Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: “по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу”.
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт – это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Как подтвердили корреспонденту “РГ” в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: “Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
Правила обгона и ошибки при его выполнении
Последнее обновление: 03.01.2022
Комментариев нет
- Завершение обгона через сплошную линию разметки
- Обгон «паровозиком»
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на перекрестке по главной дороге
- Обгон во время разворота
- Обгон на опасном повороте
- Обгон «паровозиком» (продолжение)
- Обгон «паровозиком» (заключение)
- Правила обгона и ошибки при его выполнении
- Нарушения правил обгона
Как известно из определения в пункте 1.2 ПДД, обгон — это маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. В процессе обгона имеются три составляющих: выезд на встречную полосу (начало обгона), движение по встречной полосе, и возврат на свою полосу (завершение обгона).
Каждый из этих последовательных маневров в совокупности с дорожной обстановкой представляет собой набор опасных моментов, игнорирование которых может привести к очень нежелательным последствиям, в т.ч. и к ДТП.
Общие правила выполнения обгона, а также несколько рекомендаций для водителей обгоняющего и обгоняемого автомобиля рассмотрены в статье Маневрирование в дорожном потоке. В этой статье коснемся технических правил осуществления обгона.
Основные требования к выполнению обгона прописаны в пункте 11.2 ПДД. В нем перечислены обстоятельства, при которых запрещается приступать к обгону. Обстоятельства всегда переменчивы. Предположим, в данный момент времени сформировались одни обстоятельства, а через пару минут их может уже не быть, т.е. данные обстоятельства изменятся на другие.
В отличие от пункта 11.2, в пункте 11.4 ПДД перечислены места, в которых обгон запрещен. Другими словами, в указанных местах обгон запрещен ВСЕГДА. Перечислять их здесь смысла нет, можно пройти по ссылкам выше, и почитать весь раздел.
Правила обгона
Чтобы избежать неприятных последствий в процессе обгона, приступая к оному, необходимо придерживаться некоторых правил.
Юридические правила осуществления обгона (где и когда разрешено, и где и когда запрещено) изложены в разделе 11 ПДД.
Так называемые, технические правила обгона, официально нигде не значатся. Они сформулированы общей водительской практикой на протяжении длительного времени, а в современных реалиях, когда число машин на дорогах растет, постоянно подтверждают свою актуальность.
Технические правила обгона состоят всего из трех пунктов:
- Максимальный разгон в своей полосе;
- Минимально возможное время движения по встречной полосе;
- Возврат на свою полосу, не создавая помех обгоняемому.
Перечисленные пункты правил обгона включают в себя, собственно, начало обгона, непосредственно опережение обгоняемого по встречной полосе, и завершение обгона с возвратом на свою половину проезжей части.
Далее рассмотрим их более развернуто, и вместе с тем обратим внимание на некоторые ошибки при обгоне, которые допускают автомобилисты, осуществляя тот или иной маневр в процессе обгона.
Начало обгона
Начало обгона подразумевает уже принятое водителем решение приступить к маневрам. Но еще на стадии принятия решения следует навсегда отказаться от обгона по главной дороге на нерегулируемых перекрестках и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо). Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.
Перед началом обгона необходимо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся дорога перед глазами. Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).
Еще необходимо убедиться, что ваш автомобиль никто не обгоняет в этот момент времени. Для этого достаточно следить за обстановкой сзади как по зеркалам заднего вида, так и проверяя слепую зону взглядом.
Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы. На авто с механической КП целесообразно переключиться на низшую передачу.
Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю. Многие обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля. Из такого положения водитель не может разогнаться: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону. Это не правильно, потому как увеличивается время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.
Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.
Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим авто дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него. Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.
Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона. Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.
Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД). Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).
Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете опережение попутчика (обгоняемого).
Непосредственно обгон
Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.
Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон. Указатель правого поворота нужно включить перед возвратом (перестроением) на свою полосу движения.
На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие машины, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.
Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного. Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.
Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются. Поэтому, нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.
Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину. Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».
В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю. Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.
Завершение обгона
По завершении обгона возвращение на свою полосу должно пройти таким образом, чтобы не подрезать обгоняемого.
Для этого, необходимо начать перестроение, опередив обгоняемого на некоторое достаточное расстояние. Есть так называемый «маркер» для начала возврата: появление отображения обгоняемого автомобиля в салонном зеркале заднего вида. После того, как он в нем «появился», можно включить правый «поворотник», и смело возвращаться на свою сторону, не опасаясь, что вы его подрежете.
Если в процессе завершения обгона пришлось встраиваться между двумя, следующими друг за дружкой машинами, то необходимо, еще будучи на встречной полосе, сначала уравнять свою скорость со скоростью «переднего» автомобиля, затем плавно встроиться позади него.
