристов.

Между тем, создание комфортной городской среды – одна из главных задач урбанистики. Современные общественные пространства должны быть многофункциональными. Именно ради этого сегодня в Москве идут масштабные работы по реконструкции набережных.

«Власти и девелоперы начали реконструировать промзоны, окружавшие берега Москвы-реки – там строят жилые комплексы и офисные центры, в результате чего появилась возможность благоустроить прибрежную линию и создать прогулочные зоны», – отмечает эксперт.

Кроме того, в прошлом году в Москве открыли Северный речной вокзал, есть планы по реконструкции Южного вокзала – это тоже важные шаги на пути развития сети речного транспорта в городе.

«Но для него нужна развитая сеть остановок – каждая набережная должна стать доступной. В итоге это включит реку в жизнь города, в его транспортную сеть, и сделает Москву еще более комфортной», – уверен эксперт.

Мировой тренд

Как отмечает Алексей Тузов, развитие водного транспорта благоприятно отразится на имидже российской столицы, ведь в других мегаполисах мира, таких как Лондон, Нью-Йорк, Стамбул и Гонконг, речные пассажирские перевозки практикуются на протяжении десятилетий. Речной транспорт есть и в немецком Гамбурге: там он хорошо интегрирован в транспортную сеть – в городе существует около десяти маршрутов.

В свою очередь, Александр Цыганов напоминает о популярном маршруте по Сене в Париже.

«На этот маршрут по сути «нанизаны» все основные достопримечательности и музеи (Нотр-Дам, «Лувр», Елисейские поля, музей «Орсэ», Дом инвалидов, Эйфелева башня и другие), до которых реально дойти пешком от реки. Туристы часто берут билет на несколько дней и используют речной трамвай и для отдыха, и как транспорт», – говорит эксперт.

Используют городской речной транспорт и в серверных странах. Так, в канадском Торонто это – единственный способ добраться до аэродрома, расположенного на острове. Популярны морские трамваи и в Скандинавии, где альтернативные пути или отсутствуют в принципе, или слишком долгие из-за фьордов.

Тем не менее, как отмечает Цыганов, в большинстве случаев для успешного функционирования речного транспорта нужны два фактора. Первый – туристы: без них его использование окажется слишком дорогим. Второй – он популярен там, где вода не покрывается льдом надолго или сплошного льда нет вовсе благодаря Гольфстриму.

Читайте также:  Правила при перевозках грузов водным транспортом

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Памятка потребителям: Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом

Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров и багажа. Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют общие нормы гражданского законодательства и специальная глава 40 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ). Также отношения между перевозчиком и потребителем регулируются и Законом РФ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей).

Ст.784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира.

Установлены следующие виды маршрутов перевозок:

транспортные – транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские – маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные – маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз. Также перевозка может осуществляться по договору фрахтования судна, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

Пассажир имеет право на предоставление в наглядной и доступной форме своевременной и достоверной информации об организации перевозок, а также об услугах и льготах, и порядке их предоставления.

Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2012 N 25557), а также Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72.

При осуществлении перевозки пассажиров пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным видом маршрута и багажная квитанция в случае провоза багажа. При перевозке по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

У перевозчика существует обязанность предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне. В случае, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу.

Пассажир имеет право:

­ приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна;

­ провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;

­ провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра), общий вес которой составляет не более чем 36 килограммов и на скоростных судах не более чем 20 килограммов. Пассажир обязан самостоятельно заботиться о сохранности ручной клади;

Читайте также:  Характеристика договора морской перевозки грузов

­ сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа;

­ делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки при проезде на судах на расстояние 500 километров и более;

­ продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, на время болезни или сдать билет и получить провозную плату;

­ до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути;

­ отказаться от договора перевозки в случае задержки отхода судна и получить провозную плату.

У пассажиров есть обязанность соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу специальными объектами.

Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира, в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли перевозчика и препятствующих исполнению обязательств по перевозке (например, авария судна, недостаточный для судоходства уровень воды, военные действия, привлечение судна для государственных нужд), а также при несоблюдении пассажиром установленных правил.

При прекращении по указанным причинам договора перевозки пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа (за не пройденное судном расстояние). В случае, если пассажир нарушил правила оказания услуг и правила перевозок пассажиров или его действиями, создают угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.

Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ. Договор перевозки может предусматривать повышенный размер компенсации. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда имуществу пассажира в соответствии со ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Также исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность согласно Закону о защите прав потребителей в виде возмещения убытков.

Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. До предъявления иска к перевозчику обязательным является предъявление претензии к перевозчику. Претензии должны быть рассмотрены перевозчиками в течение 30 дней. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии. Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, составляет три года.

Каким будет речной пассажирский транспорт в Москве

В 2022 году власти столицы обещают запустить первый маршрут речного пассажирского транспорта по Москве-реке. Водная магистраль соединит Нижние Мнёвники и Киевский вокзал. О том, какие еще маршруты могут появиться, и сколько человек будет вмещать речное судно, читайте в материале портала Москва 24.

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко

Маршруты

Первый маршрут регулярного движения речных трамваев будет проходить от Нижних Мнёвников до Киевского вокзала . Он свяжет друг с другом три столичных округа, а также деловой квартал “Москва-Сити”, городские парки и Киевский вокзал. Новую водную магистраль получат районы Хорошево-Мнёвники, Филевский парк, Пресненский и Дорогомилово.

Предположительно, маршрут будет включать семь остановок на пассажирских причалах, которые к тому времени реконструируют и благоустроят. Протяженность маршрута составит около 10 километров, поездка туда и обратно займет 104 минуты. Пользоваться им смогут около полутора тысяч пассажиров в час.

Причалы-остановки:
  • Киевский вокзал;
  • Красная Пресня;
  • Набережная Тараса Шевченко;
  • Западный порт;
  • Сердце столицы;
  • Верхние Мнёвники;
  • Нижние Мнёвники;

По словам одного из авторов идеи запуска пассажирского сообщения по Москве-реке, директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константина Трофименко , всего было проработано восемь маршрутов.

Читайте также:  Правила при перевозках грузов водным транспортом

Согласно исследованию, следующими по важности являются маршруты Нагатино – Остров Мечты – Печатники и Патриарший мост – Печатники , которые пройдут через весь центр города. В будущем также могут запустить маршруты Капотня – Коломенское на юге и Стадион “Спартак” – Захарковская пойма на западе.

Речные суда

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Роман Васильев

По первому маршруту будут курсировать 10 судов ледового класса с усиленной конструкцией днища – они приспособлены для работы в зимнее время. В особо сильные морозы на помощь речным трамвайчикам придет ледокол, который проложит для них путь.

“Безусловно, зимняя эксплуатация более дорогая, и пассажиропотоки зимой будут меньше, чем летом. Однако пассажирская система не может простаивать полгода – будет идти амортизация судов и их обслуживание, нужно будет впустую начислять зарплаты персоналу. А это точно уберет любой возможный экономический эффект”, – пояснил эксперт .

По словам Трофименко, рассматривались варианты судов вместимостью от 40 до 100 пассажиров. Примерная стоимость – от 50 до 80 миллионов рублей за судно, в зависимости от спецификации конкретных судостроительных верфей, которые будут исполнять этот заказ.

Также на суднах предусматривается инфраструктура для маломобильных пассажиров. “Однако не рассматривался вопрос перевозки велосипедов и животных, хотя еще не поздно принять решение и об этом”, – добавил он .

Стоимость проезда и интервалы движения

Регулярное движение речного транспорта планируется в течение всего дня с интервалом четыре-шесть минут, при этом на суднах будут действовать городские тарифы, доступные по карте “Тройка”. Однако стоимость проезда на речном трамвае пока не огласили – возможно, она будет зависеть от пассажиропотока.

Кстати, в Бангкоке стоимость проезда на речном общественном транспорте, в пересчете на российскую валюту, составляет порядка 50 рублей. В европейских странах, таких как Франция, Германия и Голландия – порядка 200 рублей за поездку.

Водный транспорт для пассажирских перевозок

Перевозки водным путем по рекам, каналам и озерам и озерным системам совершаются для перемещения пассажиров и грузов в различных целях, в том числе и в целях туризма.

Среди пассажирских выделим средства речных перевозок:

– суда маломерного флота (катера и яхты, плоскодонные речные суда для мелководья, моторные лодки), используются для индивидуальных частных перевозок и туризма, также для перевозок пассажиров на мелководных реках и заливах, водохранилищах;

– суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;

– круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам и водохранилищам;

– экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в пределах городов, населенных пунктов, в том числе, рейсовые как средство городского сообщения (речные трамваи);

– специальные суда с прозрачным дном для обозрения подводных объектов;

– речные паромные переправы.

