Сколько можно ездить без ОСАГО в 2022 году
С 1 июля 2017 года нормы закона об ОСАГО изменились. Новые правила отменяют отсрочку на переоформление просроченного полиса и требуют от владельцев автомобилей в обязательном порядке застраховать свою гражданскую ответственность в течение 10 дней после покупки транспортного средства. Чтобы не получить штраф, нужно точно знать когда и сколько можно ездить без ОСАГО. Мы сгруппировали информацию и составили памятку для водителей, в которой учли все нюансы.
В какие сроки нужно оформить страховку при покупке новой машины
После покупки ТС его следует застраховать и поставить на учет в ГИБДД.
Федеральный закон об ОСАГО от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ несколько раз был изменен. Последняя редакция вступила в силу с 1 июля 2017 года. В ней говорится: если человек купил машину, он должен застраховать ее в течение 10 календарных дней.
Дата приобретения указана в договоре купли-продажи. Именно от этого числа требуется вести отсчёт времени. Пока оформляются документы, водителю желательно носить с собой ДКП и предъявлять его вместе с водительским удостоверением при проверке на дороге.
При покупке машины в салоне есть возможность получить ОСАГО сразу. В магазинах всегда находятся консультанты страховой компании, с которыми легко заключить договор. Покупатель вправе отказаться от услуги и оформить полис в другом месте в период времени, установленный законодательством.
На стоимость обязательной страховки влияют:
тип транспортного средства;
для каких целей будет использоваться авто;
стаж вождения владельца;
Физическим лицам для оформления полиса надо подготовить:
паспорт гражданина РФ;
водительские удостоверения людей, которых нужно вписать в ОСАГО;
Можно ли ездить на машине с просроченной страховкой
Страховка действует определенный срок. Чаще всего ОСАГО выдается на 1 год. Раньше на переоформление выделялось 30 календарных дней. Сейчас льготный период отменен. Полис теряет силу сразу же после окончания действия договора со страховой компанией.
Чтобы не нарушить законодательство, автомобилисту следует четко помнить дату заключения соглашения. Он должен обратиться в страховую компанию хотя бы за день до окончания срока ОСАГО.
Рассчитать и переоформить полис можно онлайн на официальном сайте многих страховых компаний. Последовательность действий проста:
Надо зарегистрироваться на сайте.
Рассчитать стоимость полиса в онлайн-калькуляторе.
Оплатить покупку банковской картой.
Получить по электронной почте сопроводительные документы и страховку.
Покупателю не требуется заверять полис печатью. Электронный вариант является оригиналом ОСАГО.
15 февраля 2018 года ЦБ РФ издал указ № 4723-У. Регулятор внес изменения в требования по использованию электронных документов при страховании гражданской ответственности. Теперь e-ОСАГО вступает в силу через 3 дня после оформления, поэтому банковские сотрудники рекомендуют оплачивать покупку заранее.
Оформить автогражданку на новое авто можно только в офисе страховой компании. В электронном виде получить документ нельзя, так как данные ТС еще не занесены в единую базу ОСАГО.
Когда можно ездить без страховки
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ, отредактированный 29.12.2017, в ст. 4 п. 3 предусматривает случаи, при которых оформление ОСАГО не требуется.
Во владении находится ТС, максимальная скорость которого ограничена 20 км/ч.
Водитель управляет автомобилем, числящимся в Вооруженных Силах РФ.
Машина зарегистрирована за границей и застрахована международной системой страхования.
ТС передвигается при помощи неколесных движителей: санных, гусеничных и т.д.
Во владении находится прицеп для легкового автомобиля.
Езда без ОСАГО: частые заблуждения и мифы
На форумах в сети легко прочесть сообщения людей, которые не разбираются в законах и распространяют неправдивую информацию об оформлении страховки. Мы собрали наиболее популярные мифы и заблуждения автовладельцев.
Несмотря на то, что тридцатидневный льготный период, который предоставлялся на переоформление полиса, отменен в 2009 году, некоторые автолюбители уверены, что без ОСАГО до сих пор можно ездить в течение месяца после окончания страховки.
Встречаются ошибочные утверждения о том, что при управлении по доверенности в полисе нет необходимости. Это не так. Если владелец транспорта оформил доверенность на другое лицо, данные человека должны обязательно быть вписаны с полис. Гражданская ответственность распространяется не на авто, а на водителя. Ее берет на себя тот, кто находится за рулем ТС.
Некоторые «умники» советуют приобрести поддельный полис. Это бесполезная и опасная идея. Сотрудник ГИБДД за несколько минут способен проверить подлинность страховки. За подделку документов водителю угрожает не только административная, но и уголовная ответственность.
Среди распространенных мифов часто встречается мнение, что при отсутствии ОСАГО с машины снимают госномера и эвакуируют ее на штрафстоянку. Работники дорожной полиции не имеют такого права. Если подобное произошло, действия легко оспорить в суде.
При покупке или получении машины в наследство закон дает десятидневный срок на оформление ОСАГО, но злоупотреблять возможностью не стоит. Никто не огражден от неприятностей на дороге. Если ДТП произошло, когда страховка еще не получена, владельцу придется оплатить все издержки из своего кармана.
Как пройти техосмотр в 2022 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2022 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2022 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2022 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2022 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2022 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Как проходит техосмотр. Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
Как было | Как стало |
---|---|
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС | Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство |
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные | При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему |
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии | ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра |
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было | Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ |
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности | Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме |
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля | Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование |
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра | Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра |
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет | Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет |
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке | Бумажная версия выдается только по желанию владельца |
Диагностическая карта была документом строгой отчетности | Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией |
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не был | Законом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты |
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
- Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
- Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2022 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2022 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Власти будут вынуждены на это реагировать. Пока возможные варианты развития событий только обсуждаются. Как один из вариантов решения проблемы — отвязать ОСАГО от оформления диагностической карты. С 1 марта 2022 года появится отдельный штраф за управление транспортным средством, на которое не оформлена диагностическая карта, — 2000 Р . Это если поправки в административный кодекс не перенесут или не отменят.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2022 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль
Отсутствие страховки ОСАГО является нарушением Закона, за которое на водителя налагаются штрафы. Их величина определяется степенью правонарушения. Прежде чем садиться за руль без ОСАГО, узнайте, сколько вам придется заплатить, если вас остановит сотрудник ГИБДД, что будет, если вы попадете в аварию, как сэкономить на оплате штрафа.
- Штрафы за езду без ОСАГО
- Если полис электронный
- Если полис забыли дома
- Если забыли продлить ОСАГО
- Если не вписан в полис
- Другие ситуации
- ДТП без полиса ОСАГО
- Виновник
- Пострадавший
- Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений
- Штрафы за езду без ОСАГО с камер
- Ответы на вопросы
- Подведем итоги
Штрафы за езду без ОСАГО
Величина штрафа зависит от конкретной ситуации.
Если вы вообще не оформляли полис, при проверке сотрудником ГИБДД вам будет начислен штраф в размере 800 руб. Причем ограничений по количеству протоколов об административных правонарушениях нет, т. е. вас могут штрафовать при каждой проверке, хоть несколько раз в день. Сумма наказания при этом не увеличивается.
В 2022 году такие меры наказания, как изъятие номера и эвакуация транспортного средства на штрафстоянку, не применяются и считаются противозаконными.
Если полис электронный
Сумма штрафа не изменится, не зависимо от того, нет у вас электронного или бумажного полиса. Они имеют равную юридическую силу. Если у вас есть электронный полис, но вы его не распечатали, не скачали на телефон и поэтому не можете предъявить проверяющему, по Закону он должен самостоятельно проверить наличие полиса в базе РСА. Пока не у всех автоинспекторов есть такая возможность, поэтому, если вы оформили е-ОСАГО, распечатайте документ и возите с собой. Также вы можете сохранить его в телефоне.
Если полис забыли дома
По Закону водитель должен предъявить проверяющему полис ОСАГО. Если страховка есть, но полиса на руках нет, может быть вынесено предупреждение или взыскан штраф в размере 500 руб.
Если забыли продлить ОСАГО
Если срок действия полиса закончился, то срок страховки тоже завершен и ТС считается незастрахованным. В этом случае будет выписан штраф, как за отсутствие полиса ОСАГО, в размере 800 руб.
Если не вписан в полис
Если за рулем находился водитель, которому не был предоставлен доступ к управлению транспортным средством, штраф составит 500 руб.
Другие ситуации
Бывают и другие ситуации, которые влекут наложение штрафов, прямо или косвенно связанные с ОСАГО, например, обнаружение поддельного полиса, отсутствие диагностической карты, использование транспортного средства не в период действия полиса.
