Транспорт для перевозки детей: специальные требования, учет расходов на приобретение и ввод в эксплуатацию
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Перевозки детских спортивных команд, а также прочих несовершеннолетних спортсменов для участия в различных соревнованиях должны осуществляться организованно. К таким перевозкам предъявляются довольно жесткие требования (в частности, к используемому транспорту). На что нужно обратить внимание при приобретении транспортных средств для организованных перевозок детей? Каков порядок принятия к учету такого автотранспорта? Включаются ли расходы на регистрацию, техосмотр и обязательное страхование в первоначальную стоимость транспортного средства?
Под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 человек и более, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам. Эти требования установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 177 (далее – Правила № 177), и Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 090 (далее – ПДД). Согласно указанным правилам к автобусам, осуществляющим перевозку детей, предъявляются следующие требования:
1. Используются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (п. 3 Правил № 177). Эти требования вступили в силу с 1 июля 2018 года для автобусов с разрешенной максимальной массой, не превышающей 5 тонн на маршрутах, пункты отправления и (или) назначения организованной перевозки группы детей которых расположены в Ленинградской и Московской областях, а также Москве и Санкт-Петербурге. На автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 тонн аналогичное правило в перечисленных регионах распространится с 1 октября 2018 года. В части перевозок детей по иным маршрутам ограничения начнут действовать позже – с 1 апреля и 1 октября 2019 года.
2. Автобус по назначению и конструкции должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
3. Автобус должен быть оснащен также проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, который устанавливается на его крыше или над ней и должен быть включен при движении автобуса с детьми (п. 3 Правил № 177, п. 3.4 ПДД). Указанное требование введено с 1 июля 2018 года и распространяется на автобусы в порядке, аналогичном требованию к возрасту автобусов (см. выше п. 1).
4. Автобус должен иметь опознавательные знаки «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД) в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 («Дети»). Сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм.
5. Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД). В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 («Ограничение максимальной скорости») с указанием разрешенной скорости «60 км/ч» (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).
В связи с ужесточением требований с 1 июля 2018 года учреждения, осуществляющие организованную перевозку детей, обязаны провести проверку имеющихся автобусов на соответствие указанным требованиям и при необходимости произвести закупку новых транспортных средств.
Помимо вышеперечисленных требований к автобусам, при организованной перевозке детей также Правилами № 177 установлены специальные требования к водителям, сопровождающим лицам, документальному оформлению перевозки, уведомлению о предстоящей перевозке, направляемому в подразделения ГИБДД.
Нарушение требований к перевозке детей грозит штрафами, предусмотренными п. 3 – 6 ст. 12.23 КоАП РФ. Согласно данной статье минимальный штраф составляет для водителя 3 00 руб., должностных лиц – 25 00 руб., юридических лиц – 100 00 руб.
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4‑ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23‑ФЗ.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4‑ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23‑ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.
Принятие автобусов к учету и расходы, возникающие при вводе в эксплуатацию.
Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».
Для установления конкретного срока полезного использования автобусов применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № . Согласно данной классификации в зависимости от технических характеристик и функционального назначения автобусов (коды 310.29.10.30.111, 310.29.10.30.112, 310.29.10.30.119 ОКОФ) они могут быть отнесены к третьей, четвертой и пятой амортизационным группам, максимальные сроки по которым составляют 5, 7 и 10 лет соответственно.
Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».
Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.
Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:
- 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;
- 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».
Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.
Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.
Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:
- с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);
- с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.
Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
К сведению:
Регистрация транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами. На зарегистрированный автомобиль выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, а также паспорт транспортного средства, в котором проставляются необходимые отметки ( п. 40 Правил № 001).
Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС ( п. 24.3 Правил № 001).
За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.
Перевозка детей
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам.
На этой странице вы найдете информацию о нормативных документах, регламентирующих требования к перевозке групп детей, методические рекомендации по их организации и другую полезную информацию.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ
Согласно определению Правил дорожного движения:
“Организованная перевозка группы детей” – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организованной перевозки групп детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2022 № 1527) (далее – Правила), в автобусе, обозначенном опознавательными знаками “Перевозка детей” (п. 23.6 ПДД).
Опознавательный знак “Перевозка детей” – в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм).
Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку групп детей не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД).
В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса также должен быть установлен опознавательный знак “Ограничение скорости” – в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости “60 км
ч” (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – подразделение Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса “Байконур”, – в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.
Предусмотренное пунктом 3 Правил уведомление подается лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (далее – организатор перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с формой, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом положений настоящих Правил.
Предусмотренная пунктом 3 Правил заявка подается организатором перевозки, в том числе фрахтователем или фрахтовщиком (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 “Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции”.
Подача уведомления об организованной перевозке группы детей осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
Такое уведомление подается до начала первой из указанных в нем перевозок.
Если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.
Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее – сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.
Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.
Если для организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более, организатор перевозки назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей, который осуществляет координацию действий водителей данных автобусов и ответственных по данным автобусам.
Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки (далее – список), включающий в том числе:
детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;
медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список, предусмотренный настоящим пунктом.
В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного:
ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус;
старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 автобуса и более.
Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности.
К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории “D” не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
В случае задержки отправления автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, организатор перевозки уведомляет об этом родителей (законных представителей) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, а также подразделение Госавтоинспекции, если им принималось решение о сопровождении данных автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями).
Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.
При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления организованной перевозки группы детей вследствие дорожно-транспортного происшествия, технической неисправности автобуса, болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия автобуса требованиям настоящих Правил, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям пункта 17 Правил организатор перевозки или фрахтовщик (при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования) обязан принять меры по замене автобуса и (или) водителя.
Подменный автобус должен соответствовать требованиям пункта 16 Правил, а подменный водитель – требованиям пункта 17 Правил.
При прибытии подменного автобуса и (или) подменного водителя документы, указанные в пункте 18 Правил, передаются водителю этого автобуса. Водителем и ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей составляется акт замены автобуса и (или) водителя в произвольной форме с указанием причин замены автобуса и (или) водителя, даты и времени замены автобуса и (или) водителя, фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров контактных телефонов лиц, подписавших такой акт.
Оригиналы документов, указанных в пунктах 3, 13 и 18 Правил, хранятся организатором перевозки в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях – в течение 90 календарных дней.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
Ответственность за нарушение требований к организованной перевозки групп детей автобусами установлена статьей 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, часть 3 этой статьи устанавливает ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, в виде административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
Часть 4, – за осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами. Для нарушителей предусмотрено наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
За нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, часть 5 статьи предусматривается административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.
Часть 6 статьи устанавливается ответственность за прочие нарушения требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.23 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Обращаем внимание, что для направления уведомления об организованной перевозке групп детей необходимо использовать специальный сервис
Инструкция по обеспечению безопасности при перевозке детей автотранспортом
1. Общие требования.
1.1. К перевозке учащихся автомобильным транспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, сдавшие экзамены в ГИБДД, получившие удостоверение 1 и 2 класса.
1.2. Водитель должен пройти инструктаж по технике безопасности.
1.3. Водитель обязан выполнять настоящую инструкцию и соблюдать правила дорожного движения.
1.4. Запрещается перевозка детей необорудованным автотранспортом.
1.5. Опасные факторы при перевозке детей автотранспортом:
§ угроза травмирования проходящим транспортом при выходе на проезжую часть с тротуара, при посадке и высадке из автобуса;
§ угроза травмирования при резком торможении автобуса;
§ угроза травмирования в случае ДТП.
1.6. При перевозке обучающихся автотранспортом их должны сопровождать двое взрослых.
1.7. Автобус, предназначенный для перевозки, должен быть оборудован знаком «Дети».
1.8. Водитель является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися в автобусе, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц.
1.9. При условиях, опасных для жизни и здоровья водителя и лиц, находящихся в автобусе, водитель обязан немедленно прекратить работу, поставить в известность своего руководителя, и до устранения этих условий работу не продолжать.
1.10. В случае нарушения водителем правил техники безопасности руководитель группы должен сделать ему замечание и в случае невыполнения прекратить перевозку детей.
1.11. За нарушение требований настоящей инструкции и ПДД виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
2. Требования безопасности перед началом перевозки учащихся.
2.1. Перевозка обучающихся разрешается только по письменному приказу руководителя.
2.2. Перед началом перевозки с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности с соответствующими записями в журнале инструктажа.
2.3. В соответствии с ПДД и отметкой в путевом листе (штамп тех. исправности), сопровождающий должен убедиться в технической исправности автобуса.
2.4. Сопровождающий должен проверить наличие в автобусе аптечки, огнетушителя, 2-х знаков «Дети».
2.5. Посадку обучающихся в автобус следует производить со стороны тротуара или обочины дороги, строго по количеству посадочных мест (стоять в проходе между рядами строго запрещается).
2.6. Перед началом перевозки сопровождающий проверяет обучающихся по списку.
3. Требования безопасности во время перевозки.
3.1. Перед началом движения водитель обязан убедиться, что движение будет безопасным и не создаст помех другим транспортным средствам.
3.2. Обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.
3.3. Во время движения автобуса обучающимся запрещается стоять, передвигаться по салону, выглядывать в открытые окна.
3.4. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся не должна превышать 60 км/ч.
3.5. Во избежание травм при резком торможении автобуса, обучающиеся должны упираться ногами в пол кузова, руками держаться за поручни сидений.
3.6. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или при других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении неисправности в работе двигателя, водитель должен съехать на обочину и устранить неисправность.
4.2. При вынужденной остановке автобуса на обочине или у края дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 25–30 метров от автобуса знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
4.3. При невозможности устранить неисправность водитель ставит в известность своего руководителя с целью предоставить группе обучающихся исправное транспортное средство.
4.4. Буксировка неисправного автобуса должна осуществляться автомашинами тех. помощи. Запрещается присутствие других лиц, кроме водителя, на буксируемом автобусе.
§ немедленно остановиться и включить аварийную световую сигнализацию;
§ принять возможные меры для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь;
§ сообщить о случившемся руководителю автоколонны, руководителю ОУ, в полицию, родителям;
§ принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, организации объезда места ДТП;
5. Требования безопасности по окончании перевозки.
5.1. Съехать на обочину или подъехать к тротуару и остановить автобус.
5.2. Обучающиеся выходят из автобуса с разрешения старших в сторону тротуара или обочины.
5.3. Запрещается выходить из автобуса на проезжую часть.
5.4. Сопровождающий должен проверить обучающихся по списку при выходе из автобуса.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Пожар, взрыв, утечка радиоактивных веществ – вот возможный ущерб, к которому может привести неправильная перевозка опасных грузов. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, в развитых странах разработаны правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта. В этой статье опишем правила и требования перевозки опасных грузов наземным автомобильным транспортом в России, рассмотрим основные нюансы, нарушения и ответственность юридических лиц за нарушения.
Что такое опасный груз
Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.
Классы опасных грузов
класс 1 – взрывчатые материалы;
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 – ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 – радиоактивные материалы;
класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 – прочие опасные вещества.
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.
Кто имеет право на перевозку опасных грузов
Транспортировать опасный груз могут перевозчики, обеспечивающие ряд специальных требований:
- наличие пакета разрешительных документов;
- ТС, оборудованное в соответствии с уровнем опасности груза;
- водители, прошедшие обучение;
- правильная маркировка груза.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
- Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
- Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
- Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”.
- Перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению (об этом ниже).
- На автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок.
- ТС должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ.
- ТС, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком “опасный груз”.
- Скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки.
- Водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
- Перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10. ДОПОГ.
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
- специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом (для грузов повышенной опасности);
- свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
- инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего лица о правилах перевозки;
- путевой лист с маркировкой груза;
- паспорт безопасности груза;
- товарно-транспортная накладная;
- договор о перевозке.
Проверка штрафов для юр. лиц
Требования к водителям на перевозку опасных грузов
Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.
Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.
Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2022 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
- Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
- свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
- свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).
До 1 января 2022 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).
- Предоставить ТС для визуального осмотра.
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
- Получить свидетельство о допуске.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
- недостоверности информации в представленных документах;
- отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
- непредставления авто на осмотр;
- несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
- несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
- взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
- легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
- воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
- жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
- токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
- радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
- коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копия СТС или договора аренды автомобиля;
- копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
- доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
- маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
- несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
- представлены не все документы или они не достоверны;
- отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.
Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.
Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:
- свидетельства о подготовке водителя;
- свидетельства о допуске ТС;
- специального разрешения на перевозку;
- аварийной информационной карты;
- соответствия конструкции ТС требованиям транзита опасных грузов;
- знаков опасности;
- инвентаря для ликвидации аварии;
- условий перемещения опасных веществ;
Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:
- для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
- для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.
За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:
- для водителей 1-1,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 5-10 тысяч рублей;
- для юридических лиц 150-200 тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически
Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.
Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Опасные грузы
“Опасный груз”– вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Для предотвращения угрозы вреда для жизни и здоровью людей, окружающей среде перевозка опасных грузов осуществляется по специальным правилам (п.23.5 ПДД).
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272) установлено, что перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляются в соответствии с требований, содержащихся в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов (далее – ДОПОГ).
Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ.
При перевозке опасных грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности) на транспортном средстве должен быть включен Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Само транспортное средство должно быть допущено к перевозке опасных грузов. Оно должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)и раздела 9 ДОПОГ.
В случаях, предусмотренных ДОПОГ, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов; (п.60.1 приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7).
Свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов выдается подразделениями Госавтоинспекции, в порядке, установленном административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденным приказом МВД России от 10.09.2019 №611 (далее – административный регламент).
В установленных ДОПОГ случаях транспортное средства должно быть оборудовано опознавательным знаком “Опасный груз”– в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, – спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях – на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
Транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы может быть запрещено или ограничено с помощью дорожных знаков 3.22 , 3.23 4.8.1-4.8.3 .
3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.
3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”. Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.
4.8.1 – 4.8.3 “Направление движения транспортных средств с опасными грузами”. Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) “Опасный груз”, разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 – прямо, 4.8.2 – направо, 4.8.3 – налево.
Дополнительные требования к безопасности перевозок опасных грузов установлены Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7.
Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
– осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;
– осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;
– осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом.
Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.
При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.
Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”)
Водитель должен пройти специальное обучение и иметь удостоверение о допуске к перевозке опасных грузов.
Согласно Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденному приказом Минтранса России от 4 июля 2011 г. № 179, указанные разрешения требуются для перевозки грузов повышенной опасности, определение которых содержится в главе 1.10 ДОПОГ.
Для получения государственной услуги по выдаче или продлению срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов нужно обратиться в подразделение ГИБДД и представить необходимые документы:
- Заявление установленного образца
- Документ, удостоверяющий личность заявителя
Граждане Российской Федерации представляют паспорт гражданина Российской Федерации.
Если собственником транспортного средства является гражданин Российской Федерации, не достигший 14-летнего возраста, представляется свидетельство о рождении.
Иностранные граждане и лица без гражданства представляют:
временно пребывающие в Российской Федерации и состоящие на учете по месту пребывания – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
временно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание или разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы для лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность;
постоянно проживающие в Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и вид на жительство иностранного гражданина или вид на жительство лица без гражданства.
- В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях представляется доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов собственника (владельца) транспортного средства
Доверенность, выданная иностранным юридическим лицом, принимается с легализационной надписью, совершенной должностным лицом консульского учреждения либо проставленным апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, с переводом на русский язык, заверенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляется письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего владельца транспортного средства.
- Ранее выданное свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (при продлении срока его действия)
Транспортное средство подлежит осмотру на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в представленных документах.
Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и не должен превышать одного рабочего дня.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуг
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
• Отсутствие в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Административного регламента.
• Представление документов с истекшим сроком действия.
• Наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них необходимых сведений, подписей, печатей.
• Представление заявления о выдаче свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов транспортного средства, не являющегося транспортным средством, указанным в п. 9.1.1.2 Приложения В к ДОПОГ.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является непредставление документов в подразделение Госавтоинспекции в срок, предусмотренный для их представления, при подаче заявления и документов в форме электронного документа с использованием ЕПГУ.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства (продлении срока его действия) являются:
• Представление документов и (или) сведений, содержащих недостоверную информацию.
• Отсутствие сведений о пройденном транспортным средством техническом осмотре в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
• Непредставление транспортного средства на осмотр.
• Представление транспортного средства, конструкция которого или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и (или) ДОПОГ.
• Обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортного средства и (или) номерного агрегата сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортного средства и (или) номерного агрегата в розыске или представленных документов – в числе утраченных (похищенных).
Государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимаются.
Опасные грузы 2022: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту
Опасные для экологии, жизни и здоровья людей предметы и вещества нужно транспортировать с особой осторожностью и соблюдением правил перевозки опасных грузов (Таблица 1).
Таблица 1. Классификация опасных грузов.
Класс 1 — взрывчатые вещества.
Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
Нитроглицерин, тротил, гранитол.
Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
Ручные гранаты, торпеды, мины, боеприпасы.
Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.
Порох, фейерверки, огнепроводный шнур.
Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
Патроны для ружей и пистолетов, промышленные заряды.
Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.
Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.
Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.
Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.
Категория 2.2 — токсичные газы
Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.
Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.
Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.
Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.
Белый и желтый фосфор.
Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.
Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси.
Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.
Аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый, двуокись марганца.
Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.
Перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила, технически чистая.
Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества
Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.
Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.
Инфекционные вещества — RIS.
Бактерии, вирусы, диагностические образцы.
Класс 7 — Радиоактивный материал.
Категория I — Белая — RRW.
Категория II — Желтая — RRY.
Категория III — Желтая — RRY.
Кобальт, йод, цезий.
Плутоний 239, уран 233
Класс 8 — Коррозионные вещества.
(вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам).
Серная кислота, кислотные батареи, ртуть.
Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия
Прочие опасные грузы — RMD.
Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.
Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.
Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.
Сухого лёд, полимерные смолы, намагниченные материалы.
Какой транспорт выбрать для перевозки опасных грузов
От класса опасности, удалённости места транспортировки, бюджета транспортировки и особенности договорённости между заказчиком и исполнителем зависит выбор способа перевозки опасного груза в 2022 году (Таблица 2).
Таблица 2. Требования к транспорту, перевозящему опасные грузы.
Вид транспорта
Преимущества и недостатки
Железнодорожный
Плюсы: высокий уровень безопасности, возможность перевезти большие объёмы, сравнительно невысокая стоимость.
Минусы: большая длительность перевозки, большой объём документации.
Автомобильный
Плюсы: большая скорость транспортировки, демократичная стоимость.
Минусы: не подходит для больших партий грузов, выше вероятность непредвиденных ситуаций: кража, автомобильная авария и пр.
Автомобиль должен быть оборудован металлической цепочкой для заземления, груз должен быть изолирована при помощи специального материала. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором, а бензобак должен быть отделен от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и защищен спереди и сзади металлическими щитками, а со стороны днища — металлической сеткой. В автомобиле должны быть:
Плюсы: самый быстрый способ транспортировки.
Минусы: высокая стоимость услуг, невозможность работы с большими объемами и габаритными грузами.
Плюсы: доступная стоимость, высокая безопасность, подходит для работы с большими партиями груза вне зависимости от габаритов.
Минусы: перевозки зависят от погодных условий.
Перед выбором оптимального способа перевозки опасного груза в 2022 необходимо ознакомиться с особенностями, преимуществами и недостатками каждого из них.
Дополнительные меры безопасности, на которые нужно обратить внимание
Для минимизации возможного риска загрязнения окружающей среды, снижения угрозы для жизни и здоровья людей при транспортировке опасных грузов, важно соблюсти дополнительные меры предосторожности.
- Проверить состояния здоровья водителя. Главный оцениваемый параметр — скорость реакции, только трезвое оценивание ситуации на дороге позволит избежать ДТП и других опасных ситуаций на дороге.
- Проверить техническое состояние транспортного средства.
- Иметь в наличие дополнительное оборудование и разрешения на перевозку опасных грузов.
- В пути не брать «на буксир» другие автомобили и не подвергать буксировке сам транспорт с опасным грузом.
Транспорт, перевозящий опасный груз, должен быть промаркирован. Для этого используются знаки оранжевого цвета с кодом ДОПОГ. Где написан идентификационный номер опасности груза. Знак должен быть разборчивым, с нестираемыми рельефными символами, чтобы они не пострадали в случае пожара.
Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов
Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн. Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема. Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством – Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой. В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях, регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.
Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах
Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.
Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.
Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:
легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие. В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;
материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;
химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;
вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.
Классификация ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.
Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы
Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:
взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;
фосфорсодержащие взрывчатые смеси;
вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;
химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;
жидкие материалы, способные при незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;
газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.
Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.
Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом
Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:
Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;
Воздушном кодексе РФ;
международном стандарте качества – ISO 9000.
В этот список входят следующие обязательные документы:
«Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4. В этой декларации грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности. Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.
При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.
Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.
Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.
Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.
Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется коммерческая перевозка груза .
Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.
Упаковка и маркировка ОГ при перевозке воздушным транспортом
Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.
В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:
Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.
Вторая группа упаковки – это класс веществ от 5-7.
Третья группа – для веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.
Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.
Что касается маркировки ОГ, когда используется только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.
Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.
Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.
Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов. По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов. Требования к перевозке ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира. Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере.
Компания «СБ Карго» возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства. Мы получили аккредитацию в IATA как грузовой агент. Это дает нам возможность быстро управлять организационными процессами и финансовыми операциями, бронировать заявки на грузоперевозки оперативно и на выгодных условиях. Мы сотрудничаем с авиакомпаниями напрямую.