Для речных пассажирских перевозок используются суда с паровым двигателем, двигателем внутреннего сгорания или дизель-электрическим приводом. Различаются колесные суда (два гребных колеса по бортам обычно в центре корпуса судна или одно за кормой), суда с приводом гребным винтом, водометные, на воздушной подушке. Для регулярных скоростных речных перевозок пассажиров применяются суда на подводных крыльях типа “Ракета” и большой вместимости и высокой мореходности класса “Метеор”.[2]Отдельно рассматриваются парусные яхты, катера различных типов и моторные лодки с винтовыми стационарными и подвесными моторами, водометными движителями, воздушными пропеллерами, а также специальные парусные суда для движения по гладкому льду замерзающих водоемов – буера.

Речные перевозки обычно осуществляются в сезон на воде, свободной ото льда, т. е. имеет значение сезонность перевозок. Этот фактор весьма важен, поскольку большая часть рек и водных пространств северного полушария замерзает зимой, и перевозки становятся практически неосуществимыми. Навигация на реках открывается лишь после схода льда. Для организации стоянки, посадки и высадки пассажиров и приемки грузов оборудуются речные пристани с причалами и дебаркадерами различных типов. На пристани устраиваются органы управления речными перевозками, технического обеспечения перевозок, заправки судов пресной водой и продовольствием и топливом, ремонта и профилактики судов, кассы и залы ожидания для пассажиров, рестораны и другие пункты питания, экскурсионные бюро, магазины, багажные отделения, спасательные станции, службы навигации и другие элементы инфраструктуры этой развитой индустрии.

Читайте также:  Характеристика договора морской перевозки грузов

В зависимости от назначения речные суда имеют обширные палубные пространства для пассажиров (крытые или открытые с сидячими местами), а для рейсов продолжительностью свыше 24 часов – также спальные каюты для пассажиров различных классов и экипажа. Практически на всех судах устраиваются помещения общего пользования – рестораны, буфеты, читальни, залы отдыха, туалеты, различные служебные помещения. Так, например, большая часть пассажирских судов на Сайменской озерной системе не имеет кают для пассажиров со спальными койками,[3] поскольку рейсы непродолжительны и проводятся в пределах суток. Перевозки по протяженным водным маршрутам занимают время до месяца (и более), такие суда оборудуются спальными каютами.

Для речных круизных перевозок строятся огромные 3-4 – палубные комфортабельные суда вместимостью 300–400 пассажиров. Нередко реставрируются и восстанавливаются суда старинной постройки с оборудованием роскошных салонов и кают, систем отдыха и развлечения.

Лицензия на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

Транспортная, туристическая и экскурсионно-прогулочная деятельность по перевозке пассажиров внутренним (речным) водным и морским транспортом подлежит обязательному лицензированию вне зависимости от пассажировместимости используемого в указанных целях судна.

Стоимость услуг по оформлению документов в Ространснадзоре

Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом?

Помогаем быстро и надежно пройти лицензирование в Росморречфлоте по всей России.

Госпошлина оплачивается отдельно с расчетного счета. Корочки специалистов предоставляет лицензиат.

Основные правовые документы регламентирующие процесс

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от 04.05.2011 г.

Разрешение на регулярные пассажирские перевозки могут получить как юридические лица, так и физические, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте

Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.

Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:

  • ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта”;
  • ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”;
  • ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте”;
  • Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.

Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.

Основные требования для лицензирования морских перевозок пассажиров

Наличие самоходного судна типа океанского, круизного лайнера, или парома;

  • Наличие свидетельства об управлении безопасностью судна;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения; имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности капитана судна от трех лет, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Основные требования для получения лицензии на перевозку пассажиров речным (внутренним водным) транспортом

    Наличие самоходного или несамоходного судна: баржа, дебаркадер, теплоход, электроход, паром, яхты и другие суда, предназначенные для перевозки пассажиров;

    Читайте также:  Лицензия на перевозку пассажиров на водном транспорте
  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности помощника капитана или старшего механика на судах, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие судового свидетельства об управлении безопасностью;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Необходимые документы на судно для осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

    Свидетельство или временное свидетельство о праве плавания под флагом РФ;

  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о классификации судна;
  • Свидетельство о годности к плаванию;
  • Санитарно-судовое свидетельство;
  • Мерительное свидетельство;
  • Свидетельство о минимальном составе экипажа, подтверждающее численность и квалификацию специалистов.
  • Особенности оформления лицензии на перевозку пассажиров маломерным судном

    Лицензирование пассажирских перевозок маломерным судном вместимостью до 12 человек отличается облегченным порядком оформления. Из документов на судно потребуется только судовой билет и талон технического освидетельствования. Не требуется получение свидетельства об управлении безопасностью, а также ответственное лицо, отвечающее за безопасную эксплуатацию судна.

    Перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным и морским транспортом

    Для оформления лицензии необходимо направить почтой или подать лично в Ространснадзор или его территориальные органы следующий пакет документов:

    Заявление по установленной форме;

  • Учредительные и уставные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • Приказ о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию судна;
  • Документы, подтверждающие образование, квалификацию и стаж работы ответственного сотрудника (диплом и удостоверение аттестации);
  • Перечень судов, которые будут привлекаться к осуществлению пассажирских перевозок;
  • Договор о праве собственности или ином законном основании владения и пользования на каждое судно;
  • Договор страхования жизни, здоровья, а также имущества пассажиров и членов экипажа (на маломерное судно представлять не требуется);
  • Документы на судно, перечисленные выше;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей;
  • Опись документов.
  • Основания для отказа в выдаче пассажирской лицензии водного транспорта

    Далеко не всегда самостоятельное оформление лицензии возможно осуществить с первого раза. Законодательством предусмотрено несколько обобщенных случаев, когда заявителю может быть отказано как в приеме документов, так и в их рассмотрении. К таковым относятся:

    Некорректно заполнено заявление о предоставлении лицензии (неверно заполнено, имеются ошибки, опечатки, исправления, помарки);

  • Отсутствие каких-либо документов, необходимых для принятия положительного решения;
  • Один из документов не поддается прочтению.
  • При подготовке документов следует внимательно относиться к предъявляемым требованиям. В связи с тем, что государственный орган не принимает оригиналы документов, а только его копии, последнее основание отказа является наиболее распространенным случаем, особенно, если какие-то оригиналы документов на судно имеют ветхое состояние в связи с возрастом. Нередки случаи, когда перед подачей в лицензирующий орган, необходимо позаботиться и оформить дубликаты таких документов.

    Помните, что в случае малейшей оплошности вы потеряете не только время, но и деньги за уплату государственной пошлины, поэтому мы рекомендуем заранее обращаться за консультацией к специалисту, а при необходимости, воспользоваться их услугами.

    С уважением к Вам и вашему бизнесу, юридическая компания “Деловой подход”

    Речные пассажирские линии и круизы.

    На речном транспорте различают две формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма — регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая — это форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения.

    В зависимости от формы сообщения линии подразделяют на:

    • — транзитные — протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
    • — местные — протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
    • — внутригородские, действующие в черте города (речные трамваи);
    • — переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.
    Читайте также:  Правила при перевозках грузов водным транспортом

    По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают: экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские. Пассажирские линии, в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания, подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные.

    Транспортные линии обеспечивают транспортные связи между пунктами и работают по заранее опубликованным расписаниям. Они обслуживаются судами речного флота. Туристские линии обслуживаются судами речного флота и обеспечивают перевозку туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 часов. Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.

    Все непродолжительные речные путешествия можно разделить на две разновидности: экскурсионные и прогулочные рейсы.

    К экскурсионным рейсам (их продолжительность не более 24 часов) относятся поездки экскурсантов, совершаемые на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями. К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательными местами, осуществляемые, как правило, между двумя портами как с заходами и остановками, так и без них. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24 часов. Рейсы продолжительностью менее 24 часов совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах.

    Фрахт-контракт. Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством. Такой договор включает:

    • — количество и наименование судов, количество мест по категориям;
    • — маршруты круизов и сроки;
    • — количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
    • — стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
    • — общую сумму оплаты за перевозку туристов;
    • — ответственность сторон.

    Обязательными приложениями к договору являются: расписание движения судна, согласованное с туристской организацией; план- карта судна, утвержденная на момент заключения договора; расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.

    В последнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер — длительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью. Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. Обо всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.

    Договорная документация речного круиза. Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоянок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится турфирмам дороже, хотя он и менее хлопотный. В другом случае туроператор сам занимается заключением договоров со стоянками, приобретением топлива, питания и т.д. Этот вариант более трудоемкий и ответственный, однако такая организация круиза предоставляет турфирмам больше возможностей для минимизации расходов и соответственно для удешевления пакета. Фрахт крупного теплохода может составлять от 4 тыс. до 8 тыс. дол. в сутки.

    При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест намечаемого маршрута перевозки (по категориям) полных рейсо- оборотов по дням. В любом случае пароходства требуют, чтобы заявки подавались не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. На основании полученных заказов и своих возможностей судовладельцы выделяют заказчикам теплоходы в аренду или определенное количество мест на соответствующих судах и не позднее 30 декабря заключают договор с туристской фирмой. После этого турфирма имеет право начать реализацию путевок на круизные рейсы.

    Читайте также:  Лицензия на перевозку пассажиров на водном транспорте

    В договорах на аренду судов указывается количество и наименование судов; количество мест на них по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных принадлежностей на один рей- сооборот и общая сумма оплаты по договору; ответственность сторон.

    Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса. В период между туристскими рейсами (со времени окончания одного рейса и до момента начала другого) пароходство имеет право использовать судно по своему усмотрению. Регистрация пассажиров на круизное судно начинается за 2 часа до его отправления.

    Заключение договоров между пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабря предшествующего обслуживанию года. Договор может быть заключен на срок от одного года до 3 лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года. В тот же срок разрабатываются расписания для маршрутов, проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Министерством речного флота.

    Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (каждого комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания. После составления расписаний фрахтователь получает на руки график следования теплохода, на основе которого составляет схему экскурсионного обслуживания. На этом этапе совместно с туристскими бюро, находящимися в городах следования теплохода, оговаривается экскурсионная и развлекательная программы, осмотр достопримечательностей, которые следует включить в программу круиза. Происходит заблаговременный заказ билетов и экскурсоводов в музеях и исторических комплексах по маршруту следования и согласно экскурсионной программе. Для международных туристов заранее арендуются комфортабельные автобусы для трансфера из аэропорта и обратно.

    Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования, чтобы определить их готовность к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления.

    До начала тура пароходством и турфирмой разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала. Турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна. При обслуживании туристов на теплоходных турах принимают участие экипаж судна, работники судовых ресторанов, круизная туристская бригада.

    На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности (количество и расположение мест в каюте; место расположения каюты по длине и по высоте судна; кубатура, площадь и форма каюты; вид освещения — естественное или искусственное; наличие санузла и др.).

    Одноместная каюта на средней палубе с умывальником. 1Л

    Двухместная одноярусная каюта на средней палубе

    с умывальником. 1В

    Двухместная двухъярусная каюта на средней палубе

    с умывальником. 1C

    Двухместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2Л

    Четырехместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2В

    Четырехместная двухъярусная каюта на нижней палубе. 2С

    При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, которые обеспечивают береговое экскурсионное обслуживание в портах захода и др.), оформляются на договорной основе. Договоры на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаются турфирмой с предприятиями и организациями.

    • 1. Договоры с речными и морскими пароходствами — на аренду теплоходов. Такой договор включает количество, наименование судов и количество мест по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость; стоимость оплаты на каждый рейсооборот; общую сумму по договору за перевозку туристов; ответственность сторон.
    • 2. Договор с Управлением речного судоходства (УРС) (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:
      • — перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питания одного туриста в день, с указанием стоимости набора продуктов;
      • — обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;
      • — обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);
      • — разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана (совместно с его работниками);
      • — порядок расчетов за питание;
      • — ответственность сторон.
    • 3. Договоры с принимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставление экскурсионного обслуживания.
    Читайте также:  Правила при перевозках грузов водным транспортом

    К этим договорам должны прикладываться графики заезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.

    • 4. Договор с управлением кинофикации на предоставление кинокопий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов (за наличный расчет). В отдельных случаях такие договоры заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся напрокат, такие договоры не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящим договором предусматривается предоставление ее на судно на условиях проката на время туристских перевозок.
    • 5. Договор с библиотеками на снабжение рейсов книгами.
    • 6. Договор с музыкальным коллективом (при организации длительных круизов).

    Лицензия на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

    Транспортная, туристическая и экскурсионно-прогулочная деятельность по перевозке пассажиров внутренним (речным) водным и морским транспортом подлежит обязательному лицензированию вне зависимости от пассажировместимости используемого в указанных целях судна.

    Стоимость услуг по оформлению документов в Ространснадзоре

    Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом?

    Помогаем быстро и надежно пройти лицензирование в Росморречфлоте по всей России.

    Госпошлина оплачивается отдельно с расчетного счета. Корочки специалистов предоставляет лицензиат.

    Основные правовые документы регламентирующие процесс

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
    • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от 04.05.2011 г.

    Разрешение на регулярные пассажирские перевозки могут получить как юридические лица, так и физические, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

    Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте

    Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.

    Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:

    • ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта”;
    • ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”;
    • ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте”;
    • Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.

    Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.

    Основные требования для лицензирования морских перевозок пассажиров

    Наличие самоходного судна типа океанского, круизного лайнера, или парома;

  • Наличие свидетельства об управлении безопасностью судна;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения; имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности капитана судна от трех лет, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Читайте также:  Лицензия на перевозку пассажиров на водном транспорте

    Основные требования для получения лицензии на перевозку пассажиров речным (внутренним водным) транспортом

    Наличие самоходного или несамоходного судна: баржа, дебаркадер, теплоход, электроход, паром, яхты и другие суда, предназначенные для перевозки пассажиров;

  • Наличие ответственного за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего среднее профессиональное или высшее образование по направлениям «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», опыт работы в должности помощника капитана или старшего механика на судах, а также аттестованного на право занятия настоящей должности;
  • Наличие судового свидетельства об управлении безопасностью;
  • Наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.03.2014 г. № 72;
  • Наличие договора страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров и членов экипажа;
  • Наличие договора страхования ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды бункерным топливом (для судов вместимостью более 1000 человек).
  • Необходимые документы на судно для осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом

    Свидетельство или временное свидетельство о праве плавания под флагом РФ;

  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о классификации судна;
  • Свидетельство о годности к плаванию;
  • Санитарно-судовое свидетельство;
  • Мерительное свидетельство;
  • Свидетельство о минимальном составе экипажа, подтверждающее численность и квалификацию специалистов.
  • Особенности оформления лицензии на перевозку пассажиров маломерным судном

    Лицензирование пассажирских перевозок маломерным судном вместимостью до 12 человек отличается облегченным порядком оформления. Из документов на судно потребуется только судовой билет и талон технического освидетельствования. Не требуется получение свидетельства об управлении безопасностью, а также ответственное лицо, отвечающее за безопасную эксплуатацию судна.

    Перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным и морским транспортом

    Для оформления лицензии необходимо направить почтой или подать лично в Ространснадзор или его территориальные органы следующий пакет документов:

    Заявление по установленной форме;

  • Учредительные и уставные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • Приказ о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию судна;
  • Документы, подтверждающие образование, квалификацию и стаж работы ответственного сотрудника (диплом и удостоверение аттестации);
  • Перечень судов, которые будут привлекаться к осуществлению пассажирских перевозок;
  • Договор о праве собственности или ином законном основании владения и пользования на каждое судно;
  • Договор страхования жизни, здоровья, а также имущества пассажиров и членов экипажа (на маломерное судно представлять не требуется);
  • Документы на судно, перечисленные выше;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей;
  • Опись документов.
  • Основания для отказа в выдаче пассажирской лицензии водного транспорта

    Далеко не всегда самостоятельное оформление лицензии возможно осуществить с первого раза. Законодательством предусмотрено несколько обобщенных случаев, когда заявителю может быть отказано как в приеме документов, так и в их рассмотрении. К таковым относятся:

    Некорректно заполнено заявление о предоставлении лицензии (неверно заполнено, имеются ошибки, опечатки, исправления, помарки);

  • Отсутствие каких-либо документов, необходимых для принятия положительного решения;
  • Один из документов не поддается прочтению.
  • При подготовке документов следует внимательно относиться к предъявляемым требованиям. В связи с тем, что государственный орган не принимает оригиналы документов, а только его копии, последнее основание отказа является наиболее распространенным случаем, особенно, если какие-то оригиналы документов на судно имеют ветхое состояние в связи с возрастом. Нередки случаи, когда перед подачей в лицензирующий орган, необходимо позаботиться и оформить дубликаты таких документов.

    Помните, что в случае малейшей оплошности вы потеряете не только время, но и деньги за уплату государственной пошлины, поэтому мы рекомендуем заранее обращаться за консультацией к специалисту, а при необходимости, воспользоваться их услугами.

    С уважением к Вам и вашему бизнесу, юридическая компания “Деловой подход”

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: