Существенные условия договора по перевозке грузов

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Читайте также:  Что такое уведомление в ГИБДД о перевозках детей

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 “Расходы на продажу”.

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет “НДС”, Кредит 19

– принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Образец договора перевозки груза (разовый), заключаемого между юридическими лицами

Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров и багажа;

По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.

Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Перевозчик обязуется доставить предъявленный ему Отправителем груз, указанный в п.1.2. настоящего договора, в пункт назначения, указанный в п.1.3. настоящего договора, и выдать его управомоченному на получение груза лицу, указанному в п.1.4. настоящего договора, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, указанную в п.3 настоящего договора.

1.2. Под грузом в настоящем договоре понимается: . Общая масса груза составляет . Стоимость груза составляет рублей.

1.3. Пунктом назначения по настоящему договору является .

1.4. Лицом, уполномоченным получить груз, является: , в дальнейшем именуемый «Получатель». Полномочия Получателя подтверждаются предъявлением Перевозчику Получателем следующих документов: .

1.5. Местом передачи груза Перевозчику Отправителем является .

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Перевозчик обязан:

2.1.1. Определить количество автотранспортных средств и их типы для осуществления перевозки груза.

2.1.2. Подать под погрузку исправный автомобиль, пригодный для перевозки груза и отвечающий санитарным требованиям, « » 2022 г.

2.1.3. Осуществить погрузку груза в месте передачи в течение .

2.1.4. Осуществить разгрузку груза в пункте назначения в течение .

2.1.5. Доставить груз в пункт назначения и выдать его Получателю .

Читайте также:  Попутные перевозки пассажиров и грузов

2.1.6. Доставить вверенный ему груз в том же состоянии, что и в момент приемки, с учетом естественной убыли или износа при надлежащей транспортировке.

2.1.7. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу согласно данному договору и нормам Законодательства РФ.

2.2. Отправитель обязан:

2.2.1. До прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить перевозочные документы, а также пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.);

2.2.2. Проверить перед погрузкой пригодность в коммерческом отношении подвижного состава для перевозки данного груза;

2.2.3. Представить Перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которому производятся прием груза к перевозке, перевозка груза и сдача его грузополучателю. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется в установленном порядке актом замера или актом взвешивания;

2.2.4. Содержать подъездные пути в пунктах погрузки и выгрузки, а также погрузочно-разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществления перевозок беспрепятственное и безопасное движение и свободное маневрирование автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью до 18 т при одновременном фронте погрузки (выгрузки) для автомобилей и средств малой механизации, автопоездов; иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, а также необходимые для погрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы;

2.2.5. Обеспечивать своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов и товарно-транспортных документов, фактическое время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и выгрузки;

2.2.6. Обеспечить принятие Получателем груза в срок, указанный в п.2.1.5. настоящего договора.

2.2.7. При непредъявлении груза или неиспользовании поданных транспортных средств по иным причинам, Отправитель обязан уплатить Перевозчику % на сумму, которую Отправитель должен оплатить согласно п.3.3. настоящего договора.

3. СУММА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Размер оплаты за перевозку составляет рублей.

3.2. Размер оплаты за услуги по погрузке и разгрузке составляет рублей.

3.3. Сумма договора составляет рублей.

3.4. Сумма договора оплачивается Отправителем не позднее « » 2022 г. путем перечисления средств на расчетный счет Перевозчика, указанный в настоящем договоре.

3.5. В случае задержки платежа Отправитель обязан уплатить пеню за каждый день просрочки в расчете % на сумму, которую Отправитель должен оплатить, указанную в п.3.3. настоящего договора.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ФОРС-МАЖОР

4.1. Сторона договора, имущественные интересы или деловая репутация которой нарушены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору другой стороной, вправе требовать полного возмещения причиненных ей этой стороной убытков, под которыми понимаются расходы, которые сторона, чье право нарушено, произвела или произведет для восстановления своих прав и интересов; утрата, порча или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые эта сторона получила бы при обычных условиях делового оборота, если бы ее права и интересы не были нарушены (упущенная выгода).

4.2. Любая из сторон настоящего договора, не исполнившая обязательства по договору или исполнившая их ненадлежащим образом, несет ответственность за упомянутое при наличии вины (умысла или неосторожности).

4.3. Отсутствие вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору доказывается стороной, нарушившей обязательства.

4.4. За сохранность груза, принятого к перевозке, перевозчик несет ответственность перед собственником груза, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, выразившееся в утрате или несвоевременной доставке груза – и перед отправителем.

4.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если невозможность их исполнения наступила в силу обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). К обстоятельствам непреодолимой силы стороны настоящего договора отнесли такие: явления стихийного характера (землетрясение, наводнение, удар молнии извержение вулкана, сель, оползень, цунами и т.п.), температуру, силу ветра и уровень осадков в месте исполнения обязательств по договору, исключающих для человека нормальную жизнедеятельность; мораторий органов власти и управления; забастовки, организованные в установленном законом порядке, и другие обстоятельства, которые могут быть определены сторонами договора как непреодолимая сила для надлежащего исполнения обязательств.

4.6. Сторона, нарушившая обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы должна письменно уведомить другую сторону о наступлении и/или прекращении действия обстоятельства непреодолимой силы в течение календарных дней со дня его начала и/или прекращения с указанием степени его влияния на надлежащее исполнение обязательств по Договору.

4.7. Сторона, своевременно письменно не уведомившая другую Сторону о наступлении и/или прекращении обстоятельств непреодолимой силы с указанием степени его влияния на надлежащие исполнение договорных обязательств, лишается права ссылаться на действие обстоятельств непреодолимой силы как на основание для освобождения от ответственности за нарушение обязательств.

5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

5.1. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего договора, стороны будут стремиться разрешать дружеским путем в порядке досудебного разбирательства: путем переговоров, обмена письмами, уточнением условий договора, составлением необходимых протоколов, дополнений и изменений, обмена телеграммами, факсами и др. При этом каждая из сторон вправе претендовать на наличие у нее в письменном виде результатов разрешения возникших вопросов.

5.2. При недостижении взаимоприемлемого решения стороны вправе передать спорный вопрос на разрешение в судебном порядке в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о порядке разрешения споров между сторонами (юридическими лицами) – участниками коммерческих, финансовых и иных отношений делового оборота.

Читайте также:  Перевозки детей по новым правилам в автомобиле с 1 января 2022

6. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ СТОРОН

6.1. По всем вопросам, не нашедшим своего решения в тексте и условиях настоящего договора, но прямо или косвенно вытекающим из отношений сторон по нему, затрагивающих имущественные интересы и деловую репутацию сторон договора, имея в виду необходимость защиты их охраняемых законом прав и интересов, стороны настоящего договора будут руководствоваться нормами и положениями действующего законодательства Российской Федерации.

7. ИЗМЕНЕНИЕ И/ИЛИ ДОПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий договор может быть изменен и/или дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон.

7.2. Последствия изменения и/или дополнения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон или судом по требованию любой из сторон договора перевозки груза.

7.3. Любые соглашения сторон по изменению и/или дополнению условий настоящего договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны сторонами договора и скреплены печатями сторон.

8. ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ (ПРОЛОНГАЦИЯ) ДОГОВОРА

8.1. При наличии в том необходимости и коммерческой целесообразности стороны настоящего договора вправе рассматривать вопрос о продлении срока действия (пролонгации) договора на определенный обоюдным решением период времени (срок) или на неопределенный срок (по выбору сторон договора) на тех же или иных, определенных сторонами, условиях.

9. ВОЗМОЖНОСТЬ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

9.1. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или судом по требованию одной из сторон только при существенном нарушении условий договора одной из сторон, или в иных случаях, предусмотренных настоящим договором или действующим законодательством. Нарушение условий договора признается существенным, когда одна из сторон его допустила действие (или бездействие), которое влечет для другой стороны такой ущерб, что дальнейшее действие договора теряет смысл, поскольку эта сторона в значительной мере лишается того, на что рассчитывала при заключении договора.

9.2. Договор может быть расторгнут сторонами его или по решению суда, если в период его действия произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, когда эти обстоятельства изменились настолько, что, если бы такие изменения можно было предвидеть заранее, договор между сторонами его вообще не был бы заключен или был бы заключен на условиях, значительно отличающихся от согласованных по настоящему договору. В случаях расторжения договора по соглашению сторон (п.9.1. договора) договор прекращает свое действие по истечении дней со дня, когда стороны достигли соглашения о расторжении заключенного между ними договора.

9.3. Последствия расторжения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон его или судом по требованию любой из сторон договора.

10. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА ВО ВРЕМЕНИ

10.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания, с которого считается заключенным и становится обязательным для сторон, заключивших его. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим только после заключения настоящего договора перевозки груза.

10.2. Настоящий договор действует в течение (до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств по нему) и прекращает свое действие « » 2022 года.

10.3. Прекращение (окончание) срока действия настоящего договора влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает стороны договора от ответственности за его нарушения, если таковые имели место при исполнении условий настоящего договора перевозки груза.

Необходимость заключения договора с транспортной компанией отправителем

Почему у отправляющей компании должен быть договор с транспортной компанией при осуществлении отправок? Есть ли установленные законодательно условия между компаниями-оптравителями и получателями, которые обязывают отправителя иметь договоры с транспортными компаниями? Какой закон это регламентирует? Нужен ли договор для разовых отправок?

Компания, осуществляющая отправление грузов грузополучателям, которая пользуется услугами перевозчика, обязана заключить соответствующий договор.

В силу п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза – заявки грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме, которая является приложением к указанному постановлению Праивтельства РФ.

В соответствии с п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Таким образом, если компания-отправитель груза, не заключив договор перевозки груза, отправляет груз грузополучателю через перевозчика, она сильно рискует, поскольку, если перевозчик не выполнит свои договоренности, компания – отправитель груза не сможет потребовать от перевозчика полного исполнения им своих договоренностей по доставке веренного ему груза.

Не стоит забывать и о существенных условиях договора перевозки.

1. Предмет договора.

Предметом договора перевозки груза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги.

Читайте также:  Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:

– основных характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);

– даты и времени отправления и доставки грузов;

– пунктов приема и доставки груза.

2. Наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

3. Срок доставки груза и порядок расчетов.

4. Характеристика предоставляемого транспорта.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Таким образом, когда у компании-отправителя заключен договор перевозки с перевозчиком, то в случае, например, если перевозчиком будет утрачен груз или доставлен не в установленные сроки, компания-отпраивтель сможет выставить перевозчику претензию.

В договоре перевозки также желательно добавить положения об ответственности сторон, например, штрафы за неподачу транспортного средства ко времени, указанному в заявке, неустойку за нарушение срока доставки груза грузополучателю, порядок компенсации перевозчиком стоимости утраченного или поврежденного груза и т.д.

Из сказанного следкет вывод – заключение договора перевозки груза обязательно. Без заключения договора перевозки существуют риски признания договора незаключенным с соответствющими правовыми последствиями, и, как уже было сказано выше, при невыполнении перевозчиком оговоренных сроков доставки у компании-отправителя не будет возможности повлиять на ситуацию.

Поэтому руководитель компании, если принимает решение отправлять грузы своим клиентам без заключения договора с перевозчиком, должен понимать соответствующие риски и адекватно их оценивать.

Особенности грузоперевозок нефтепродуктов автотранспортом

Россия обладает богатейшими запасами чёрного золота, что обусловило распространённость грузоперевозок продуктов перегонки сырой нефти. Наиболее востребованным вариантом таких перевозок является использование автомобильного транспорта. Достоинства этого метода вытекают из недостатков альтернативных способов. Морские перевозки используются преимущественно для доставки грузов в регионы, отделённые водной стихией. Железнодорожные поставки в советские времена были самыми распространёнными, но в настоящее время их актуальность резко снизилась из-за высокой стоимости и недостаточной оперативности. Так что перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом на малые/средние расстояния на сегодня является наиболее популярным подходом к решению проблемы их доставки конечному потребителю.

Как правильно перевозить нефтепродукты автотранспортом.

Виды нефтепродуктов

Данный вид материалов относится к категории легковоспламенимых жидкостей, главная опасность при транспортировке которых заключается в высоком риске воспламенения/взрыва. Примерно такой же уровень опасности исходит от паров нефтепродуктов, которые также могут являться легковоспламенимыми, а вдобавок – токсичными для человека и других высокоорганизованных представителей животного мира. Другая опасность, характерная при перевозке нефтепродуктов, – вероятность из разлива, что грозит нанесением серьёзного ущерба окружающей среде, приравниваемым к экологической катастрофе локального характера.

Вследствие этого нефть вместе с множеством производных, согласно европейской классификации ДОПОГ, приравнена к грузам третьего класса опасности. Перевозку нефтепродуктов следует осуществляться в соответствии с действующими правилами, распространяющимися на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных. Существует несколько общепринятых критериев классификации нефтепродуктов. В частности, по агрегатному состоянию вещества, находящегося в естественных условиях (давлении/температуре), они подразделяются на следующие категории:

  • газообразные нефтепродукты;
  • находящиеся в жидком состоянии;
  • твёрдые.

Автотранспортом допускается транспортировка только двух последних категорий. Согласно совокупности физико-химических свойств нефтепродукты можно разделить на следующие большие группы:

  • топливо (дизельное, реактивное, бензиновое, авиакеросин);
  • масла (индустриальные, для ДВС и электромоторов, трансмиссионные, судовые, трансформаторные, для изоляционной продукции, гидравлические и др.);
  • технологические вязкие смазки, вещества для консервации техники;
  • твёрдые нефтепродукты (битум, парафин);
  • специальные вещества.

Более обобщённая классификация предполагает разделение нефтепродуктов на светлые и тёмные. К первым принято относить продукты нефтеперегонки, характеризующиеся невысокой вязкостью и достаточно качественной очисткой. Это практически весь спектр топливных материалов. К тёмным нефтепродуктами относят жидкости с высокой концентрацией нефтяных фракций, что обуславливает их высокую степень вязкости и плотности. Ввиду низкой температуры застывания тёмные нефтепродукты необходимо перевозить в условиях постоянного подогрева. К этой категории нефтепродуктам относят битум, мазут, некоторые разновидности масел, сырую нефть и другие нефтесодержащие вещества.