Если обгон завершается через сплошную «осевую» линию дорожной разметки, то это — нарушение. Данная тема рассмотрена в одноименной статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.
В заключение, несколько строк о правомерности осуществления обгона. Поскольку этот маневр нередко связан с некоторым риском, приступайте к его выполнению только в местах, в которых он не запрещен ПДД, и только тогда, когда есть уверенность в его безопасности.
Если возникает хоть небольшое сомнение (приступить к обгону или отказаться), то лучше его не начинать, а подождать более благоприятных условий. Ситуация на дороге меняется очень быстро.
Рекомендую к прочтению:
Серия публикаций Обгон — посвящена теме правомерности и целесообразности выполнения обгона.
Серия публикаций Дорожные ситуации. Обгон — сборник по разбору дорожных ситуаций в процессе обгона.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Обгон: как ПДД защищают обгоняющего, и почему им нельзя доверять
Мы уже рассказывали о том, что такое обгон и чем он отличается от опережения, а также о том, где обгон разрешен и где запрещен. Сегодня же мы поговорим непосредственно о правилах выполнения обгона. На самом деле, в ПДД есть немало пунктов, призванных защитить обгоняющего, но вопрос в том, что безоглядно доверять им не просто нежелательно, но и опасно. Давайте выясним, о чем идет речь, какие условия должны соблюдать обгоняющие и обгоняемые и как безопасно выполнить обгон.
Мы уже неоднократно упоминали определение обгона, но повторение правила лишним не бывает. Согласно ПДД, обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение без выезда на встречную полосу обгоном не является. Соответственно, обгон справедливо считается одним из самых опасных маневров, и в ПДД есть не один пункт, призванный обеспечить его безопасность.
Разумеется, планируя и выполняя обгон, водитель сам обязан позаботиться о собственной безопасности. Это требование тоже прямо указано в правилах: пункт 11.1 гласит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». То есть намерение водителя выполнить обгон само по себе не дает ему никакого приоритета на дороге. Однако водитель, корректно начавший выполнение обгона, правилами уже оберегается.
Прежде всего, пункт 11.3 прямо запрещает обгоняемому мешать обгону: «водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями». Это одно из базовых требований, позволяющее водителю выполнить обгон так, как он планировал. Более того, с 2016 года в пункте 2.7 ПДД появился отдельный абзац, запрещающий опасное вождение. Оно, помимо прочего, включает в себя «препятствование обгону, если указанное действие повлекло создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Правда, на момент написания материала отдельного наказания за опасное вождение не предусмотрено.
Еще одно важное условие обеспечивает безопасность обгоняющего при самом сложном варианте – обгоне длинномеров. Оно даже вынесено в отдельный пункт 9.11: вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Проще говоря, на загородных двухполосных дорогах водители грузовиков должны держать перед собой такую дистанцию, чтобы любой обгоняющий их мог безопасно встроиться обратно в свою полосу. Учитывая, что правила здесь не обговаривают обгон грузовиками друг друга, дистанция перед длинномером должна обеспечивать даже безопасный обгон другим грузовиком – то есть быть абсолютно достаточной для любого легкового автомобиля. Правда, тот же пункт 9.11 содержит и исключения: требование поддерживать большую дистанцию не действует «при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне».
Если же транспортное средство движется по загородной дороге с маленькой скоростью, то ПДД предусматривают не только возможность безопасного обгона, но и возможность этого обгона избежать. Пункт 11.6 указывает, что в случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства. При этом пункт 19.10 разрешает применить звуковой сигнал для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов – таким образом, водителю тихоходного транспортного средства можно посигналить, указывая на необходимость пропустить автомобили позади него.
Отдельные пункты ПДД касаются обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Так, пункт 24.5 хоть и указывает, что при движении велосипедистов по правому краю проезжей части они должны двигаться только в один ряд, но допускает движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При этом колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения, а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров. Для гужевых повозок, саней, верховых и вьючных животных пунктом 25.2 разрешено не только движение по правому краю проезжей части, но даже движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Однако правила движения колонны здесь те же, что у велосипедистов: колонны при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней), а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.
Как мы видим, требований к водителям, которых обгоняют, в ПДД достаточно много, и они действительно призваны обеспечить безопасность обгоняющего. При одном важном условии: выполнении правил обгоняемыми водителями. Учитывая возможные последствия несоблюдения правил при обгоне, заботиться о себе вынужден прежде всего сам обгоняющий: оказаться на встречной полосе без возможности перестроиться обратно в свой ряд – одна из худших перспектив.
К примеру, пункт 9.11 сам по себе уже содержит исключения, позволяющие водителям длинномеров не поддерживать достаточную дистанцию для возвращения в полосу после обгона. И если участки с запретом обгона и транспортная колонна вопросов не вызывают, то понятие «интенсивное движение» в ПДД не регламентировано и определяется каждым водителем по-своему. То есть здесь есть возможность неоднозначной трактовки требований правил, способная вызвать проблемные ситуации на дороге.
То же самое касается обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Несмотря на прямое указание в правилах, регламентирующее положение этих участников движения на проезжей части, быть уверенным в соблюдении ими правил невозможно. Соответственно, приближаясь к колонне, нужно сначала по возможности выяснить размер колонны и наличие пространства между ее частями и все равно планировать обгон с поправкой на возможные изменения обстановки.
Еще один аргумент в пользу того, что нельзя полностью полагаться на правила – это отсутствие наказания за нарушение большинства указанных выше требований. Наказание за нарушение правил для обгоняющего остается заслуженно суровым, а вот обгоняемые штрафным санкциям практически не подвержены. Пока в КоАП не введено наказание за опасное вождение, фактически ненаказуемым оказывается даже нарушение пункта 11.3 ПДД, которое запрещает препятствовать обгону. На этом фоне не стоит и говорить об отсутствии наказания для велосипедистов и водителей гужевых повозок, не соблюдающих правила организации колонны. По сути, единственное возможное нарушение, за которое можно получить конкретное наказание – это «невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения». Оно зафиксировано отдельной частью 1.1 статьи 12.15 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
Учитывая вышесказанное, водителям, планирующим обгон, стоит учитывать не только правила дорожного движения, которые их всячески защищают, но и возможные нарушения правил обгоняемыми водителями, а также их банальную невнимательность. Перефразируя популярное выражение, можно сказать, что «безопасность обгоняющих – дело рук самих обгоняющих».
Обгон — ошибки, правила, безопасность, техника.
Обгон парадоксален. С одной стороны, это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. С другой, на риск обгона мы идем добровольно. Ведь никто не тянет за уши обходить вереницу грузовиков, мчащихся под дождем со скоростью 90 км/ч, ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пяток минут раньше? Мы к тому клоним, что перед каждым обгоном следует трезво задавать себе вопрос: ?А мне это нужно? Теперь разберем последовательность грамотных действий, если прозвучал ответ: ?Да?
?Обгон — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы? Так гласят Правила дорожного движения. Иными словами вы совершаете обгоны даже на многополосных магистралях, когда время от времени выбираетесь в крайний левый ряд. Однако сейчас разговор пойдет о самой сложной разновидности обгона ? на узкой дороге, с выездом на встречную полосу. Такой маневр можно условно разбить на три фазы.
Фаза первая
Распространенная ошибка: подкравшись под задний борт какого-нибудь ЗИЛа, горе-водитель начинает оттуда высовываться, пытаясь заглянуть вперед. Он не учитывает, что грузовик может внезапно тормознуть, и тем более не задумывается, что по встречной может мчаться ну о-очень широкий туристический автобус? Словом, готовиться к обгону надо издалека. Чем больше автомобиль, который собираетесь оставить позади, тем дальше следует от него ехать. От закрывающих небо трейлеров вообще лучше держаться в метрах тридцати-сорока. Вы должны видеть все, что творится на встречной полосе?
Обращайте внимание на автомобили, которые готовы выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон, будете для них полной неожиданностью? В ожидании ?просвета? в цепочке встречных машин заранее включите более низкую передачу. В автомобилях с автоматической коробкой лучше отключить овердрайв или перейти в режим ?sport? или ?power? Таким образом стрелка тахометра удерживается в зоне 3000-5000 об/мин ? мотор готов к максимальному ускорению. Набирать ход лучше заранее, еще на своей полосе, за несколько мгновений до того, как мимо просвистит последний встречный автомобиль и откроется свободная встречная полоса.
Фаза вторая
Формула безопасности проста: чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон. Тот редкий случай, когда за рулем ?запорожца? получаешь больше адреналина, чем в кокпите Ferrari. Первый станет обгонять какой-нибудь трейлер долго и нудно ? так вырывает зуб неумелый дантист. Водитель будет мучительно всматриваться вперед, ожидая увидеть несущуюся в лоб иномарку. Итальянский суперкар оставит грузовик позади мгновенно. У его водителя пульс даже на йоту не участится?
Поэтому на обгоне используйте весь потенциал мотора: утопите педаль акселератора, на следующую ступень переключайтесь лишь тогда, когда стрелка тахометра вплотную подступит к красной зоне. В общем, чем мощнее двигатель, чем скорее вы вернетесь на свою полосу ? тем безопаснее обгон. Отсюда мораль: не покупайте любимым дамам ?слабые? автомобили, мотивируя свой поступок тем, что зачем, мол, женщине нужен мощный мотор? Нужен! Хотя бы для безопасных и комфортных обгонов.
Вы можете неправильно оценить скорость, казалось, далекого встречного автомобиля. Особенно если он мчится под 200 км/ч. Поэтому пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должна работать левая ?мигалка? Даже тогда, когда обгоняемый остался позади. Включайте правую лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет точно знать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.
Фаза третья
Грамотный возврат на свою полосу. Демонстрирует не сколько мастерство, сколько хорошие манеры. Не перестраивайтесь обратно сразу, грозя снести передний бампер только что обогнанного автомобиля. Выдержите, как говорят актеры, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правую ?мигалку? Правда иногда такая пауза невозможна.
Завершающая стадия обгона сложна, когда по вашей полосе едет плотный поток машин и при обратном перестроении нужно ?втиснуться? в малое пространство между автомобилями. Распространенная ошибка ? торможение и обратное перестроение одновременно ? обычно приводит к тому, что вы либо подрезаете обогнанный автомобиль, либо рискуете вплотную познакомиться с бампером впереди идущего. В таких случаях необходимо разложить третью фазу на две части. Первая ? после обгона вы интенсивно тормозите еще на встречной полосе, уравнивая свою скорость со скоростью машин на своей полосе. Вторая ? аккуратно ?задвигаете? автомобиль в попутный поток.
Напоследок напомним, что обгоны в плотном потоке не только наиопаснейшие, но и бесполезнейшие. Выигрыш во времени будет исчисляться минутами, а проигрыш может обернуться тысячами долларов на ремонт и лечение. Не говоря уже про?
Выполнение опасного обгона
В транспортном потоке движутся самые различные автомобили. Даже однотипные из них могут иметь разные скорости. Поэтому возникает необходимость в таком сложном маневре, как обгон. Опытные водители приравнивают его к езде в наиболее Сложных дорожных условиях (при гололеде, на горных дорогах), где для безопасной езды наряду с опытом и умением надо иметь и хорошие теоретические знания.
Статистика свидетельствует, что около четверти дорожно-транспортных происшествий совершается из-за нарушения водителями правил обгона и маневрирования. Причем более чем в половине случаев водители не успевали выполнить заключительный этап маневра — возвращение в свой ряд до опасного места на дороге или до подхода встречного транспорта. Причины — ошибки в оценке обстановки в зоне обгона. Даже опытные и осмотрительные водители нередко неправильно определяют время, необходимое для обгона, и расстояние, которое пройдет обгоняющий автомобиль.
Что же такое обгон? В чем его опасность?
В Правилах дорожного движения сказано, что обгон — это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда (п. 1.8). Обгон делится на три последовательных, тесно связанных между собой фазы. Первая — отклонение обгоняющего транспортного средства в сторону от первоначального прямолинейного движения и выезд на соседнюю полосу движения. Вторая — движение рядом с обгоняемым транспортным средством, опережение и выезд на безопасное для предстоящего маневра расстояние. Третья — возвращение на первоначальную полосу движения на безопасном расстоянии от следующего уже сзади транспортного средства без предварительного снижения скорости, достигнутой на второй фазе обгона.
Прежде чем приступить к обгону, водитель должен правильно оценить дорожную обстановку в зоне обгона, определить, какое примерно расстояние пройдет автомобиль по полосе встречного движения и сколько времени займет обгон, хватит ли этого времени и пути для безопасного разъезда со встречным транспортным средством. Надо оценить и дорожные условия, т. е. достаточно ли широка проезжая часть дороги в зоне обгона и позволяет ли состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, скользкое) развить необходимую для обгона скорость.
Правильное и оперативное решение этих вопросов позволит определить можно ли начинать обгон. Но надо подумать, а нужен ли вообще в данный момент времени обгон, даст ли он нужный выигрыш во времени. Бели нет, то, может, лучше двигаться в общем потоке транспортных средств, что гораздо безопасней.
Безопасность маневра обеспечивается в том случае, когда свободный от встречных автомобилей путь на полосе движения обгоняющего автомобиля будет не менее удвоенной величины пути обгона. Скажем, если при скорости обгоняемого 60 и обгоняющего 90 км/ч путь обгона составляет более 400 м, то расстояние до встречного автомобиля (величина свободного пути) должно составлять не менее 800 м. Путь обгона (в метрах).
При появлении препятствия на пути обгон надо прекратить. Практика показала, что для уверенного обгона разница в скорости обгоняемого и обгоняющего автомобиля должна быть не менее 15—20 км/ч. Если эта разница небольшая, т. е. скорости автомобилей отличаются незначительно, то процесс обгона затягивается на продолжительное время и требует прохождения большого пути на полосе встречного движения. А это небезопасно, особенно в условиях интенсивного движения, ведь внезапно может появиться встречный транспорт. Возможность столкновения при таком обгоне с появившимся на встречной полосе транспортным средством увеличивается в несколько раз.
При совершении обгона важно правильное поведение водителя обгоняемого автомобиля. Заметив сигнал обгона, он обязан по возможности принять вправо, ему запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями, например выездом в левый ряд. Водитель обгоняемого автомобиля всегда должен способствовать быстрейшему окончанию маневра. Правильное, товарищеское взаимоотношение водителей может предотвратить дорожно-транспортное происшествие даже тогда, когда при совершении обгона возникла опасная ситуация.
Перед началом обгона необходимо включить указатель левого поворота и выехать из правого ряда в левый с таким расчетом, чтобы заблаговременно просмотреть дорогу, т. е. убедиться, что путь движения обгоняемого транспортного средства свободен. Иными словами, надо четко определить, не будет ли обгоняемое транспортное средство менять свою полосу движения из-за обгона, объезда или левого поворота.
Для этого опытные водители применяют следующий прием: заблаговременно, до начала обгона делают своеобразный маневр по ширине проезжей части, сначала по возможности принимают вправо (с этого положения хорошо виден правый участок дороги, особенно пассажиру, сидящему справа от водителя), а затем влево, где просматривается как правая, так и левая, встречная полосы дороги. Это особенно важно, если обгоняемое транспортное средство имеет большие размеры и ухудшает обзор.
Бывает и так. Водитель автомобиля, движущегося с большей скоростью, готовится обогнать сразу две машины и первым начинает маневр, предполагая, что водитель передней делать обгона не будет. А тот, не посмотрев назад, а иногда без включения указателя поворота тоже выезжает на левую сторону. В результате возникает аварийная ситуация.
Некоторые водители, совершая обгон, не выдерживают безопасного интервала и, не включив указатель правого поворота, резко выезжают в правый ряд, «подрезав» обгоняемый автомобиль. Такие ошибки весьма опасны. Поэтому при возвращении в правый ряд для дальнейшего движения необходимо отъехать от обгоняемого автомобиля на 25—30 м, включить указатель правого поворота и не выключать его до полного перестроения.
Существует два способа обгона. Первый, когда обгоняющий автомобиль выходит на левую сторону на равной скорости с обгоняемым и увеличивает ее в процессе обгона. При втором способе обгоняющий автомобиль выходит на полосу встречного движения, уже имея достаточное превышение в скорости над обгоняемым.
Первый способ следует применять, когда обгоняемый автомобиль движется с малой скоростью, а обгоняющий рас полагает большим ускорением. Если же скорость обгоняемого сравнительно велика, этим способом обгона пользоваться нерационально. Для завершения маневра он требует значительно большего расстояния.
Чаще водители применяют второй способ. Еще до выхода на полосу встречного движения они набирают скорость большую, чем имеет обгоняемый автомобиль.
Безопасность движения при обгоне во многом зависит от правильно выбранного бокового смещения. Это расстояние должно быть тем больше, чем выше скорость, но не меньше метра при малых и средних и полутора метров — при высоких скоростях. Нужно обязательно учитывать состояние дорожного покрытия и ширину проезжей части. Если обочина вызывает опасение, то маневр можно совершать только на участке, где ширина проезжей части позволяет выполнить его без съезда на обочину (практически при ширине проезжей части более 6 метров). Недопустим обгон с выключенной передачей (движение накатом), так как при необходимости немедленно увеличить скорость водитель может оказаться беспомощным: ему потребуется определенное время на включение передачи или на пуск остановившегося двигателя.
Перед поворотом, разворотом, объездом или обгоном водитель обязан включить соответствующие световые указатели поворота. Каждое третье столкновение происходит потому, что водитель обгоняемого транспортного средства без сигнала начинает левый поворот или резко принимает влево для объезда препятствия. Особенно часто повороты без предупредительного сигнала выполняют велосипедисты, водители мотоциклов и гужевых повозок.
Намереваясь совершить обгон, каждый водитель обязан оценить обстановку. Нельзя слепо следовать за движущимся впереди автомобилем, который выполняет обгон. Обстановка на дороге быстро меняется, и нужно помнить, что условия обгона, безопасные для первого автомобиля, не являются гарантией для идущего следом. Сложен и опасен двойной обгон. При нем значительно ограничивается зона видимости, в 2— 2,5 раза увеличиваются путь и время маневра. Второй обгоняющий автомобиль занимает всю полосу проезжей части, и разъезд со встречным автомобилем становится невозможным. И не случайно поэтому Правила дорожного движения категорически запрещают такой маневр.
Очень затрудняет обгон, скользкая дорога, а в гололедицу лучше вообще отказаться от этого маневра. На скользкой дороге дистанция, на которую можно безопасно приблизиться к обгоняемому автомобилю, намного увеличивается. Кроме того, управлять автомобилем становится сложно, при резком повороте руля можно попасть в занос.
В туман, дождь, снегопад, сильно снижающих видимость, обгон также затруднен. При видимости менее 300 м выезд на полосу встречного движения для обгона недопустим. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Если же водитель попытается обогнать его с правой стороны, возникает ряд затруднений. Во-первых, плохо видна дорога впереди. Во-вторых, недостаточно видна дорога и в обратном направления (трудно наблюдать за движущимся сзади автомобилем). В третьих, водитель обгоняемой машины может принять правее без включения указателя поворота. Тогда обгоняющий автомобиль нередко оказывается прижатым к тротуару или кювету. В-четвертых, создается повышенная опасность для пешеходов, так как обгоняющий транспорт движется с большой скоростью в непосредственной близости от тротуара или обочины дороги.
Однако обгон безрельсового транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению, производится с правой стороны. Здесь особенно важно помнить, что такой маневр разрешен только тогда, когда обгоняемый уже приступил к выполнению левого поворота: остановился в левом ряду для пропуска транспорта со встречного направления и начал осуществлять поворот. Включение сигнала левого поворота на впереди идущем автомобиле само по себе еще не гарантирует обгоняющему безопасности маневра. Иногда можно видеть, как автомобили с включенными указателями левого поворота неожиданно принимают вправо. Водители их по рассеянности или другим причинам забыли своевременно выключить сигнал. Обгон должен длиться как можно меньше времени. По окончании его водитель обязан занять первоначальную полосу движения. Правила дорожного движения разрешают водителю, производящему обгон, остаться на левой полосе лишь в тех случаях, Когда дорога имеет две и более полосы движения в данном направлении и водителю по возвращении на ранее занимаемую полосу пришлось бы сразу начать новый обгон и если обогнавший не создаст помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
А в каких ситуациях обгон запрещен?
Во-первых, на перекрестках дорог (тут можно обгонять лишь мотоциклы без колясок и велосипеды). Это ограничение касается, однако, не всех перекрестков. На регулируемых перекрестках, когда движение по пересекаемой дороге запрещено, а также на пересечениях главной дороги со второстепенными, когда транспорт на второстепенной дороге стоит, дожидаясь проезда всех средств по главной дороге, обгон разрешен. Во – вторых, нельзя обгонять ближе 100 м до железнодорожного переезда и на переезде. В-третьих, запрещен обгон того транспортного средства, которое само уже обгоняет или объезжает другое. В-четвертых, нельзя совершать обгон транспортным средствам или грузовым автомобилям, полная масса которых превышает 3,5 т, если на участке дороги ‘установлены знаки 3.20 «Обгон запрещен» или 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Эти знаки обязывают водителей оставаться на тех полосах, на которых они оказались. Иными словами, в зоне действия вышеназванных знаков запрещено покидать свой ряд, кроме как для поворота, остановки или перестроения в свободный правый ряд. Правда, и в этой зоне можно обгонять мотоциклы без коляски и велосипеды, а также одиночные транспортные средства, которые по каким-то причинам движутся со скоростью меньше 30 км/ч. Нельзя осуществлять обгон и в местах, где этот маневр будет связан с пересечением или наездом на сплошную линию продольной разметки. Если рядом нанесены две линии, иа которых одна — сплошная* ? а другая — прерывистая, то при обгоне их можно пересекать только со стороны прерывистой линии.
Не следует обгонять на поворотах и в местах переломов продольного профиля дорог. Выезд на полосу встречного движения в таких местах вообще запрещен. Это особенно недопустимо на скользких и мокрых дорогах, где возрастает угроза заноса автомобиля и потери управления им. Рискованно обгонять транспорт там, где вероятно внезапное появление пешеходов: у школ, больниц, остановок общественного транспорта, на пешеходных переходах или перед выездом на них.
Помните, выполнение всех требований правил и рекомендаций по обгону, применение правильных приемов и способов вождения позволит безопасно для себя и других выполнять этот сложный маневр.
Можно ли обгонять на пешеходном переходе
Пешеходный переход – это зона повышенной опасности. Водители должны быть более осторожны, подъезжая к «зебре». Есть несколько правил, которые распространяются на эту зону. И одним из них является запрет на обгон.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Но многие игнорируют действующие правила дорожного движения, что приводит к наездам на пешеходов и нередко со смертельным исходом.
Чтобы уменьшить количество жертв, законодательством предусматриваются правила, несоблюдение которых карается штрафами и даже лишением прав. Рассмотрим, какое наказание предусмотрено за обгон на переходе.
Разрешено или запрещено
Если обратиться к ПДД, а точнее к пункту 11.4, то можно узнать, что установлен полный запрет на обгон в пределах пешеходного перехода. И отсутствуют какие-либо исключения или ограничения.
Почему же водители продолжают нарушать правила, лишаться прав и даже свободы за наезд на человека?
Дело в том, что до 2016 года законодательством был разрешен обгон при отсутствии пешеходов. Водитель должен был убедиться в том, что на «зебре» и рядом с ней отсутствуют люди, желающие пересечь дорогу и только после этого опережать впереди идущее транспортное средство.
Но данное исключение становилось прекрасным оправданием водителей, которые совершали маневр, приводящий к наезду на пешехода.
В 2016 году в законодательстве были сделаны поправки, запрещающие опережать и обгонять автомобили на переходах при любой ситуации, даже когда за несколько метров отсутствуют пешеходы и водитель в этом уверен.
К сожалению, не все автолюбители успели ознакомиться с новыми правилами, поэтому продолжают нарушать ПДД.
Стоит учитывать один важный нюанс – запрещен как обгон, так и опережение на пешеходном переходе.
Напомним, что:
Обгон | это маневр, подразумевающий выезд на встречную полосу |
Опережение | это маневр по полосе попутного движения |
На регулируемом и нерегулируемом
Нерегулируемые переходы – это стандартная «зебра», отмеченная дорожной разметкой и специальным знаком № 1.22.
Движение по нему осуществляется согласно правилам:
- Водитель обязан снизить скорость движения, подъезжая к переходу.
- Пересечение перехода разрешено при условии, что отсутствуют пешеходы.
- Движение запрещено, если пешеход хотя бы одной ногой встал на дорогу с противоположной стороны.
Пешеходы всегда имеют преимущество перед автомобилями на переходах. Соответственно, и обгон запрещен на этом участке. Водители обязаны уступить дорогу людям и дать им возможность пересечь дорогу.
Регулируемые переходы отличаются наличием светофора. Пешеход, планирующий пересечь дорогу, должен нажать кнопку и дождаться зеленого света.
Водители обязаны остановиться при включенном красном свете. Движение можно продолжать при условии, что загорелся зеленый для них, а на дороге отсутствуют пешеходы.
Если кто-нибудь не успел пересечь переход, то водители должны дождаться, пока люди не освободят дорожное полотно.
Что касается обгона, то в законодательстве есть утверждение о запрете обгона на регулируемых перекрестках. Пешеходный переход со светофором относится к этому виду участка. Поэтому обгонять впереди идущее транспортное средство запрещено.
В городе и вне населенного пункта
Указанные выше правила обгона на пешеходных переходах распространяются на всех дорогах, без исключения.
Совершение маневра запрещено в городе и за пределами населенных пунктов. Правила едины для всех и независимо от места нахождения перехода.
В судебной практике часто встречаются случаи, когда водитель пытается доказать свою невиновность за обгон на переходе вне города.
При этом нарушители утверждают, что дорога была пустая, в поле зрения пешеходы полностью отсутствовали.
Если участок хорошо просматривается, а видеорегистратор зафиксировал отсутствие людей, то в суде возможно смягчение наказания. Но чаще водителям назначают самое суровое наказание, поскольку правила едины для всех.
Как выглядит знак «обгон запрещен», читайте здесь.
С выездом на встречную полосу
Обгон впереди идущего транспортного средства на пешеходном переходе с выездом на встречку является двойным нарушением, за которое простым штрафом отделаться не получится.
Смягчить наказание или отменить его за выезд на встречную полосу можно при одном из условий:
- На дороге отсутствовали знаки или специальная разметка, указывающая на запрет обгона.
- На дороге три полосы, есть разметка, но нет знаков о запрете обгона.
- Впереди движется тихоходное транспортное средство или неисправный автомобиль с включенными аварийными знаками.
- Водитель опережал препятствие. Например, технически неисправное транспортное средство.
Перечисленные ситуации являются основанием для отмены наказания за выезд на встречную полосу. Но ответственность за обгон на переходе все же принести понести.
Также учитывать важно следующие моменты:
- Обгон строго запрещен при наличии соответствующего знака. Если проигнорировать его, то наказание будет двойным и водитель останется без прав.
- Нельзя обгонять по встречке при наличии 4 полос на дороге.
- Обгон запрещен дорожной разметкой.
Обгон перед или за пешеходным переходом
Обгонять перед пешеходным переходом или после его пересечения можно при условии, что отсутствуют запрещающие знаки и разметка. Главное, соблюдать ПДД, что грамотно совершить маневр и не спровоцировать ДТП.
Но у многих водителей остаются сомнения – где именно в области пешеходного перехода можно совершить обгон.
Опережение должно производиться с учетом правил:
- маневр должен быть закончен до перехода. От водителя требуется визуальная оценка расстояния до «зебры», чтобы пересечь этот участок уже в своей полосе. Если переход близко, то лучше отказаться от обгона и дождаться безопасной зоны;
- нельзя забывать про то, что скорость на переходе должна быть очень низкой. Недостаточно просто закончить маневр до «зебры», нужно успеть переключить скорость и этим не спровоцировать столкновение с автомобилем, который следует сзади;
- обгонять после пересечения перехода можно сразу, как только знак останется позади. При условии, что нет других запрещающих знаков.
Возможна такая ситуация. На трассе водитель хочет обогнать впереди идущий крупногабаритный транспорт. Опережая его, открывается обзор дороги и замечается пешеходный переход. Что делать в этом случае? Действия водителя зависят от ситуации.
Если есть техническая возможность, нужно вернуться назад, в свою полосу. Если же место уже занято вереницей из автомобилей, то придется закончить маневр, не забывая притормозить возле перехода. Конечно, это будет являться нарушением, но так исключает риск наезда на пешехода.
Штрафы за нарушение правил
Наказание за обгон на пешеходном переходе возможно одно из двух: штраф или лишение прав. В первом случае протокол составляется сотрудником дорожной полиции на месте правонарушения или несоблюдение ПДД фиксируется камерами.
Независимо от ситуации, когда водитель совершил запрещенный обгон, за данное нарушение ему придется заплатить штраф в размере 5000 рублей. В течение 20 дней с момента выдачи постановления можно оплатить 50% от указанной суммы.
Дополнительно водителя могут оштрафовать на 1500 рублей при несоблюдении правил пересечения пешеходного перехода.
К ним относится:
- Уменьшение скорости перед знаком или разметкой.
- Остановка до границы разметки. Нельзя вставать на полосы «зебры».
- Дождаться, пока все пешеходы покинут дорогу.
- Медленно начать движение, постепенно набирая скорость.
- Если впереди или по попутной полосе движется транспортное средство и снижает скорость или останавливается перед переходом, то водитель обязан поступить аналогичным образом.
Отдельное наказание предусмотрено для водителей скутеров, мопедов и велосипедов. Они должны не просто остановиться перед переходом, а покинуть транспортное средство и перевезти его вручную. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
Возможно ли лишение прав
За несоблюдение правил обгона, а точнее – за опережение автомобиля на пешеходном переходе, помимо штрафа, возможно наказание в виде лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Если водитель повторно совершать данное правонарушение за месяц, то прав он лишится на 12 месяцев.
Стоит учитывать, что лишить удостоверения водителя может только суд. Сотрудники постовой службы могут выписать протокол и передать его в соответствующую инстанцию. Но до решения суда нарушитель имеет право управлять автомобилем в прежнем режиме.
По камерам видеофиксации нарушений ПДД наказать водителя могут только штрафом. Лишить прав заочно правоохранительные органы не могут.
У водителей часто возникают недоумения – почему за обгон предусмотрено такое суровое наказание. Ответ прост – участились случаи наезда на пешеходов с причинением тяжелых телесных увечий и летальным исходом.
Водители, уверенные в своем профессионализме, совершают обгон и сбивают людей, уверенных в том, что их пропустят на «зебре».
Часто за обгоняемым транспортом скрывается особая опасность – ребенок, которого практически не видно за кузовом автомобиля.
Доказать свою невиновность при обгоне на переходе практически невозможно. Совершать такой маневр разрешено в исключительных случаях:
- водитель уходил от столкновения с другим автомобилем;
- водителю стало плохо, и он был вынужден совершить маневр;
- отказали тормоза или рулевая система;
- на переходе находился неподвижный транспорт или иное препятствие.
В перечисленных случаях обгон не считается правонарушением, но встречаются они крайне редко.
Наиболее часто водители нарушают ПДД осознанно, с целью быстрее добраться до пункта назначения. И за это суды практически всегда назначают максимальное наказание – лишение прав.
Статьи КоАП и ПДД
Обгонять машину впереди на пешеходном переходе нельзя. Данное нарушение рассматривается в законодательстве в нескольких нормативных актах:
Пункт 11.4 ПДД | рассказывает о запрете обгона, в том числе, на пешеходных переходах |
Статья 12.15 КоАП | регламентирует наказание за нарушение правил обгона |
Статья 12.18 КоАП | указывает на размер наказания за несоблюдение правил пересечения переходов |
Пункт 14.2 ПДД | указывает на необходимость снижения скорости перед переходом, если впереди идущее транспортное средство замедлило скорость |
Пункт 14.3 ПДД | регламентирует порядок пересечения регулируемых переходов |
Обгонять на пешеходных переходах запрещено действующим законодательством РФ. За данное нарушение придется заплатить штраф или лишиться прав сроком до полугода.
Необходимо соблюдать ПДД, чтобы не только избежать сурового наказания, но и избежать наезда на пешехода. Будьте внимательны на дорогах!
Какое ждёт наказание за обгон по обочине, смотрите на странице.
Когда следует выключить указатели поворота выполняя обгон, узнайте из этой информации.
Видео: Обгон На Пешеходном Переходе — Нарушение или Нет
Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: “по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу”.
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт – это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Как подтвердили корреспонденту “РГ” в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: “Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.