Если при проверке был обнаружен поддельный полис, тут может быть применена как административная, так и уголовная ответственность.
Какие меры могут быть предприняты:
- Штраф в размере зарплаты нарушителя за 6 месяцев;
- Штраф в сумме до 80 тыс. руб.;
- Арест сроком до 6 месяцев или исправительные работы до 480 часов.
С 1 марта 2022 года за управление авто без диагностической карты будет выноситься штраф 2 тысячи рублей.
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
ДТП без полиса ОСАГО
Если вы попали в аварию и у вас нет полиса ОСАГО, величина штрафа за его отсутствие останется в стандартной сумме 800 руб.
Виновник
Кроме штрафа виновник за свой счет будет должен оплатить ремонт пострадавшего автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии.
К виновнику может быть выдвинуто регрессивное требование страховой компании о возмещении убытков, если она произведет выплаты самостоятельно.
Пострадавший
Для пострадавшего изменится только прядок обращения за компенсацией в страховую компанию. Поскольку своего страховщика у него нет, он будет писать заявление в страховую компанию виновника происшествия или в РСА. И конечно ему выпишут штраф.
Изменения в законах и прогноз дальнейших изменений
Правила ОСАГО в течение 2022 года изменялись уже неоднократно. По состоянию на август изменений по начислению штрафов нет.
По прогнозам до конца года можно ждать увеличение суммы штрафа за отсутствие обязательной страховки. Специалисты говорят об увеличении размера штрафа до 5000 руб. или применение такой санкции, как лишение прав сроком до 6 месяцев.
Также прогнозируется увеличение штрафа за езду без полиса и при отсутствии водителя в страховке до 1500 руб.
Штрафы за езду без ОСАГО с камер
Несмотря на то, что планировалось выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации уже в 2022 году, пока такая схема не применяется. Ее использовали экспериментально в Москве и Казани еще в 2019 году, но повсеместного распространения она не получила.
Официальной информации о том, когда эта схема заработает по всей стране и какие будут применяться штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, нет.
Ответы на вопросы
Как сэкономить на оплате штрафа
Заплатите штраф в первые 20 дней со дня вынесения постановления и сумма будет уменьшена на 50%.
Вправе ли инспектор ГИБДД требовать страховку?
Автоинспектор вправе требовать, а водитель обязан предъявить ему полис ОСАГО.
В какой срок должен быть уплачен штраф?
В течение 2 месяцев с даты вынесения постановления об административном правонарушении.
Есть ли повторный штраф за езду без ОСАГО
Нет, независимо от количества проверок сумма штрафа остается стандартной.
Подведем итоги
Что нужно точно знать о штрафах за отсутствие полиса обязательного страхования в 2022 г.:
- Вы заплатите штраф, если вас остановит сотрудник ГИБДД для проверки документов или в случае аварии;
- Отсутствие обязательной страховки ОСАГО в 2022 году грозит штрафом в размере 800 руб.;
- Если не предъявлен полис страхования, но ОСАГО оформлено, штраф 500 руб.;
- При подделке полиса вам грозит увеличенная сумма штрафа, административная или уголовная ответственность;
- Виновник аварии без полиса ОСАГО будет должен из собственных средств заплатить за ремонт чужого автомобиля, возместить расходы на лечение пострадавших в аварии;
- Штрафы за езду без оформления полиса ОСАГО при отслеживании транспортных средств по камерам фотофиксации пока не взимаются;
- Планируется, что в скором времени штраф за езду без полиса ОСАГО увеличится в более чем 5 раз.
ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу
Лента новостей
- 15:19Звание «Город трудовой доблести» получат еще 12 городов
- 15:06 В Лесосибирске нашли девочек, сбежавших из дома
- 14:32 Правительство продлило на год мораторий на проверки малого бизнеса
- 14:25 Защита Сергея Фаге обжаловала его арест в Мособлсуде
- 13:58 Песков: Путин в этом году не будет участвовать в сессии Генассамблеи ООН
- 13:24 Космонавты не обнаружили примесей в воздухе МКС
- 12:50 Мурашко: «Спутник V», по словам министров здравоохранения G20, — лучшая вакцина от COVID-19
- 12:16 Число изнасилований в Москве за восемь месяцев выросло почти на треть
- 11:42 Оперштаб: в России за последние сутки подтверждены 18 380 случаев COVID-19
- 11:24 ЕСПЧ не разрешил Литве высылать пятерых афганцев, бежавших от талибов
- 10:56 В Ижевске задержан владелец группы в даркнете по организации заказных убийств
- 10:29 Обвиняемого в убийстве школьниц в Киселевске арестовали на два месяца
- 10:09 Спасатели нашли под завалами дома в Ногинске тела еще двух погибших
- 09:47 Глава МЧС Зиничев стал Героем России посмертно
- 09:34 В Красноярском крае полиция ищет двух пропавших школьниц
- 09:30 Суд оставил в силе меру пресечения владелице фитнес-клуба, в котором погибла дочь актера Конкина
- 09:09 Visa запланировала повышение межбанковской комиссии в России
- 08:35 Космонавты сообщили о дыме на российском модуле «Звезда» на МКС
- 08:16 Более десяти человек погибли при пожаре в ковид-больнице в Северной Македонии
- 07:46 Число жертв взрыва газа в жилом доме Ногинска выросло до пяти
- 07:15 Сбербанк предупредил о новом виде мошенничества через фальшивый сайт госуслуг
- 05:59 ООН осуждает нарушения прав женщин в Афганистане
- 05:05 Группировку подлодок с «Калибрами» в Средиземноморье нарастили до пяти субмарин
- 03:57 Байден борется с ростом цен на мясо
- 02:35 Slate: китаянки устали от мужчин на работе
- 02:00 Цены на бензин в России упали впервые за год
- 01:36 Atlantico: электромобили нужны только производителям
- 00:30 Поставки российской нефти в США возрастут из-за «Иды»
- вчера, 23:42 «Госуслуги» запустили мобильное приложение для водителей
- вчера, 23:11 Воспевавший Лукашенко шансонье объявлен в международный розыск
- вчера, 22:39 В Москве по делу о наркотиках арестован основатель Ostrovok.ru
- вчера, 22:06 Россия перебросила в Белоруссию свои истребители
- вчера, 21:39 Украина грозит России санкциями за Крымский мост
- вчера, 21:05 Собянин: Москву и Подмосковье объединять не будут
- вчера, 20:34 Афганским женщинам могут запретить заниматься спортивными играми
- вчера, 20:05 В США снесли статую генерала конфедератов Роберта Ли
- вчера, 19:34 В Минфине пообещали «жахнуть» ненужные объекты казны
- вчера, 19:05 В отношении замглавы инженерных войск ведется дело о взяточничестве
- вчера, 18:35 Bloomberg сообщило о начале поставок газа по «Северному потоку — 2»
- вчера, 18:04 На Украине разрешили расчеты в криптовалюте
- вчера, 17:35 Переговоры со Швейцарией о пересмотре налогового соглашения состоятся в октябре
- вчера, 17:20 Бывшего депутата Госдумы Вадима Варшавского приговорили к семи годам колонии
- вчера, 17:05 Силуанов: государство профинансирует все социальные обязательства в любом случае
- вчера, 16:34 Силуанов: Россия может финансово помочь Белоруссии
- вчера, 16:05 Росздравнадзор назвал число жалоб на последствия прививки
- вчера, 15:38 Винер-Усманова: Россия отзовет Наталью Кузьмину с должности главы техкомитета FIG
- вчера, 15:32 Приговор доценту МАИ, осужденному на 20 лет колонии за госизмену, признали законным
- вчера, 15:04 Кудрин призвал быть готовым к неопределенности на фоне пандемии
- вчера, 14:30 ФСБ подтвердила сообщение CNN об участии ЦРУ в задержании россиян в Минске
- вчера, 14:22 Мосгорсуд оставил в СИЗО акциониста, стрелявшего холостыми патронами на Красной площади
- вчера, 13:56 Мишустин: мораторий на проверки малого и среднего бизнеса будет продлен и на 2022 год
Все новости »
Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?
Фото: xload/ru.depositphotos.com –>
ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.
Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.
За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.
Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.
Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.
Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Вступит он в силу или нет, непонятно, потому что готовность СТО еще не превышает 50%. И непонятно, будет ли сам технический осмотр обязательным для частных лиц или нет, потому что глава ГИБДД высказался за отмену обязательного технического осмотра для частных лиц. А что касается того, как же сделать так, чтобы люди все-таки проходили технический осмотр, я считаю, что нужно идти по пути Америки, когда работает не принудиловка, а именно система поощрения за счет снижения стоимости полиса ОСАГО, за счет франшизы при ДТП, когда может снизиться выплата. И третье — это при оплате транспортного налога».
Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.
Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит. Существуют не очень хорошие перспективы. Плохое техническое состояние автомобиля — это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Они, я уверен, сейчас будут обращаться в ЦБ с просьбой о повышении тарифов на ОСАГО просто потому, что у них появляется аргументация: они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке — это первое. И второе — страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск».
Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.
Штрафа за езду без страховки ОСАГО в 2022 году
Размеры штрафов за езду без действительной страховки — наболевшая тема для многих владельцев транспортных средств. Особое значение она приобрела после введения электронных страховых полисов, которые водители зачастую забывают распечатать или продлить.
Предлагаем разобраться, какой штраф за езду без наличия на руках страховки ОСАГО выпишет сотрудник ГИБДД в 2022 году в следующих случаях:
у водителя вообще нет полиса;
документ остался дома;
полис не продлен или используется в непредусмотренный период года.
Какой штраф выпишут за отсутствие страховки при себе
Размеры штрафов в разных ситуациях различаются. Наиболее мягкое наказание получит водитель, у которого есть действующий (непросроченный) полис страхования, но сам документ был по оплошности забыт дома. Согласно второй части 12.3 статьи КоАП, штраф в этом случае равен 500 руб.
Такую же сумму придется заплатить владельцам электронного ОСАГО, которые не имеют при себе документа в распечатанном виде. Таким образом, забыть действующий полис дома не так уж страшно. Гораздо больший штраф полагается, если страховка просрочена или вовсе отсутствует.
Управление транспортным средством с просроченным ОСАГО
Договор страхования стандартно заключается на год, а затем продлевается. Однако некоторые водители в целях экономии не пользуются автомобилем все 12 месяцев. Машина им нужна исключительно в весенне-летний период для поездок на дачу, в отпуск на море и аналогичных целей. Такие водители-«дачники» имеют право приобрести ОСАГО всего на 6 месяцев.
Стоимость полугодового полиса ОСАГО гораздо ниже, но пользоваться им можно только в обозначенный в документе период. Если же «дачник» оказался на дороге зимой, он получит штраф 500 руб. за использование страховки в неподходящий период года (часть первая 12.37 статьи КоАП).
Штраф, если водитель не вписан в ОСАГО
Тут идет речь о ситуации, когда водителю пришлось срочно воспользоваться чужим транспортным средством (одолжил у родственника и т. п.). Времени на оформление страховки в экстренных случаях нет. Однако от ответственности это не освобождает.
Если авто остановит представитель Госавтоинспекции, придется выложить 500 рублей. Такой размер штрафа за использование авто водителем, не вписанным в ОСАГО, обозначен в первой части 12.37 статьи КоАП.
Штраф в 2022 году за непродленную страховку
Рассмотренные ранее случаи подразумевают довольно легкое наказание. Жестче карается езда с непродленной страховкой ОСАГО, — 800 руб. Такой же штраф выпишут водителю, в принципе не оформившему страховой полис после покупки автомобиля.
Фиксируют ли отсутствие ОСАГО автоматические камеры
Начиная с 2018 года, на просторах интернета периодически появляются «новости» о том, что автоматические камеры будут фиксировать автомобили без полиса автострахования.
В настоящее время эта информация ничем не подтверждена. Пока не был выписан ни один штраф за отсутствие ОСАГО благодаря фиксации камеры. Если ситуация изменится, мы сразу же сообщим об этом читателям.
Можно ли получить скидку
Действительно, такая возможность существует. В 2022 году водители, которые заплатили штраф за отсутствие страховки не позднее 20 суток с момента фиксации нарушения, получили 50% скидку. За забытый дома полис платили не 500, а 250 руб. За вовсе отсутствующий — не 800, а всего 400 руб. Так что советуем не тянуть с оплатой. Сознательным водителям закон идет на уступки.
Эвакуация вместо штрафа — такое возможно?
Эвакуация авто на штрафстоянку — страшный сон каждого водителя. Естественно, у многих возникает вопрос, нет ли такого закона, согласно которому за езду без страховки автомобиль могут отогнать на штрафстоянку, а не просто выписать владельцу штраф на месте.
Спешим вас успокоить, в 2022-ом такая мера наказания не используется. До второй трети 2014 года за отсутствие полиса страхования с авто разрешалось снимать номерные знаки. Однако сейчас столь радикальные действия запрещены.
Единственное, что можно получить за эксплуатацию авто без страховки, — штраф 500 или 800 руб. Предпосылок, что ситуация кардинально изменится в 2022 году, пока нет.
Важные моменты
Первое, о чем следует помнить водителям, — для оформления ОСАГО необходимо иметь диагностическую карту техосмотра.
Второй момент касается урегулирования ситуации на месте. Нечистоплотные сотрудники ГИБДД иногда доказывают, что забытый дома или нераспечатанный полис равносилен вовсе отсутствующему/просроченному. Если водитель не знает законов, он может поверить этому утверждению и заплатить 800, а не положенные 500 рублей.
Для предотвращения злоупотреблений рекомендуем знать соответствующие статьи КоАП о штрафах за страховку в 2022 году, а также иметь доказательства для обжалования протокола. Пока же предлагаем веселое видео о том, как правильное ведение переговоров с сотрудниками ГИБДД помогает избежать суровых взысканий.
Сколько стоит ОСАГО для новичка
Содержание
- Для чего нужна страховка ОСАГО
- От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков
- Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя
- Как самому рассчитать полис ОСАГО
При покупке автомобиля нужно обязательно приобрести полис ОСАГО . Без него ГИБДД не поставит машину на учет. Новичкам из-за отсутствия стажа страховка обходится дороже, чем опытным водителям.
Как высчитать стоимость ОСАГО для начинающих автомобилистов, от чего зависит цена и что вообще дает полис, расскажем в материале.
Для чего нужна страховка ОСАГО
Страховка ОСАГО покрывает расходы виновника в случае аварии. Ему не придется возмещать ущерб за повреждения чужого авто из собственного кармана – за него это сделает страховая компания. Также по полису страховая возмещает ущерб жизни и здоровью пострадавших. Самому виновнику ДТП затраты на ремонт автомобиля не компенсируют.
Для новичков ОСАГО имеет наибольшее значение. Из-за недостатка опыта не всегда получается предвидеть дорожные ситуации и правильно реагировать на них – риск ДТП высокий.
Полис ОСАГО входит в пакет обязательных документов для постановки на учет. Поэтому купить его нужно до обращения в ГИБДД. Десяти дней вполне достаточно, чтобы узнать стоимость ОСАГО для начинающего водителя в нескольких страховых компаниях. Несмотря на общие правила расчета, у разных страховщиков она может немного отличаться.
От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков
При оформлении страховки начинающие водители получают те же права, что и опытные. Но к ним применяется повышающий коэффициент по критерию «возраст / стаж вождения», поэтому страховка обходится дороже.
- Автомобилисты до 22 лет, имеющие стаж вождения менее трех лет.
- Автолюбители старше 23 лет, водительский стаж которых не превышает три года.
Стоимость страховки для начинающих водителей зависит от многих факторов:
- Возраста и стажа автомобилиста. Если водителю меньше 22 лет и права он получил недавно, класс водителя будет самым низким. Он не превысит значение 3.
- Коэффициента бонус-малус (1,8). Это скидка за безаварийную езду. Если в первый год молодой водитель не попадет в аварию, то его КБМ уменьшится. При оформлении нового полиса он сможет рассчитывать на скидку 5%. Если автомобилист станет участником хотя бы одного ДТП, то его класс снизится до 2, а КБМ будет равен 1,4. Новая страховка подорожает сразу на 40%.
- Типа транспортного средства. Для каждого ТС предусмотрены минимальные и максимальные базовые тарифы.
Ориентируясь по таблице, можно определить максимальный тариф для новичка, управляющего легковым авто, – 5 492 рубля.
- Региона проживания водителя. Для областей с большой аварийностью этот показатель высокий. Это Москва и Казань (2), а также Санкт-Петербург (1,8). Самый низкий коэффициент для жителей Симферополя – 0,6.
- От мощности двигателя. Для автомобилей мощностью до 50 л. с. поправочный коэффициент составляет всего 0,6. А для машин с мощностью мотора более 150 л. с. он равен 1,6. Поэтому начинающим автомобилистам не стоит рассматривать мощный транспорт. Во-первых, это удорожает полис, а во-вторых, – небезопасно при отсутствии опыта.
ОСАГО можно пробрести как на год, так и на меньший срок, допустим, на три месяца. В последнем случае полис будет стоить дешевле. Коэффициент в зависимости от срока использования будет равен 0,5, тогда как при страховании на год он заметно выше. Так как многие начинающие водители не пользуются автомобилем зимой, им нет смысла покупать годовой полис.
Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя
Для молодого водителя страховка обойдется не дешевле 8 000 рублей. Это при условии, что автомобилист возрастом до 22 лет и со стажем меньше трех лет не проживает в самых аварийных регионах и не приобрел автомобиль с очень мощным двигателем.
Страховка новичкам ОСАГО может обойтись и немного дешевле, если водителю исполнилось 23 года. Ведь основной фактор, который влияет на ее цену, это КБМ. Коэффициент бонус-малус самый высокий – 1,8 для автомобилистов, имеющих возраст до 23 лет и стаж вождения менее 3 лет. Для более взрослых автолюбителей он составляет – 1,7.
Как самому рассчитать полис ОСАГО
Рассчитать ОСАГО можно через специальные онлайн-калькуляторы. Например, для новичка, пользующегося авто в течение трех месяцев, страховка в среднем составит 7 813 рублей.
Штрафы за езду без ОСАГО
Полис ОСАГО должен быть у каждого автовладельца. Он обеспечивает страхование ответственности водителя, который может по неосторожности стать виновником аварии и нанести ущерб другим людям, имуществу или транспортным средствам на дороге. Если такое произойдет, выплату возмещения возьмет на себя страховая компания. Поскольку страхование обязательное согласно закону, за его отсутствие положены санкции. Более того, после ДТП виновник, не имеющий страховки, обязан платить потерпевшим самостоятельно.
Что покрывает ОСАГО?
Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:
- Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
- Вред здоровью или жизни людей.
- Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.
Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:
- причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Можно ли ездить без ОСАГО?
Без автогражданки ездить запрещено согласно законодательству. Любой водитель, который выедет на незастрахованном автомобиле на дорогу – нарушитель, которому полагается штраф. Даже если просрочить его уплату всего на один день, наказания не избежать.
Когда можно ездить на незастрахованном ТС
Дело в том, что ездить без ОСАГО нельзя совсем.
Закон об ОСАГО №40-ФЗ в статье 3 устанавливает принцип недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Статьей 4 Закона об ОСАГО №40-ФЗ установлена обязанность владельцев ТС страховать ответственность. При этом пункт 2 ст. 4 устанавливает обязанность застраховать ответственность до совершения регистрационных действий, но не позднее 10 дней со дня возникновения права владения. Указанная норма не содержит разрешения в эти десять дней использовать ТС без полиса ОСАГО.
Статья 12.37 КОАП и Пункт 2.1.1 (1) ПДД так же не содержат исключений по срокам в применении административного наказания.
Как перегнать машину без страховки в другой регион
Для следования автомобиля в регион регистрации стоит оформить временную автогражданку на 20 дней. В таком случае следование к месту регистрации может быть неспешным и безопасным. Но временная страховка стоит денег – в некоторых ситуациях она может достигать 20% от стоимости обычного страхования.
Какой штраф за отсутствие ОСАГО?
Наказание полагается за любой выезд без страховки независимо от дальности, причины и т.д. Но он может отличаться в зависимости от причины отсутствия страхования. Помните, что сотрудники ГИБДД имеют право выписать постановление ровно столько раз, сколько остановят незастрахованное ТС. Так что итоговая сумма может значительно вырасти.
Водитель вписан в страховку, но не имеет ее на руках
Если вы просто забыли нужный документ дома, но он у вас действительно есть, то наказание будет не слишком жестким. Таким рассеянным водителям полагается предупреждение или штраф за езду в размере 500 рублей, согласно 12.3 КоАП.
Водитель не вписан в страховку
На этом попадаются владельцы, которые допустили за руль не указанных в полисе людей.
Например, если вы выпили и попросили «трезвого шофера» подвезти на вашей машине, не имея на руках неограниченного ОСАГО, то совершили нарушение. Даже с учетом того, что в салоне находитесь и вы тоже – главное, что за рулем посторонний человек.
Если водитель не указан в страховке, то владельцу придется заплатить 500 рублей согласно части 1 ст. 12.37 КоАП.
У водителя нет актуальной страховки
При оформлении страхования можно добровольно уменьшить срок действия полиса. Это значительно его удешевляет, но и ездить с таким документом всегда нельзя. Это допустимо лишь в тот промежуток времени, который указан в документе.
Такой продукт подходит тем, кто пользуется личным автомобилем в определенное время года. Например, если человек летом и весной предпочитает ездить на работу на общественном транспорте, а зимой и осенью – на своем авто. Или если машина нужна только для поездок на дачу.
Если вы будете пользоваться машиной в «неположенное» время, на которое не распространяется страхование, то вам полагается взыскание в размере 500 рублей, согласно ч.1 ст. 12.37 КоАП.
Документ просрочен или отсутствует вообще
За полис, чей срок действия уже закончился, полагается более серьезное наказание. Водитель, который не продлил вовремя договор, получит штраф за езду в размере 800 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех, кто вообще не застраховался.
Водитель имеет фальшивый полис
Подделка документов – это куда более серьезное наказание, нежели штраф за езду без полиса ОСАГО. За это грозит следующее наказание:
- Уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ – лишение свободы сроком до 2 лет.
- Административная ответственность по ст. 12.37 КоАП – до 800 рублей.
Наказание зависит от использования фальшивого полиса. Если вы просто его покажете инспектору ГИБДД, он выпишет постановление по КоАП. А вот если понесете подделку в страховую компанию при аварии, то заработаете уголовное наказание.
Скидка при оплате штрафа
За быструю уплату добросовестные граждане могут получить скидку. Если вы успеете заплатить в бюджет за свое нарушение в течение 20 дней – то получите скидку 50%. То есть, фактически, размер взыскания уменьшится вполовину и составит от 250 до 400 рублей.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).
Фиксируют ли дорожные камеры отсутствие ОСАГО?
Система отслеживания автогражданки с помощью автоматических камер запущена в тестовом режиме в Москве. Эксперимент в 2022 году ещё продолжается. Так что точных сроков введения этой практики по всей стране пока нет.
Система определения благодаря дорожным камерам будет работать с базами данных ГИБДД и РСА следующим образом:
- Видеокамера фиксирует номер автомобиля.
- Информация отправляется в базу ГИБДД.
- Государственный номер сопоставляется с идентификационной информацией авто (номер шасси, кузова или VIN).
- По идентификационной информации машины в базе данных РСА ищется документ.
- Информация о страховке автомобиля отправляется в ГИБДД.
- При отсутствии автогражданки выписывается взыскание.
- Уведомление приходит владельцу на почту.
Если страхование есть, то переживать о новой системе не нужно. Но если оно будет просрочено хотя бы на день – то наказание последует гарантированно. Его размер не будет отличаться от стандартного – 800 рублей за каждое нарушение.
Правомерна ли эвакуация автомобиля в случае отсутствия обязательного автострахования?
Ответ прост – эвакуация транспорта на штрафстоянку в этой ситуации неправомерна и не допускается. Владелец авто вправе ехать дальше. Также сотрудники ГИБДД не имеют права снимать с транспортного средства номера, как делали это до 2014 года, или как-то иначе ограничивать свободу передвижения. Единственное наказание, предусмотренное за езду без страхования ОСАГО – это взыскание от 500 до 800 рублей.
Что делать, если штраф выписан за отсутствие распечатанной копии Е-ОСАГО?
Электронное обязательное автострахование приравнивается к обычному. Разъяснительное письмо МВД РФ No 13/12-у-4440 от 03.07.2015 об этом неоднозначно заявляет: достаточно озвучить серию и номер документа для проверки. Поэтому выписка штрафа за отсутствие распечатки незаконна. К сожалению, не все инспекторы об этом осведомлены, и им желательно это сообщить при попытке составить протокол.
Если сотрудник ГИБДД все равно выписал взыскание, то его необходимо оспаривать в судебном порядке. Простой жалобой отделаться не получится – нужно будет подавать иск и требовать отмену взыскания. После решения суда можно также подать жалобу на сотрудника в прокуратуру.
Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?
Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.
Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.
Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:
- Взять паспортные данные нарушителя.
- Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
- Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
- Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
- После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.
Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.
Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.
Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.
Заключение
Как видно, отсутствие полиса ОСАГО способно принести проблемы как водителю, так и другим участникам движения. Виновники лишатся возможности сэкономить на выплатах после ДТП, что значительно дороже, чем приобретать страховку в срок.
Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами и ограничениями, просто оформите обязательное автострахование. С ним вы избежите многочисленных штрафов и выплат из собственного кармана в случае ДТП. Защитите себя и свое имущество с помощью автогражданки уже сейчас.
Рассчитать и оформить ОСАГО можно с помощью нашего онлайн-калькулятора.