Поскольку любые нефтепродукты подвержены самовоспламенению, предосторожность при транспортировке нефти и производных автотранспортом должна ставиться во главу угла. Любая ошибка грозит экологическим бедствием, устранить которое будет чрезвычайно сложно. Существует также реальная угроза для жизни/здоровья людей, оказавшихся в непосредственной близости от транспортного средства, перевозящего опасный груз.

Подвижной состав для транспортировки нефтепродуктов

Большая часть разновидностей нефтепродуктов доставляется к месту назначения с использованием бестарного метода, предполагающего применение специализированного подвижного состава. Классификация СПС:

  • бензовозы (автоцистерны, используемые для перевозки таких нефтепродуктов, как масла, моторное топливо, смазочные материалы, жидкие растворители, другие вещества со сходными физико-химическими характеристиками);
  • топливозаправщики (специализированные бензовозы, оснащенные насосным оборудованием для дозированного скачивания);
  • битумовозы (специализированные автоцистерны, оснащённые горелкой для подогрева перевозимого битума);
  • газовозы (специализированные автоцистерны, позволяющие перевозить сжиженные газы под высоким давлением), оснащённые насосным оборудованием для перекачки СГ в стационарные резервуары;
  • автогудронаторы; (специализированные автоцистерны, оснащённые механизмом, обеспечивающим равномерное распределение битума при укладке дорожного полотна);
  • газовозы, специализирующиеся на транспортировке бытовых баллонов со сжиженным газом.

Перевозка отдельных разновидностей нефтепродуктов может производиться с использованием ТС общего назначения, которые дооборудованы приспособлениями, обеспечивающими соблюдение правил транспортировки. В некоторых случаях разрешается задействовать обычные грузовики (если нефтепродукты перевозятся в специальной таре, регламентированной требованиями ГОСТ 1511/85). Правила перевозки ОГ позволяют транспортировать нефть и её производные с использованием обычного подвижного состава (при условии, что объёмы перевозок находятся в пределах установленных норм: бензин – не более 33 литров, дизтопливо – в пределах 1000 литров).

Транспортировка крупных партий продуктов светлой нефтехимии производится с использованием прицепов-цистерн или полуприцепов-цистерн. Эта разновидность подвижных составов обеспечивает минимизацию себестоимости перевозки нефти автотранспортом посредством оптимального посекционного распределения горючей жидкости. Контейнерные перевозки продуктов светлой нефтехимии актуальны, если их доставка планируется в отдалённые регионы. Контейнеры очень удобны и как практичный полевой ПС.

Стандартный объем таких контейнеров находится в пределах 1.0– 5.0 кубометров, а для их перевозки можно использовать тентованные бортовые грузовики марок ЗИЛ или ГАЗ.

Тара для перевозки НП

Вязкие масла и жидкие составы (растворители, топливо всех разновидностей) перевозятся с использованием канистр и аналогичной тары ёмкостью 5-60 литров. Если требуется тара большего объёма, допускается применение бочек (полиэтиленовых или металлических) ёмкостью 50-250 литров. Правила перевозки ОВ лимитируют объём такой тары для транспортировки конкретных веществ (для дизтоплива это 60 литров), но если требуется ёмкость большего объёма, это допустимо, но на тару должно быть нанесена соответствующее буквенно-цифровое обозначение.

В соответствии с Правилами, заполнять канистры или бочки нужно не полностью – максимально на 95% от объёма.

Нефтепродукты, предназначенные для продажи в розничной сети в категории товарных нефтепродуктов, как правило, фасуются в заводскую упаковку и перевозятся в ящиках/коробках или посредством размещения на поддонах с обязательной упаковкой в термоплёнку. Для транспортировки небольшого ассортимента твёрдых продуктов переработки нефти (битум, парафин) допускается использование обычной тары – картонных коробок, ящиков, барабанов и аналогичных тарных ёмкостей

Читайте также:  Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Перевозка жидких нефтепродуктов автотранспортом общего назначения в оптовых объемах осуществляется с применением флекситанков – эластичных многослойных мешков, предназначенных для размещения в контейнерах. Объём такой тары варьируется в пределах 10000-25000 литров. Но чаще всего для перевозки нефтепродуктов используются автоцистерны, обеспечивающие соблюдение всех требований и правил безопасности при перевозках опасных грузов. Обладая полностью герметичным корпусом овальной формы (оптимальным в плане аэродинамики), они оборудуются:

  • задвижкой клиновидной формы для удобного слива перевозимых продуктов;
  • специальным патрубком, предназначенным для заливки в ёмкость жидкостей маслянистой консистенции;
  • указателем уровня жидкости стержневого типа;
  • дыхательным клапаном, обеспечивающим надёжную герметизацию резервуара;
  • насосным оборудованием насосом и системой шлангов;
  • съёмными волнорезами, предназначенными для минимизации ударной волны, возникающей при ускорении/торможении во время движения ТС.

Автоцистерны, предназначенные для доставки тёмных нефтепродуктов, дополнительно оснащаются нагревательным оборудованием с целью поддержки заданного температурного режима. Все автоцистерны имеют в своем составе огнетушители и заземляющие приспособления, предназначенные для отвода возникающего при заправке/сливе нефтепродуктов статического электричества.

Требования к транспортировке НП

Грузовые автомобили вместе с полуприцепами и прицепами, используемые для транспортировки большинства разновидностей продуктов перегонки нефти, должны соответствовать ряду требований, описанных в Правилах перевозки ОГ. Перечислим эти требования:

  • ТС необходимо оснастить таким образом, чтобы обеспечить соблюдение мер пожарной безопасности. В их число входит обеспечение наличия в кабине выключателя «массы», обеспечивающего аварийное отключение электропитания транспортного средства, оснащение подвижного состава глушителем с пламегасителем и фронтальным расположением оконечного устройства (выхлопной трубы), заземляющей металлической цепью, противоподкатными бамперами, средствами защиты цистерны и системы трубопроводов от механических ударов, при опрокидывании ТС;
  • транспортное средство должно быть оснащено маркировкой, предупреждающей о перевозке груза, относящегося к категории опасных (включая заметную издалека надпись «Огнеопасно» и соответствующие информационные таблички);
  • автоцистерны для перевозки обширного спектра нефтепродуктов должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими максимальную остойчивость подвижного состава;
  • цистерны должны иметь специальную окраску;
  • подвижный состав должен быть укомплектован средствами ИЗ водителя и всех сопровождающих опасный груз лиц, а также стандартными средствами пожаротушения (песком, багром, лопатой, двумя или более огнетушителями, кошмой);
  • такой спецтранспорт оборудуется сигнальными средствами, могущими работать в автономном режиме (спаренные фонари оранжевого цвета).

Доставка мазута и других светлых/тёмных нефтепродуктов автотранспортом должна осуществляться по маршруту, согласованному с представителями ГИБДД. Недопустимой является транспортировка в тёмное время суток. На отвечающее всем вышеперечисленным требованиям транспортное средство оформляется допуск в соответствии с правилами ДОПОГ в отношении конкретного вида продуктов переработки нефти.

Требования к водителям

Согласно правилам, регламентирующим перевозку всех разновидностей нефтепродуктов автотранспортом, водители, задействованные для этих целей, должны в установленном Правилами порядке пройти специальный курс обучения и получить удостоверение, разрешающее допуск к транспортировке ОГ. Кроме общего инструктажа по ТБ, перед каждым выездом должен проводиться дополнительный инструктаж, объясняющий правила и особенности транспортировки конкретной разновидности нефтепродуктов. Это позволит водителям правильно реагировать на возникновение любых нештатных ситуаций, возникающих на пути следования подвижного состава.

Условия безопасной перевозки лёгких/тяжёлых нефтепродуктов автомобильным транспортом предполагают обращение особого внимания вопросам, касающимся защите персонала, участвующего в транспортировке. В частности, в число таких мер входит использование индивидуальных защитных средств при выполнении погрузки/разгрузки, ремонте автоцистерн, позволяющих защитить людей от вредного воздействия токсичных паров.

Документы, требуемые для перевозки нефтепродуктов

Основным документом при осуществлении перевозок нефтепродуктов автотранспортом является договор, заключаемый между грузообладателем и перевозчиком. Этот документ дополняется транспортной накладной отечественной формы или аналогичным документом международного образца. Наличие ТН является обязательным условием перевозок опасных грузов. Составление этого документа – прерогатива грузоотправителя (иногда – грузополучателя или компании, уполномоченной на отправку нефтепродуктов по просьбе клиента). Кроме договора и ТН, согласно нормативно-законодательной базе РФ, необходимо оформить пакет сопроводительных документов на транспортируемый груз.

В него входят документы, которые могут быть востребованными таможенными, карантинными, санитарными службами. Рекомендуется иметь сертификаты на весь ассортимент перевозимых продуктов переработки нефти, паспорт качества продукции, а также все другие документы и удостоверения, которые могут выдаваться уполномоченными органами на конкретную разновидность груза:

  • путевой лист с наличием соответствующей опасному грузу маркировкой;
  • свидетельство европейских правил ДОПОГ, выдаваемое на конкретное ТС;
  • удостоверение о допуске водителя к транспортировке ОГ;
  • согласованный маршрут передвижения;
  • инструкцию, регламентирующую действия персонала в случае возникновения на маршруте следования непредвиденной ситуации;
  • информационный лист (сведения обо всех ответственных лицах, задействованных в грузоперевозках, с указанием их контактных данных).

Отметим, что соблюдение правил и требований при транспортировке нефти и её производных является обязательным условием, обеспечивающим наряду с дисциплинированностью водителя требуемый уровень безопасности.

Перевозка нефти и нефтепродуктов автомобильным транспортом: правила и особенности

Для России с ее огромной территорией и различными климатическими зонами, обычным делом является тот факт, что в некоторые населенные пункты никаким другим транспортом, кроме автомобилей и авиации не доберешься. А перевозка нефтепродуктов (НП) должна осуществляться и в крупные города, и в очень удаленные населенные пункты страны. Железнодорожный и морской транспорт могут добраться не везде и имеют достаточно долгий срок транспортировки нефти. Авиаперевозки для транспортной перевозки нефтепродуктов не выгодны, а значит перевозка нефти автотранспортом будет более практична в таких случаях.

Читайте также:  Основные разновидности пассажирских перевозок

Виды нефтепродуктов, их классификация

Чтобы правильно подобрать транспортное средство для перевозки нефтепродуктов, их необходимо правильно классифицировать. Существуют несколько критериев различия. По агрегатному состоянию различают следующие виды НП в:

  • газообразном;
  • жидком;
  • твердом состоянии.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом подлежат только жидкие и твердые виды НП.

По физическим свойствам НП можно разделить на следующие виды:

  • топливо (к этому пункту относятся все виды топливных жидкостей, например, бензин, керосин, дизельное и реактивное топливо и т.д.);
  • масла (все виды);
  • вязкие и пластические вещества (изоляционные материалы, консервационные материалы для механизмов, смазки и т.д.);
  • горячий битум (особенности позволяют выделять это вещество в отдельный вид);
  • твердые нефтепродукты (парафин, битум и другие);
  • спец.вещества.

Данные виды обобщают по цвету: светлые и темные. В данном разделении значение имеет наличие переработки и очистки. Практически все виды топлива относятся к светлой категории нефтепродуктов. У темных видов НП большая концентрация нефтяных составляющих, что повышает уровень вязкости продукта. Это влияет на особенности и условия перевозки нефтепродуктов, многие из них приходится перевозить с постоянным подогревом, чтобы избежать их излишнего загустения.

Важно: транспортировка нефти и нефтепродуктов может нести две основные угрозы:

  • опасностью воспламенения и взрыва как самих веществ, так и их паров, что может привести к техногенной аварии разной локализации;
  • способностью нанести вред людям, животным и окружающей среде, в случае разлива, что грозит экологическим бедствием разного масштаба.

Поэтому нефтепродукты относят к третьему классу опасности грузов. Автомобильные перевозки нефтепродуктов должны осуществляться в соответствии с требованиями ДОПОГ (международным правилам по дорожной перевозке опасных грузов).

Безопасность для окружающих и экологии всегда ставятся в приоритет. Никакие горящие сроки или производственная необходимость не могут быть причиной для нарушения требований безопасности и правил автомобильных перевозок нефтепродуктов.

Более подробно о перевозках опасных грузов в нашей стране можно ознакомиться в статье: «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом».

Тара для перевозки нефтепродуктов

Автомобильные перевозки нефти и нефтепродуктов могут осуществляться как тарным, так и бестарным способом. ГОСТ 1510-84 регламентирует все виды тары для перевозки НП.

Тарный способ перевозки нефтепродуктов

Небольшие партии нефтепродуктов практичнее транспортировать тарным способом. При этом используют следующие виды тары:

  • бочки из металла или дерева;
  • баллоны из металла;
  • барабаны из картона, дерева, металла;
  • канистры из металла или полимеров;
  • ящики деревянные, картонные;
  • мешки из картона или дерева.

Жидкие нефтепродукты по требованиям безопасности наливают не больше 95% емкости, твердые — на полный объем.

Применяют несколько видов упаковки, что создает многоуровневую защиту. Так для розничной торговли штучные упаковки перевозят в ящиках, установленных на поддоны и надежно обмотанных термопленкой. При этом используют обычные бортовые или тентованные грузовые автомобили, дополнительно оборудованные средствами безопасности.

Иногда для перевозки крупных партий нефтепродуктов используют специальные флекситанки (специальные мешки, изготовленные из многослойных материалов), они бывают емкостью от 10 до 25 тысяч литров. Такие емкости помещают в контейнеры.

Ящики, коробки и барабаны используют для нефтепродуктов в твердом состоянии, для жидких видов применяют бочки, канистры различного объема. Для каждого вида топлива установлен предельный объем разовой тары.

Важно: нельзя перевозить в цистернах маленькое количество нефтепродуктов, при этом заполнение резервуара не достигает безопасного уровня. Возникает угроза самовоспламенения и взрыва. Поэтому более безопасно небольшие объемы нефтепродуктов перевозить, упакованным в тару. Или применять специальные автоцистерны, в которых произведено разделение на отсеки с небольшим объемом.

Бестарный способ перевозки

Для бестарного способа перевозки нефтепродуктов применяют специальные средства передвижения (ССП), оборудованные под различные виды НП.

  1. Бензовозы используют для перемещения всех видом моторного топлива (бензин, дизельное топливо), масла, растворители, жидкие смазочные материалы и другие похожие по физическим свойствам продукты.
  2. Топливозаправщики, оборудованные дополнительными насосами и приспособлениями для полного и дозированного скачивания.
  3. Газовозы, которые предназначены для транспортировки газов в жидком состоянии под давлением.
  4. Газовозы, специально предназначенные для перевозки газовых баллонов.
  5. Битумовозы, которые обеспечивают постоянный нагрев содержимого резервуара.
  6. Другие виды ССП.

Современные автоцистерны для перевозки нефтепродуктов оборудуют дополнительно дыхательными клапанами, которые обеспечивают дополнительную защиту герметичности. А также устанавливают специальные съемные волнорезы, которые гасят волновое движение нефтепродуктов в цистерне во время ускорений и торможения транспортного средства.

Важно: требования безопасности ограничивают заполнение объема тары жидкими нефтепродуктами не более, чем на 95%. Твердыми НП можно заполнять тару на 100%.

Виды подвижных составов для перевозки нефтепродуктов и их оснащение

Транспорт для перевозки нефтепродуктов может состоять только из одного прицепа или полуприцепа. Применяют также автоцистерны, разделенные на секции, для перевозки различных видов нефтепродуктов в одной машине. Обязательными элементами оснащения являются:

  • минимум один упор против отката, соразмерный весу транспортного средства и размерам колес;
  • два светоотражающих предупреждающих знака на опорах или два автономных электрических мигающих желтых фонаря;
  • яркая куртка или другая одежда на каждом участнике экипажа;
  • персональные средства защиты у каждого сотрудника;
  • карманные фонари у каждого сотрудника;
  • при отсутствии стационарной установки пожаротушения на подвижном составе, огнетушитель, емкость которого позволит потушить возгорание в моторе или другом участке транспортного средства;
  • отдельный огнетушитель для тушения возгорания груза, расположенный непосредственно рядом с цистерной;
  • цистерна должна быть оснащена специальным защитным бампером сзади, расположенном на всей длине цистерны и отстоящем от края цистерны не меньше, чем на 100 мм.
Читайте также:  Перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Обязательными элементами конструкции подвижного состава являются:

  • антиблокировочная система торможения;
  • аварийный тормоз;
  • система полного отключения электропитания, расположенная в кабине;
  • система заземления;
  • изоляция нагревающихся деталей двигателя и оборудования от перевозимых грузов;
  • защита топливных баков от повреждений и разлива топлива в сторону цистерны;
  • специальная система вывода выхлопных газов, исключающая нагрев перевозимых нефтепродуктов;
  • дополнительные средства для тушения пожаров: багор, лопата, песок и т.д.;
  • специальная окраска и маркировка подвижного состава, свидетельствующая об опасном грузе, специальные таблички, информирующие о классе опасности груза, надписи «Огнеопасно».

Оборудование автоцистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов

Обязательным условием конструкции является овальная форма цистерны, которая обеспечивает оптимальные аэродинамические показатели.

Современные требования к цистернам для перевозки нефтепродуктов также диктуют следующие обязательные элементы оснащения автоцистерн для перевозки нефтепродуктов:

  • полная герметичность резервуара, регулируемая специальным клапаном;
  • наличие защиты от статического электричества;
  • используемое напряжение не выше 24V;
  • конструкция должна обладать максимальной устойчивостью и защитой от опрокидывания;
  • системой контроля уровня налитой жидкости;
  • специальными трубками для налива маслянистых нефтепродуктов.

Автомобильные цистерны для перевозки нефтепродуктов не могут быть оборудованы осветительными приборами с открытым пламенем.

Когда возможная перевозка нефти и нефтепродуктов обычными грузовыми автомобилями?

Иногда для транспортировки нефтепродуктов пользуются обычными грузовыми машинами. Основополагающим требованием будет контроль объема транспортируемых НП (бензин до 333 л, ДТ до 1000 л). При совместной перевозке двух видов топлива, совокупный объем не должен превышать 1000 л.

Правила перевозки нефтепродуктов

Перевозка нефтепродуктов автотранспортом должно производиться под строгим соблюдением ряда правил перевозки нефти.

Перед погрузкой внутреннюю часть резервуара осматривают, при необходимости очищают. Для перевозки битума, используют высушенные резервуары. Нельзя допускать смешивания различных видов нефтепродуктов.

При перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом недопустимо уменьшение сроков доставки, требующее превышения допустимой скорости, что связано с требованиями безопасности.

Организация перевозки нефтепродуктов осуществляется в светлое время суток, маршрут согласовывается с органами ГИБДД, он прокладывается в обход центральных улиц населенных пунктов, и мест скопления людей и транспорта. По возможности необходимо выбирать объездные пути доставки.

Требования к автомобилю

В России действует разрешительная система перевозки опасных грузов. То есть для того, чтобы заниматься транспортировкой нефтепродуктов, нужно получить в Минтранспорте региона специальное разрешение, которое выдается после технического осмотра транспортного средства на выполнение требований ДОПОГ и ГОСТов, действующих в Российской Федерации. Разрешение выдается на конкретное транспортное средство, в нем четко прописываются виды нефтепродуктов, разрешенных к перевозке на данном автомобиле. Лицензия для транспортировки нефтепродуктов не требуется.

Допуск на транспортное средство для перевозки нефтепродуктов выдается максимум на 6 месяцев и требует периодического продления. При осмотре проверяется техническое состояние автомобиля, правильность нанесенной маркировки. Если были внесены изменения в конструкцию, маркировка не соответствует правилам, в выдаче разрешения могут отказать. Перевозка нефтепродуктов без разрешения чревата наложением существенных штрафных санкций и ареста транспортного средства.

Такие требования обусловлены требованиям безопасности, любые нарушения могут привести к крупной аварии, в которой могут пострадать люди, строения и экология. Все регламенты безопасности написаны не бездумно, и оплачены человеческими жертвами и большими разрушениями.

Требования к водителю

Для допуска к работе по транспортировке нефтепродуктов, водитель должен пройти специальное обучение. После него выдается удостоверение установленного образца, которое должно быть с собой на маршруте.

Кроме общего обучения обязательно проведение периодических инструктажей по конкретным видам топлива, свойствам и рискам при работе с ними. А также правилам поведения во внештатных ситуациях, регламентом действий, правилам обращения с техникой для пожаротушения.

С водителями до автоматизма отрабатываются порядок действий при ЧП и отказе оборудования. Также водители должны обучаться правилам пользования СИЗ и навыкам оказания первой медицинской помощи.

Перед рейсом водители проходят обязательный медосмотр на состояние здоровья для избегания аварийных ситуаций, вызванных плохим самочувствием сотрудника.

Перед выездом на маршрут водитель самостоятельно производит осмотр технического состояния автомобиля, удостоверяется в наличии всех необходимых документов, СИЗ, проверяет герметичность резервуаров и целостность пломб.

Необходимые документы для перевозки нефтепродуктов

Для транспортировки нефти и нефтепродуктов должен быть в наличии следующий пакет документации:

  • договор на перевозку нефтепродуктов, акт-заказ;
  • товарно-транспортные документы установленного образца (тн, ттн, упд и т.д.);
  • бумаги, гарантирующие свойства и качество перевозимых веществ (сертификаты, санитарные свидетельства и т.д.);
  • путевой лист с отметкой об опасном грузе;
  • свидетельство о допуске по ДОПОГ на автомобиль;
  • документы, свидетельствующие о допуске водителя к перевозке ОГ;
  • согласованный с органами ГИБДД, маршрут следования;
  • информация о участниках экипажа, контактные данные лиц, с которыми необходимо связаться в случае нештатной ситуации.

Ответственность за несоблюдение правил перевозки нефтепродуктов

За нарушение правил перевозки НП, относящихся к опасным грузам законодательством предусмотрены серьезные санкции.

  1. Для физических лиц — штраф 2000-2500 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев.
  2. Для должностных лиц, несущих ответственность за транспортировку НП, штраф увеличивается — 15000-20000 рублей.
  3. Для юридических лиц сумма штрафа составит 150000-250000 рублей.
Читайте также:  Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Штрафы не маленькие, особенно для транспортных предприятий. Поэтому необходимо следить за выполнением требований. Ведь они возникла не на пустом месте. Правила оправданы сохранением безопасности для водителя, окружающих, имущества и окружающей среды.

Заключение

Автомобильные перевозки нефти и нефтепродуктов даже в пределах одного населенного пункта является мероприятием, несущим потенциальную угрозу. Для избегания данной угрозы необходимо ответственно и максимально серьезно относится ко всем нюансам, которые возникают на каждом этапе данного процесса. Выше указанные требования к перевозке нефтепродуктов позволяют сократить вероятность возникновения нештатной ситуации, несущей угрозу, более, чем на 50%.

Привлечение автомобильного транспорта для транспортировки нефти и нефтепродуктов получило распространение, так как обеспечивает большую доступность для большей части населенных пунктов страны. А привлечение надежных и ответственных перевозчиком лишает заказчиков головной боли и обеспечивает уверенность в своевременной доставке нефтепродуктов по назначению. Поэтому транспортировка нефти в России автомобильным транспортом столь востребована, но, одновременно, и технологически сложна.

Также вашему вниманию предлагаем лекцию о перевозке наливных грузов с наглядным методическим материалом.

Автоцистерны для перевозки наливных грузов

Перевозка наливных грузов автоцистернами

Доставка наливных грузов автоцистернами, это транспортировка любых жидких веществ, которые не имеют собственной тары для перевозки. Услуги перевозки жидких грузов цистернами, достаточно востребовананы на рынке наливных грузоперевозок. Для оказания качественный и недорогих транспортных услуг, автопарк нашей компании имеет специальные автоцистерны для перевозки всех видов наливных продуктов и опасных жидких веществ .

Перевозки ЦИСТЕРНАМИ 20 тонн

  • Перевозка наливных грузов в автоцистернах осуществляется по всей России и в страны СНГ;
  • Тарифы на перевозку наливных грузов в автоцистерне 20 тонн рассчитаны за 1 километр пути.

ЗАКАЗАТЬ ПЕРЕВОЗКУ НАЛИВНОГО ГРУЗА

Наши цистерны для перевозки наливных грузов есть во всех федеральных округах и городах России. Наша транспортная компания готова организовать междугородние и международные грузоперевозки из любого города России, на любые расстояния и в страны СНГ. Обращайтесь в надёжную транспортную компанию ТрансАвтоЦистерна. Мы оказываем качественные и недорогие транспортные услуги перевозки жидких грузов в автоцистернах . Наша организация позиционируется, как проверенный перевозчик наливных грузов. М ы готовы оказать услуги перевозки жидких грузов для организаций и юридических лиц, которые работают на общей системе налогообложения с НДС или упрощённой форме без НДС.

Многолетний, профессиональный опыт перевозки наливных грузов в автоцистернах и танк-контейнерах даёт нам чёткое, понимание материальной ответственности за качество и безопасность предлагаемых транспортных услуг .

В автоцистернах и танк-контейнерах мы перевозим опасные и неопасные жидкости с различными свойствами. Неопасные наливные грузы, это жидкие пищевые продукты и некоторые химические вещества, которые не обладают опасными свойствами. Опасные наливные грузы, это химические вещества, светлые и тёмные нефтепродукты ГСМ, которые обладают опасными свойствами. Транспортировка опасных грузов производится в специальных автоцистернах по правилам ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) и ПОГАТ (перевозка опасных грузов автомобильным транспортом).

Перевозки пищевых жидкостей

Пищевые автоцистерны и танк-контейнеры осуществляют доставку, перевозку и транспортировку жидких пищевых продуктов: растительные масла, рапсовое масло, оливковое масло, арахисовое масло, пальмовое масло, масло из рисовых отрубей, кукурузное масло, соевое масло, соевый соус, сорбитол, соусы и пасты пищевые, жиры, молоко и молочные продукты, глюкоза, горячий шоколад, вино и виноматериалы, сиропы и их консерванты, карамельные красители, варенье и джемы, патока, соки и соковые концентраты, вода, коньяк, пиво, квас, уксус и многие другие наливные продукты пищевой промышленности.

Перевозки химических веществ

Химические автоцистерны и танк-контейнеры осуществляют перевозку, доставку и транспортировку следующих наливных химических грузов: Формальдегидная смола КФК, парафиновая эмульсия, толуол, тиосульфат аммония, ацетон, кислоты, щелочи, растворители, метанол, биоэтанол, минеральные удобрения, соляная кислота, азотная кислота, гипохлорит натрия, глицерин, изопропиловый спирт, бутиловый спирт, анилин, нефрас, флотореагент, хлорпарафин, этилацетат, пластификаторы, аммиачная вода, лигносульфонат ЛСТ, латекс, ланолин, водорастворимые краски и ЛКМ, моющие средства, шампуни, ПАВ, реагенты, эмульсии, этиленгликоль, охлаждающие жидкости СОЖ, присадки, тосол, антифриз, полиол, стирол, глицерин, чернила и прочие жидкости химической отрасли.

Перевозки светлых нефтепродуктов

Автоцистерны, бензовозы осуществляют перевозку, доставку и транспортировку следующих светлых нефтепродуктов ГСМ: бензин автомобильный, бензин авиационный, бензин прямогонный, БГС, БПЦ, дизельное топливо, печное топливо, маловязкое судовое топливо, керосин, высокооктановые добавки, биодизель, базовые масла, техническое, масло индустриальное, масло моторное, масло трансформаторное, отработанное масло, минеральные масла и т.д.

Перевозки тёмных нефтепродуктов

Автоцистерны, битумовозы или мазутовозы осуществляют доставку следующих тёмных нефтепродуктов: автол, битумы вязких марок, битумы жидких марок, депрессатор АзНИИ, деэмульгатор (контакт черный нейтрализованный), лакайль, мазут-мягчитель, мазут прямой гонки, мазут смазочный, мазуты топочные, мазут флотский, масла минеральные темные, масло сланцевое, масло соляровое, нефть сырая, нефтяное сырье для производства олифы, ниогрин, остатки нефтяные тяжелые, пек жидкий, полугудрон, смола нефтяная тяжелая, смеси отработанных нефтепродуктов, сульфофрезол, сырье нефтяное для производства технического углерода, топливо моторное, топливо нефтяное.

Оборудование автоцистерн:

  • Разделённые отсеки для одновременной доставки нескольких видов наливного груза;
  • Раздельный слив, как для каждого отсека, так и в общую магистраль;
  • Донные клапана предотвращают утечку жидкого груза при движении и стоянке;
  • Воздушный компрессор для быстрой выгрузки наливного груза из автоцистерны;
  • Площадка обслуживания для удобства доступа к заливным горловинам цистерны;
  • Перепускные и дыхательные клапана для сброса лишнего давления;
  • Устройство заземления для отвода статического электричества;
  • Температурные датчики находятся в каждом отсеке ёмкости ППЦ;
  • Автономный подогрев для поддержания заданной температуры перевозимого продукта;
  • Паровая рубашка для бесконтактного разогрева груза от источника пара или горячей воды;
  • Сливные рукава (шланги) длиной до 10 метров произведены из кислотостойких материалов;
  • Быстро разъемные соединения диаметром до 100 мм. выполнены из коррозионностойких материалов;
  • Глонасс или GPS навигация для отслеживания маршрута движения автомобиля;
  • ППЦ могут быть изготовлены из чёрной стали, алюминия, нержавеющей стали или из стеклопластика;
  • Термоизоляция, изотермических ППЦ обеспечивает температурные колебания груза до 3℃ в сутки;
  • Разрешение ДОПОГ на ТС и свидетельство у водителя для перевозки опасных грузов 3, 4, 5, 6, 8, 9 классов;
  • Прочее современное оборудование АЦ по правилам перевозки опасных грузов автотранспортом.
Читайте также:  Попутные перевозки пассажиров и грузов

Нужна автоцистерна для перевозки?

Тогда ЗВОНИТЕ нам или оставьте ЗАЯВКУ на перевозку груза . Мы перевозим наливные грузы по всей России и в СНГ. Если вам нужен надежный и добросовестный партнер для оказания грузовых услуг , компания ТрансАвтоЦистерна – это правильный выбор!

Правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Внушительные запасы нефти в недрах российской земли интересны не только коренным жителям, но и заграничным покупателям. Для транспортировки сырья и его производных по миру требуется использовать различный транспорт. Однако, учитывая, что автомобильные дороги существуют даже в отдаленных населенных пунктах, то перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом наиболее популярна и доступна.

  1. Виды нефтепродуктов
  2. Подвижной состав
  3. Тара для перевозки
  4. Требования
  5. К подвижному составу
  6. К водителю
  7. Документация
  8. Заключение

Виды нефтепродуктов

Нефтепродукты (НП) — широкое понятие, объединяющее в себе как сырую нефть, так множество ее производных. Хоть эти материалы и отличаются физическими и химическими показателями, но практически всем требуются специфичные условия транспортировки. Наличие особых условий связано также с тем, что производные черного золота обозначаются как опасные грузы третьего класса (согласно международной классификации ДОПОГ). Агрегатное состояние НП в не агрессивной среде и естественных условиях определяет их классификацию на:

  • газообразные;
  • жидкие;
  • твердые.

Наземными путями при помощи автомобильного транспорта перевозят только два вида — жидкие и твердые продукты.

Различают нефтяные производные не только по физическим параметрам, но и по цвету:

  1. Светлые. Под этим понятием находятся НП после перегонки, для которых характерна качественная очистка от примесей и минимальная вязкость (например, моторное топливо).
  2. Темные. Сюда входят вещества с большим количеством нефтяных фракций. То есть сюда относят продукты с высоким уровнем вязкости (например битум, нефть-сырец).

В то же время существует более удобная классификация производных нефти, основанная на физико-химических характеристиках:

  • Горючее. В эту группу относят любое топливо — бензин, авиационный керосин, дизельное, реактивное и прочие разновидности.
  • Масло. Объединяет все типы нефтяных масел — моторное, трансформаторное, гидравлическое, трансмиссионные, изоляционные и другие типы.
  • Твердые производные. Сюда входят холодный битум, парафин, церебрин и т. п.
  • Горячий битум.
  • Вязкие смазки. Сюда включены смазки технологического и пластического характера, а также материалы для изоляции.
  • Специальные вещества.

При перевозке продуктов нефти особое внимание уделяют безопасности. В обязательном порядке контролю подвергается транспорт, перевозящий экологически опасные НП.

Подвижной состав

Большая часть производных нефти доставляют в место назначения без упаковки в специальную тару. Такой метод называется бестарным.

Для того чтобы максимально безопасно транспортировать нефтяные продукты в пункт назначения, требуются автомобили со специфичным оснащением. Такой транспорт именуют специальным подвижным составом (СПС).

Подвижные составы также классифицируют на разные группы:

  1. Бензовозы. В категорию включены автомобильные цистерны, предназначенные для перемещения нефтяных жидких масел, моторного горючего, растворителей и других подобных веществ со схожими характеристиками.
  2. Топливозаправщики. Так называют бензовозы, у которых в оснащении имеется специальное насосное оборудование для принудительного дозированного слива опасного груза.
  3. Битумовозы. Автомобильные цистерны для перевозки горячего битума, оборудованные устройством подогрева перевозимого НП.
  4. Автогудронаторы. Цистерны, которые оборудованы механизмами для обеспечения равномерной подачи битума при осуществлении дорожных работ.
  5. Газовозы. Подвижные составы, предназначенные для транспортировки сжиженных газов под действием высокого давления. Такие СПС оборудуют насосными устройствами для перекачивания сжиженных веществ в резервуары длительного хранения.
  6. Газовозы для перемещения баллонов со сжиженным газом бытового назначения.
  7. Другие менее востребованные СПС.

Некоторые типы подвижных составов используют для перевозки НП разной вязкости и плотности. Чаще всего в эксплуатацию попадают автомобили общего назначения, которые дополняют оборудованием для перевозки конкретного продукта. Также возникают случаи, когда для транспортировки используют обычные грузовые автомобили. Главным условием в таких ситуациях является контроль объема перевозимого груза (бензин до 33 литров, дизельное горючее до 1000 литров).

Тара для перевозки

Транспортировка продуктов нефтепромышленности бестарным методом проводится только при доставке больших объемов. Для этих целей применяются прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны, а также специальные контейнеры с посекционным размещением горючего груза.

Перевозить небольшие партии НП в цистернах и больших контейнерах не получится. Вместимость тары должна соответствовать объему перевозимых веществ, согласно правилам перевозки опасных грузов. Поэтому и транспортная тара для нефтяных производных должна быть специфичная.

Так, для трансфера жидких веществ (растворители, масла, топливо любого типа) используют фляги и канистры объемом 5-50 литров. При необходимости в эксплуатацию вводят более вместительную тару — бочки из металла и полимерных материалов. Объем таких емкостей от 48 до 250 литров.

Допустимое к перевозке количество жидкого опасного груза не должно превышать установленные Правилами нормы. В случае, когда объем транспортируемой жидкости больше дозволенного даже на пару литров, на транспортной таре обязательно должна присутствовать соответствующая маркировка.

Предельно допустимый объем заполнения емкости — 95%.

Нефтепродукты для реализации оптом и в розницу транспортируют упакованными в производственную тару (коробки, ящики). Емкости с грузом размещаются на отдельных поддонах, а по окончании погрузки весь паллет надежно обматывают и фиксируют термопленкой.

Твердые производные черного золота (парафин, холодный битум) допускается перевозить в упаковках, не предназначенных конкретно для этих целей. Это могут быть картонные коробки, ящики, бумажные барабаны и прочие подобные короба и емкости.

Читайте также:  Основные разновидности пассажирских перевозок

Отдельно стоит отметить тару для перевозки внушительных объемов жидких вредных веществ — флекситанки. Этот тип емкостей используется для транспортировки продуктов нефти в подвижных неспециализированных составах.

Флекситанк — это вместительная емкость мешковидного типа из эластичного многослойного материала. Данная вкладная емкость используется в автомобильных цистернах общего назначения для транспортировки НП большими партиями. Один флекситанк вмещает от 10 до 25 тысяч литров нефти и ее производных.

Независимо от специфики груза, для трансфера нефтепродуктов применяют автомобильные цистерны. Одним из критериев допуска являются аэродинамические показатели — герметичный корпус овальной формы. Автотранспорт допускается к перевозке нефтепродуктов, то должен соответствовать требованиям безопасности во время погрузки, трансфера и разгрузки опасных грузов только при соответствии требованиям безопасности, утвержденными Правилами перевозки опасных грузов. Поэтому каждая автоцистерна оснащается:

  • насосным оборудованием с системой шлангов;
  • клиновидным затвором для дозированного скачивания НП;
  • системой контроля уровня залитой жидкости;
  • клапаном для контроля герметичности цистерны;
  • патрубком для удобства залива жидких опасных грузов маслянистого типа;
  • устройствами гашения ударной волны при увеличении скорости, столкновении или торможении подвижного состава.

Вкупе со всем оборудованием каждая цистерна укомплектуется системой для защиты от статического электричества. В основном, в эту систему включены огнетушители и заземляющие устройства, что необходимо для транспорта, взаимодействующего с НП.

Требования

Чтобы осуществлять перевозочную деятельность сырой нефти и ее производных потребуется следовать и выполнять условия, предписанные Правилами. Требования имеются как к СПС, так к водителю и процессу транспортировки соответственно. Но, по порядку о каждом пункте.

К подвижному составу

Критерии ТС корректируют в зависимости от типа перевозимого груза, однако основные требования к СПС таковы:

  1. Обеспечение безопасности по пожарным показателям. Для этого транспортное средство оснащают выхлопной трубой с установленным на ней пламегасителем. В кабине автопоезда должен быть специальный выключатель для моментального прекращения электропитания (отключатель «массы»). Также обязательно наличие заземления (металлической цепи), противоударных ограничителей (задний бампер, например), системы защиты от ударов и опрокидываний СПС.
  2. Информационное оснащение, заметно с большого расстояния. Надпись «Огнеопасно» на борту цистерны, маркировка специальными табличками с указанием сведений о грузе.
  3. Наличие специфичной яркой окраски ТС и цистерн общего назначения.
  4. Подвижной состав должен отвечать требованиям устойчивости.
  5. Транспортное средство подлежит оснащению средствами пожаротушения: лопата, не менее двух огнетушителей, багор, кошма, песок).
  6. Наличие СИЗ для водителя и сопровождающих.
  7. Укомплектование автопоезда парными сигнальными маячками оранжевого яркого цвета, которые могут работать автономно.

Также для всех типов подвижных составов действует требование о транспортировке продуктов нефти только в светлое время суток без отклонений от утвержденного маршрута.

При соответствии предъявленным требованиям, транспортному средству выписывается лицензия на поездку (свидетельство ДОПОГ). В допуске в обязательном порядке отражается код деятельности (классификация ОКВЭД), что позволяет сразу определить тип перевозимого груза.

К водителю

Правила транспортировки нефтепродуктов регламентируют состояние и оснащение не только подвижного состава, но и водителя, которому предстоит управлять ТС во время перевозки. Чтобы водитель оказался допущен к управлению СПС с опасным грузом на борту, потребуется:

  • пройти специальный курс обучения в установленном порядке для получения удостоверения с допуском к транспортировке грузов опасного характера;
  • выучить, знать и уметь следовать правилам ПДД по перевозке продуктов нефти;
  • знать алгоритм действий в непредвиденной ситуации;
  • посетить лекции о перевозке конкретного типа ОГ, если требуется;
  • иметь при себе необходимую действующую документацию, а также разрешение на работу с опасными грузами.

Перед началом поездки водитель должен визуально оценить ТС на техническую исправность, проверить герметичность цистерны и целостность пломб, а также наличие средств индивидуальной защиты для выполнения погрузки, перелива и разгрузки СПС.

Документация

Для осуществления перевозки НП потребуется оформление определенной сопроводительной документации как для СПС, так и водителю. Все документы должны сопровождать груз на протяжении всего рейса. Итак, каждый водитель в случае остановки сотрудниками ГИБДД должен предъявить:

  • договор оказания услуг перевозки между владельцем и транспортной организацией;
  • транспортная накладная внутреннего или международного образца (в зависимости от типа перевозки);
  • документы с информацией о грузе (сертификаты качества, свидетельства санитарных служб и др.);
  • товарно-транспортную накладную;
  • путевой лист с требуемой маркировкой, сообщающей о специфике рейса;
  • свидетельство ДОПОГ на подвижной состав;
  • удостоверение водителя с допуском к перевозке ОГ;
  • разработанный и согласованный с контролирующими организациями маршрут передвижения;
  • инструктаж о порядке действий персонала автотранспорта во внештатной ситуации;
  • информационный лист, содержащий данные всех участников рейса и ответственных лиц с указанием контактной информации на случай возникновения ЧС.

Наличие лицензионных документов со сроком действия в течение всей поездки гарантирует почти полную успешность задуманного процесса. Приятным стимулом к выбору транспортной компании, осуществляющей автоперевозки, является цена на услуги. Доставка нефтепродуктов автотранспортом намного дешевле по стоимости, чем аналогичный рейс с использованием жд или авиа сообщения.

Заключение

Транспортировка сырой нефти и ее производных с использованием автомобильных подвижных составов довольно долгое время осуществляется как по России, так за ее пределами. Повышенная доступность услуг для населения и проходимость транспорта даже в отдаленные населенные пункты имеет весомое значение при выборе типа доставки. Соблюдение требований безопасности к СПС, грузу, а также контроль квалификации водителя обеспечивают успешный итог рейса более чем наполовину. А компетентность прочего персонала и ответственных за перевозку лиц дополняют картину. Ведь серьезная компания не допустит халатности ни в коем случае, так как репутация важна и нужна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: